Реферат Курсовая Конспект
Основныепроблемыинаправления философииНового времени. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Философияновоговремениохватываетпериодху1-Ху111 Вв. Это Время...
|
ФилософияНовоговремениохватываетпериодХУ1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихсяизфилософии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаютсявсамостоятельныенауки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии – теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считаютфилософыНовоговремени, невыяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философиядолжна изучать именномышление, егозаконыиметоды, с которогоначинаетсяпостроениевсехнаук. Этим вопросомзанимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.
Дляфилософии данногопериода характеренряд установок: 1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.
Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечитьобщественный прогресс (Ф.Бэкон).
2. Полная секуляризация науки. Синтез наукисрелигией, верыс разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс).
3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможнотогда, когдабудетсформулированглавныйметодмышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).
При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).
Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственныйисточникзнания– этоопыт. Опытсвязансощущениями, восприятиями, представлениями. Содержаниевсехзнанийчеловекаили человечества сводятся копыту. «Нетничегов познании, чегоранеене содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов («сенс»- чувство, ощущение»). Вдушеиразумечеловека нетникаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначальночисты, каквощенаятабличка(tabularasa - чистаядоска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Посколькуощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижениютеорий. Этоиндуктивныйметоддвиженияума, нарядус экспериментом, он иестьистинныйметод вфилософиии всехнауках. Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что
опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. ЗатовсамомРазумеестьинтуитивноясныеиотчетливыеидеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея – такова: «Я мыслю, следовательно, существую»
(Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо отопыта, рядидей; этиидеисуществуютне наосновании ощущений, а доощущений. Развиваязаложенныевумеидеи, человек можетполучатьистинноезнаниеомир. Конечно. Сведенияомиремы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент – важные составляющиезнанийомире, ноосновуистинногометоданадоискать в самом уме. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общихидейк частнымвыводам, вней нетэксперимента.
2.Рационализмиегопредставители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Р.Декарт – дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовнуюиматериальную. Основное свойстводуховной субстанции– мышление, материальной– протяжение. Модусыпервой: чувства, желания, ощущения ит.д. Модусы второй: форма, движение, положениев пространствеит.д. Человексостоитиз двухсубстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.
Однако, этосубстанциис оговорками. Субстанция в философии определяется как то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно, что подлиннойсубстанций являетсятолькобог- вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего. ПоДекартуполучается, что субстанция – этото, чтодлясвоегосуществованиянуждается лишьв существованиибога. Сотворенные субстанциисамодостаточнылишь поотношению друг другу, поотношению к высшей субстанции - богу – онипроизводны, вторичныи зависятот него.
Декарт– рационалист. Онпытаетсянайтиточкуотсчетапознания человека– первоеабсолютнодостоверноеположение, котороеявляется началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению – это собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, чтоосуществляетактсомнения. Сомнение– свойствомысли. Отсюда
известный тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Сам факт сомнения и мысли - самое очевидное и достоверное, чтоимеетсявраспоряжении человека. Поэтомуименно мысль человека, разум составляет отправную точкупознания.
Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общегок частному). Суть егосводится к следующим четырем принципам:
1. Допускать приисследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») – аксиомы;
2. Каждуюсложную проблемуразделять на частные задачи;
3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основныепроблемыинаправления философииНового времени.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов