рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ - раздел Философия, Философия,ее Структура И Ро...

ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Происхождениеипредметфилософии.

Слово «философия»впереводесдревнегреческогоязыкаозначает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около… В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается… ВэтовремяжилиКонфуций, Лао-цзы, Мо-цзывКитае; ВИндии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране…

Философияинаука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все известное человеку на данный… 4. Специфическиечертыфилософскогознания:  

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗРЕНИЕ

Философия носит двойственныйхарактери рассматриваетсяво-первых, какодна из форм мировоззрения, во-вторых, какнаука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и… Чтотакое человеки мир? Откуда он произошел?

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА. ПОИСК ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ

Античнаяфилософиявозникла вгреческихгородах-государствах («полисах») нарубежеУ111-У1 вв. дон.э.). Испытавпериодблестящего расцвета в У1-У вв. до… Периоды античной философии: 1) натуралистический (проблемыкосмоса ипоиска первоначала бытия)– милетскаяшкола, пифагорейцы, элеаты,…

Классическийпериодантичнойфилософии. Софисты. ЭтическийрационализмСократа.

 

Софисты.Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты– платныеучителякрасноречияи спора. Ониловко иумеломанипулируя словамииаргументами, моглиложноедоказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов - известное высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют». Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо –вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно– и знание (можнооднои тоже утверждениедоказать и опровергнуть) имораль. Примеромдревнегософизма являетсясофизм «Рогатый»: «То. что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, тыихимеешь». Вотещепример, какдвасофистарешили запутать простогочеловека поимени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у тебясобака?»- «Естьиоченьзлая»,- отвечалКтисипп. «Аестьлиунее щенята?»-«Да, тожезлые»- «Иихотецконечно, тожесобака?» - «Да» - «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец – твой, следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или напротив, нарочиторастягивать своюречь, дабыегопротивникубыло трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия, принуждатьсобеседника кчастомуповторениюодногоитогоже ит.д. Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса

Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений. Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честностьит.д.

Философиявпонимании Сократа неизучениеприроды, аучение отом, какследуетжить. Сократвыступаетпротивраннихфизиков. Знать человек может только то, что в еговласти. Это не внешний мир, а его собственнаядуша. Поэтомуглавнаязадачапознания – самопознание, а принцип философии– «познайсамогосебя». Чтоже такоепознание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е определить ряд общих признаков, характерных только для него. Сократ отождествляет добродетель сознанием. Поведениечеловекаопределяетсяегопонятиямиодоблести иблаге: нетчеловека, который, зная, чтоон можетсделатьнечтолучшее, сталбыделатьхудшее. Сократсводилвсякоедурноедействиекпростому незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто знает, чтотакое мужество. Знаниетого, чтотакоедоброичтотакоезло делает людей добродетельными. Зная, чтохорошо и что плохо, никто не может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии – помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию – предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На это направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтикадословнопереводитсякакповивальноеискусство. Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о добре и зле и быть добрым или злым – не однои тоже.

Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время онпосвящал беседам и спорам, которые проходиличаще всего на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к смерти и вынужден был принять чашус ядом – цикутой.

Киники– название школа получила от насмешливогопрозвища Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической школы– Антисфен. Согласнофилософусчастье– цельчеловеческой жизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он находитсявзависимостиотматериальныхисоциальных потребностей. Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины ит.д.

Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим поведением ипрезрением кжизненным радостям ДиогенСинопский. Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до крайности потребности, закалялсебя, подвергаясвоетелоиспытаниям. Жилон вбольшойкруглойглиняной бочке (пифосе). Приучал онсебя и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от людейиихмнений. Философпросилподаянияустатуй, чтобыприучить себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание. Лукиантакописывает беседуДиогена споследователем: «Тывидишь перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против наслаждений… Я– освободительчеловечестваиврагстрастей»… Если захочешьбытькиником.. преждевсегояснимустебяизнеженность… заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о детях, ни о браке, ни об отечестве… Ведя такой образ жизни ты назовешь себя болеесчастливым, чем великий царь».


ОбъективныйидеализмПлатона.

Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию.… Социальная философия. Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и…

ФилософскиеидеиАристотеля.

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с еготочки зрения, состояла в том, чтоон оторвал «миридей»… Форма– ключевоепонятиеАристотеля. Именноформа делает предметтем,… Всегоих 4:

Философия эпохиэллинизмаиДревнегомира. Киники. УчениеЭпикураиегожизненныеидеалы. Этическаяконцепция

Стоиков. Скептицизм.

Эпикур. Представительатомистическогоматериализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы– «сад Эпикура».… Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают.… Согласнофилософу, критерийсчастья– вчувствеудовольствия. Благоесть всето, чтопорождает удовольствие, зло– то,…

Основныечертыиэтапысредневековойфилософии.

Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцветадостигла вУ-Х111… Представители: Тертуллиан, АвгустинБлаженный, Боэций, Фома Аквинский,… 1. Теоцентризм (главнаяпричина всегосуществующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)

Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)

Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишельде Монтень,… Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое и… ЭпохаВозрождениядлянаиболеепередовыхстранЕвропы– это время зарождения капиталистических отношений, складываний…

Основныепроблемыинаправления философииНового времени.

ФилософияНовоговремениохватываетпериодХУ1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихсяизфилософии. Физика, химия,… Дляфилософии данногопериода характеренряд установок: 1. Выдвижение науки в… Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап…

Строгособлюдатьпоследовательностьисследования, не пропускатьниединогозвенавлогическойцепочкеисследования.

Большинствознаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однакосуществуетособыйродзнаний, которыйненуждается ни в каких доказательствах.… Конечную цель познания Декарт определяет как господство человека над… Б. Спинозакритикует Р.Декарта. Главнымнедостаткомдекартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной…

Немецкаяклассическаяфилософия.

 

К немецкой классической философии конца ХУ111-Х1Х вв. относятсяИ. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.ГегельиЛ. Фейербах.Все ониоченьразные философы, ноихтворчествопринятооцениватькак единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

И.Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии. Вего творчестве выделяется два периода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями;2) «критический»- напервыйпланвыходятпроблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.

В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит всебебесконечноемножествонеразгаданныхтайн. Кантполагает, что причинойэтой трудностиявляетсясамчеловекиегоразум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постояннонаталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии). С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии (например, «существуюттолькопростыеэлементыито, чтосостоитиз простых» и «в мире нет ничего простого»). Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Однако, разумнаталкивается нетолькона внутренние границы – неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема. Весь мир делится, по Канту, на познаваемый мир «явлений» и мир «вещей в себе», заключающих в себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму.

Философ ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?

Все знаниеКант делитна апостериорное – то, котороеполучает человек врезультатеопыта, онопредположительно, необладаетполной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения (например, «все что случается имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно абсолютнодостоверно, надежно, обладаеткачествами всеобщностии необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространствоивремякак формы. Будучи всеобщимии необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, врезультате чеговчеловеческом разуме возникаетцелостная картина окружающегомира. Однако, поКанту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потомучтонашесознание самовыстраиваетокружающий мирпри помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания– пространства ивремени. Отсюда вывод Канта, чтовещи самипосебенепознаваемы, такжекакивесьокружающиймир. Более того – философия в той форме какой она существовала до Канта невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») - вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие Гегеля– этоМировойдухили Абсолютнаяидея, которое онопределяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительноразумно, все разумное – действительно».

Процессразвертываниямировогоразума проходиттриступени: 1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное

мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; наэтойступенипоявляетсяичеловек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовнойдеятельностью;

3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которойпродолжаетсяразвитиеабсолютной идеи, доходящее витогедофилософии, открывающейтаинственныйисточникмирового развития, т.е. абсолютнуюидею. Мировойразум какбывозвращается вфилософии к себе самой, познаетсамое себя. Вэтом изаключается

смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании. Гегельосновываетдиалектическийметод, ключевоеегопонятие

противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятиепротивоположностей). «Снятие» означает, чтопервыедвестадии развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий духи егопроявления

Мировойразум вчеловеческойисторииимеет ярковыраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Всоответствиис этим критерием Гегельразличает четыре основныхпериода всемирнойистории :восточныймир (Китай, Индия, Египет), греческиймир, римскиймир, германскиймир. СтраныВостока незнаютсвободы, онизнают, чтосвободенодинчеловек, даитотдеспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга историческихэпохсвидетельствуетотом, чтодухнеуклоннодвижется к своей цели, воплощаясь попеременнов конкретном «духе» тогоили иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразитьтребования мировогодуха.


2.ДиалектическийиисторическийматериализмК.Марксаи Ф.Энгельса.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкимиучеными К.Марксоми Ф.Энгельсомвсередине Х1Хвека.

Характерныечерты:

 

1. Диалектическийметодрассматриваетсяв неразрывнойсвязи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материянаходитсявпостоянномдвиженииисаморазвитии, онавечнаибесконечна; ееразвитиепроисходитпозаконамдиалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных измененийвкачественные, отрицанияотрицания.

Висторическомматериализме ключевымипонятиямиявляются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальныхблаг). Надстройка – этоидеологические отношения, связанныеснимивзглядыитеории, а такжеорганизации (государство, партииит.д.). Надстройказакрепляети поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказываетбольшоевлияниенанего. Обществоразвиваетсяестественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная- крайненизкийуровеньпроизводительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной собственностиитрудезависимыхкрестьян,

капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производстванаемныхрабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственностина средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил ввозможность переустройства несправедливого, простроенного на господствечастнойсобственностииэксплуатациичеловекомчеловека, капиталистическогообщества. Спомощьюпролетариата (могильщика капитализма) ипролетарскойреволюции (пролетариат– рабочийкласс, наиболее активен, емунечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».


 

Главныечертыинаправления постклассическойфилософии.

 

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки философскихпроблем иихрешения. Для классической философии -философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установлениена основеоткрытиявсеобщихзаконовразвитияприроды и общества господства человека над природой, создания общества социальнойсправедливостииизменениясамойчеловеческойприроды. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -рационалистическая парадигма- подвергаетсяжесточайшейкритике иначинаетсяпереходк неклассическойфилософии. Философияконца Х1Х-ХХвека отказываетсяот:

1. рационализма какединственногоспособа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;

2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм илиидеализм;

3. отдогматизмавфилософии– непременнойссылкииопорына авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные чертыфилософииХХвека:

 

-Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообщеполагает, чтомногогранный мирможнопознать при помощи различных форм познания (не только разумом!).

· предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, чтоведетк возникновению принципиальноновых направлений: философиякультуры, философияполитики, философия техники, философиянауки ит.д.

· Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство междусобойДиалог– главныйспособвзаимодействиянетольковнутри одной философской традиции, но и междуЗападом и Востоком.

· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности, свобода. Человекрассматриваетсянеодносторонне, а вовсейцелостностии противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существованиячеловечествавцелом, окризисечеловека и истории.

 


 

3.Философияжизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.

 

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательносуществую», «вседействительноеразумно» в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не тождественныепонятия! Жизнь– этопроцесс, свободное стихийноеи инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объектпознания). Жизньнельзяпознать, находясьвненее, ееможно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить». Главноевжизни – нематерия, а дух, поэтомуна первый планвыходят «наукиодухе», ане «наукиоприроде»: музыка, поэзия, миф, метафора, символит.д.

ИррационализмА.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, неоснованна принципахразума. Вмиревообщенетразума, в немвсе подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. Вмиреживотных – этостремление ксохранению жизни, в физическоммиреесть «притяжение», тяготение, магнетизм, вобществе существуетволягосударств, народовиотдельныхлюдей, воля «разлита» вприродеиобществе. Воляпорождает всеявленияипроцессы вмире, носама онабезосновнаибеспричинна. Воляслепаинеимеетразумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любвиит.д. Если основамира– «воля» -неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакогоразумногооснования. Наука постояннозаходитвтупик, когда пытаетсяобосновать мириз законовразума. Мирне сталлучше из-за развитиянаукии техники. Последниестановятся большим злом.

Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религиичеловекпытаетсяпобедитьвремячерезидеюбессмертиядуши. Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяетлюдей.

Вцелом, жизньлюдей– этобезнадежное длительное угасание и горе. Смыслжизни состоит в пониманиитого, чтомир – этоскорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устраниваффекты, вызванные «волей». Человекможетпридатьсвоей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философприходит кпессимистическимвыводамобессилиичеловека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества. Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

Ф.Ницше - выдающийсянемецкийфилософ, потрясшийсвоими заявлениямисовременную емуфилософскуюмысль. Сутьеговзглядов – этогимн сильномучеловеку. Онсчитал себяучеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительнымиизменениями. Мир – этожизнь. Основойжизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя – самоутвердиться.

Длятого, чтобы выжитьчеловекдолжен бытьсильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства -идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однакоэтиморальныепринципынепринимаютсяужедавновкачестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма условийсохранениябедных, полуудачныхиполностьюнеудачныхвидов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианствоумерло (Бог умер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и виноватовэтом христианство.

Ф.Ницшепризываетк «переоценке ценностей», кзаменеморали рабовна моральгоспод – «сверхлюдей». Философпротивопоставляет «простогочеловека» и «аристократовдуха». Простые людиникчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, неспособнысозидать ивластвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек»- этосуществовысшегобиотипа. Онабсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, внедобраизла. Егоморальпредполагаетискусствоповелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не геройиневеликийчеловек. Этоабсолютноноваяпородалюдей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должныпогибнутьиосвободитьместодляновогопоколения «сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

АнриБергсон- основательинтуитивизма. Жизнькакстановление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств. Жизньтоже распадается- надухиматерию. Жизньможетбытьпознана только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все противоположности, втом числеимеждупознаваемым ипознающим. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллектпознаетмертвыевещи, утратившие «длительность», вобмен на пространственную фиксацию.


3.ОсновныефилософскиенаправленияХХв.: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

 

Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования – этоодно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинстваположений. Представители: МартинХайдеггер, КарлЯсперс, Жан ПольСартр, Альбер Камю идр. Основнойобъект исследования экзистенциализма– человекисмыслегосуществования. Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничегоиз себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает местов мире, и толькопотом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, ужесуществуя. Онестьничтоиноекакпроектсамогосебя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не толькосоздаетсебя исвоюжизнь, но иответственностьза неенесетон тоже только сам. Человек тотальносвободен, он обречен на свободу - свободувыбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это

свобода»- этовторойважнейший тезисэкзистенциализма.

Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая – формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования) – забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смертьит.д.

Человек, существуявсовременном обезличенном, усредненном, абсурдном (втерминологииА.Камю) миреman, гдекаждыйизолирован отдругогоистановитсяобъектом воздействия, должен преодолевать его своей свободой и протестом.

Герменевтика. Изначально герменевтика являлась наукой истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса – персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из филологической дисциплины она становится самостоятельным философским учением. Немецкий философ Ф.Э.Шлейермахер попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в наиболее точном и полном понимании психологии автора и его характера. Основным методом в данном случае может быть только «вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой

автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к темже результатам.

Другой немецкий философ В.Дильтей рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он противопоставилметодыгуманитарныхиестественныхнаук: понимание для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея как и для Шлейермахерапониманиеможетбытьдостигнутьтольковрезультате вживания, вчувствования в чужой субъективный мир. История (основнойпредметегоисследования) рассматриваласьим какпрошлое, которое посредством понимания – вживания, вчувствования – становитсянастоящимв своейцелостности. Текстс этойточкизрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, т.е. временем интерпретатора.

Для понимания человека, текста, исторического события необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию данногочеловека, писавшегоилижившего, культурнуюсреду, врамках которой он сформировался, нои языковую традицию, внутри которой он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»: длятого, чтобы понятьцелое, необходимопонимать части, из которых этоцелое состоит, а пониманиечасти, всвоюочередь невозможнобез понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и обратно, отцелогокчасти, иврезультатетакогодвиженияформируется понимание. Х.Г.Гадамер объясняет предвзятость в истолковании текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого начала «предыстолкован». Человек направляет на реальность свой интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята, проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор, выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ которого выйти невозможно.

Позитивизм. Родоначальниковм позитивизма является французскиймыслительО.Конт. Основуегофилософскойпрограммы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютнонедоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинногознания могутбытьтолькочастные науки, т.к. всеявления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо

стоящейнаднейфилософии, адолжна опиратьсяна самусебя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи междуними. Позитивная философия – это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественно-научного и социального материала.

Контформулируетзаконтрех стадийразвития умаипоказывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействиемразличныхсверхъестественныхсил; наметафизической – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего мира; на научной (положительной)– человек, наблюдаязаявлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутреннихпричин явленийневозможно).


 

Русскаяфилософия. Русскаяфилософскаямысль– органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, чтои западноевропейская, хотяподходк ним, способыих осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяютсяследующиеэтапы:

-Х1-ХУ11 вв.– постановкафилософскихпроблемипоискответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.);

-ХУ111 в. – перваячетвертьХ1Хв. – распространениефилософии в России в форме философскогоосмысления науки и культуры своего времени –философия русского Просвещения (М.Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев), философия декабристов(П.Пестель,М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкинаидр.)

- Вторая четверть Х1Х – началоХХ в. – становление и развитие самостоятельной философии в Росси включает множество направлений:западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич) и славянофильское (А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков, Ю.Самарин), революционно-демократическое (Н.Чернышевский, В.Белинский; анархисты - М.Бакунин, П.Кропоткин; народники – Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г.Плеханов, В.Ленин),почвенничество (А.Григорьев, Н.Данилевский, Ф.Достоевский;консервативное (М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев);русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский. В.Вернадский, А.Чижевский);религиозно-идеалистическое (Вл.Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов),

- Русская философия после 1922 г. – философия русского зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин. С.Франк, Б.Вышеславцев, Л.Карсавин)

Основные темыи проблемы:

 

- тема человека, егосудьбы и смысла жизни; - проблема добра и зла;

- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-мистического» методапознания действительности (целостным

духом);

 

· «русскаяидея»- выяснениеособенностейрусскогодуха, русской культуры и русского менталитета;

-поиск исторического пути развития России – между Западом и Востоком;

- смысла истории человечества, ее будущее;

 

- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике –изначальногоединствакосмоса, природы, человека иБога, единства жизни, истории ипознания;

-ХХ веке – осмысление кризиса мировой философской мысли и поискновых путейфилософствования.

Илларион, Х1 в. («СловооЗаконеиблагодати»)– объясняетсуть христианского учения; утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется образами тени, луны, а эпоха «благодати» – солнца. Прославляется РусьикнязьВладимир.

Филофей, ХУ1 в. создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлиннойвере.

Иван Грозный и Андрей Курбский (ХУ1в.) - переписка. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничениидействийцаряземскимсобором. Спорбылрешенвпользу Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма правления.


ФилософияПросвещения. М.Ломоносов, ХУ111 в.– материалист и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработалкорпускулярнуютеориюстроенияматерииимеханическую теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования русского государства.

А.Н.Радищев, ХУ111 в. («О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие изПетербурга вМоскву») – человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, поэтому человеческий род существует. Критикует деспотизм и самоуправствопомещиков. Крепостноеправонетолькопротиворечит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении. Самодержавие – тормоз общественного прогресса в России.

Декабристы (П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин, В.Кюхельбеккер и др.) ставили своей задачей положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные привилегии. Частьдекабристовстоялазаконституционноеограничение самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей, неприкосновенностьчастнойсобственности– первоочередныезадачи, которыенадорешитьвстране. Средстводляихрешения большинство декабристоввиделоввоенномперевороте (безучастиянародныхмасс); некоторыесчиталицелесообразнымпутьмирныхреформ, проводимых сверху.

П.Чаадаев своими («Философические письма» буквально взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. В его оценки России увидели ниспровержение национальных святынь. Чаадаев говорит, что Россия вместо того, чтобы объединить Запади Востоквсилусвоегогеографическогоположения, вообщекак бы выпала из исторического прогресса – «мы принадлежим к числу технаций, которыеневходятвсоставчеловечеств…мы никогда нешли вместесдругиминародами…мыстоим какбывневремени».. ВРоссии нетпозитивной идейнойтрадиции, таккаквсвоевремя она приняла христианство в его византийской форме (православие) и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме. Еслиибылокакое-тодвижение, товнарастаниирабства: освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство – крепостничество.

Однако, бесплодностьисторическогопрошлогоРоссииявляется по Чаадаеву благом. Если в католичестве заложено некое объединяющееначало, котороесформировалозападныймир, создало определенный политический уклад, философию, наукуи литературу, улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность христианствавпервоначальнойчистоте. ПризваниеРоссиивсближении православияикатолицизма. Россиястанетцентром интеллектуальной жизниЕвропы, если усвоитценностиЗапада.

ПослеЧаадаеватема самоопределенияРоссииипоиска ееместа в системе «Запад-Восток» стала однойиз главнейшихвобщественно-политическойи философскоймысли России. Возниклодва основных направления: западникииславянофилы.


«Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братьяК.С. иИ.С.Аксаковы) считали, чтоуРоссии свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской характерныиндивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» икульт посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он

направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа – именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения ибездуховности.

«Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др.), напротив, были убеждены, чтоРоссиипредстоитпройтитотжепуть, чтоиЗападу. Россия отстала от Западной Европы, законсервироваласьсама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное. Никакого особого «уникального» исторического пути унее нет. Они одобрялипризнаки буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и положительнооценивалидеятельностьПетраВеликогопоевропеизации страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить западныеценности истатьнормальной цивилизованнойстраной.

Общеедляэтихтечений попытканарисоватьтакойпутьразвития России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и западникирешалиобщуюзадачу, нопутиисредствапредлагалиразные. Уних была «одналюбовьк России, ноне одинаковая» (А.И.Герцен).


Русскийкосмизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, окосмическойприродечеловекаиоегобезграничных возможностях поосвоению космоса.

Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский. Дванаправления: естественно-научныйирелигиозный. Основная идея «философии общегодела» Н.Федорова– победа

над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всехпрежнихпоколений. Нравственный долгпотомков- вернутьжизнь всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимопрекращениевсякойвраждымеждулюдьми, нравственное объединение всех людейи активнаярегуляцияприродыпутем наукии техники. Задачанауки:1) максимальнопродлитьжизньчеловека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования – путем освоения космосаи переселенияна другиепланеты.

К.Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: более «совершенные» и менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумныхвысшихсуществкосмоса. Сначала– ввидесоюзанаселяющих ближайшиесолнца, затем союзасоюзовитакдалее, добесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей даноправонасамостоятельноеразвитие. Нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «впереселении с Земли ив заселении Космоса».

А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и оеговлиянииназемныепроцессы. Ученыйдоказываетсуществование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса. Солнцевлияетнетольконаздоровьечеловека, ноина социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы (войны, бунты, революции) вомногом предопределяютсяповедением Солнца. Поподсчетам Чижевскогововремя минимальнойсолнечной активности– минимум массовыхсоциальныхдвижений5%, вовремя пика –60%. Циклсолнечнойактивностисоставляет12 лет. Фатальные годы дляРоссии - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной активности.


Религиозно-идеалистическое направление. В.С.Соловьев («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»). Основныеидеи: всеединства, Богочеловечества, цельногознания. Ниодноявлениене можетсуществовать ибыть познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое – это не простомножествовещей, авсеединство. Всеединоесуществуетвовсех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие – Бог) и обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собойсинтезрелигии, философииинауки, или, иначе– веры, мыслии опыта.

Соловьевстроит метафизическуюсистему «цельногознания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология – обосновать иррациональное знание, социологиянайтивысшийидеал общества.

Мир, созданныйБогом, проходиттриэтапа:

 

- Космогоническийпроцесс: на этом этапепроисходятпревращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых дляпоявления человека.

- Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звеномеждубожественным и природным миром». Егозадача – впреодолениивсехпроявленийзлаи несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека – служение Добру. Идеал совершенного человека есть – это Иисус Христос. Черезчеловекаидетпутьвозвышениябытия: мертваяматерия одухотворятся, становитсяживой.

- Богочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему – преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и

человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловекпобеждаетсмертьи приобщает мирк вечнойжизни. Соединениечеловека имира сБогом возможнотолько вХристеи черезнего– в Церкви (телеХристовом). Бог естьлюбовьи воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь – свободную, это подчеркивается и Вю.Соловьевым и всеми его последователями. Любовьдолжнаосуществитьтройноевоссоединение: восстановитьиндивидуальногочеловека- союзмужчинысженщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановитьуниверсальногочеловека, еговнутреннееживоеединение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом – «в любви, через любовь с любовью».

Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для западнойфилософии. Мириррационалениполонбесчисленныхтайн. Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий насмир– этомирхаоса, господства стихииислучайности. Нашразум способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и хаотичное, то, чтосоставляетсущностьмира, скрытоотнего. Поэтому претензии науки и рациональной философии на познание действительностинесостоятельны. Подлиннаяистинанаходитсяпоту сторону разум


 

Понятиебытияисубстанции

Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее– онтология. Чтозначит… Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность…  

Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя.

В самом широком смысле движение в применении к материи – это«изменениевообще», оновключаетвсебявсепроисходящиевмире изменения. Представления… Идеалистыпод движением понимаютнеизмененияобъективной реальности, а изменения… Движение– атрибут, неотъемлемоесвойствоматерии, онитесно связаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории…

Отражениекаквсеобщеесвойствоматериииегоэволюция.

Спорыосущностисознаниядлятсяуже многовекови неутихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто… Материалистическая философия и психология исходят их трех… Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной…

Происхождениесознания.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая доконца не разгадана. Единства в пониманииэтого вопроса нет, отсюда… Представителиконцепцииабиогенезанастаиваютнаспонтанном возникновениижизни из… Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародиласьнена Земле, а привнесена из Космоса – толи случайно, то…

Сознаниеибессознательное.

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления,… «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Этосновидения,… Кпроблеме бессознательногообращалисьвисториифилософии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее…

Проблемапознаваемостимираиистины.

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три… Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания…

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, структура, Роль, обществе0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества
Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ...

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия, ее предмет и роль в обществе
Термин философия пришел к нам из древней Греции и состоит из двух слов фило любови и софия мудрость Философия это одна из форм... Уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых... На основе философии формируется целостное представление научной картины мира знания вообще правильного образа мира...

Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества
Несмотря на то что в социологии этот термин получил распространение только в середине XX века структурный подход к изучению общества представлен уже… Наиболее серьезной проблемой стала резкая деформация стратификационной системы… Большинство исследователей отрицательно оценивает стратификационные изменения в российском обществе, происходившие в…

Конспект лекций по философии 1. Философия и ее роль в жизни общества
Философия и ее роль в жизни общества... Проблема происхождения философии... Античная философия основные этапы ее развития и особенности...

Философия - её предмет и роль в обществе
Становление философии как науки Причины становления философии как науки... Немецкая классическая философия... Конец XVIII и первая половина XIX веков ознаменованы крупнейшими достижениями выдающихся немецких философов Им...

ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
ФИЛОСОФИЯ КРУГ Е ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ...

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам