рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Строгособлюдатьпоследовательностьисследования, не пропускатьниединогозвенавлогическойцепочкеисследования.

Строгособлюдатьпоследовательностьисследования, не пропускатьниединогозвенавлогическойцепочкеисследования. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ   Большинствознаний Достигается Благодаря Познанию И Методу Дед...

 

Большинствознаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однакосуществуетособыйродзнаний, которыйненуждается ни в каких доказательствах. Эти знания изначально очевидны и достоверны, всегдапребывают вразумечеловека. Декартназываетих «врожденными идеями» (Бог, «число», «тело», «душа», «структура» ит.д.)

Конечную цель познания Декарт определяет как господство человека над природой.

Б.Спинозакритикует Р.Декарта. Главнымнедостаткомдекартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция– сущность, котораядлясвоегосуществованияненуждается ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее сотворены кем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией– Богом – ив своем существовании полностью зависятотнего. Отсюданалицопротиворечиемеждунезависимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции – Бога.

Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествитьБога иприроду. Существуетлишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causasui). Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над ней. Бог внутри природы. Единичные вещи существуют не сами посебе, они являются всеголишь проявлениями – «модусами» единойсубстанции– Природы-Бога. Внешнейпричиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеютначалоиконецсвоегосуществования. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и неуничтожима), неподвижна, имеетвнутреннююпричинусамойсебя, обладает множеством свойств (атрибутов), главные из которых – мышление ипротяжение.

ТеорияпознанияСпинозы носитрационалистическийхарактер. Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание, основывающееся на воображении. Это представления, опирающиеся начувственные восприятиявнешнегомира. Недостаток: чувственный опыт беспорядочен. Вторую, болеевысокуюступень образуетзнание, основывающееся на уме. Истины здесь выводятся посредством доказательств. Истины достоверны, обладают ясностью и отчетливостью. Ограниченность этого рода знания – в его опосредованном характере. Третий, исамыйвысший, родзнанияесть знание, также опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они достоверны и отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью. Первый род знания – чувственноезнание. Второйитретий– знаниеинтеллектуальное.

Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. Если бы существовала только одна субстанция, то, по мнению Лейбница, все вещи были бы пассивны, а не активны. Всевещиобладают собственным действием, отсюда каждая вещь – субстанция. Число субстанций бесконечно. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их«монадами(сгреч.- «единое» «единица»). Монаданематериальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем любая монада есть и душа (ведущая роль здесь) и тело. Благодаря монаде материя обладает способностьюсамодвижения. Монада проста, неделима, неповторима, подвержена изменениям, непроницаема («не имеет окон»), замкнута, независимаотдругихмонад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Она обладаетчетырьмякачествами: стремлением, влечением, восприятием,представлением. Однако, монадынеизолированыабсолютно: вкаждой монаде отражается весь мир, вся совокупность. Монада - «живое зеркалоВселенной».

Классымонад (чемвышеклассмонад, тембольшеееразумность истепеньсвободы):

«голые монады» – лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезныхископаемых);

монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

монады человека (души) – обладают сознанием. Памятью, уникальной способностью разума мыслить;

Высшаямонада – Бог.

Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знанияонразделилнадвавида– «истиныразума» и «истиныфакта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеютнеобходимыйивсеобщийхарактер. «Истиныфакта» - знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды). Данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Несмотря на это нельзя умалять и игнорировать опытное знание. Познание двояко, оно может носить как достоверныйхарактер (рациональноезнание), таки вероятностный (эмпирическое).


3. Эмпиризмиегопредставители: Ф.БэкониТ.Гоббс.

 

Фр.Бэкон– родоначальникэмпиризма, лорд-канцлерАнглии. Два главныхтруда – «НовыйОрганон» и «Новая Атлантида». Бэконставил задачуреформы науки, противопоставляя свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался Аристотель в своем «Органоне». Основанием преобразования науки философ считал критикусхоластики. ОпираясьналогикуАристотеля, схоластикастроит знаниевформесиллогизма. Силлогизмасостоитизсуждений, суждения – из понятий. Понятия – результат поспешного и недостаточного обоснованногообобщения. Первымусловиемреформынаукиявляется усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Необходима новаятеорияиндукции.

Ф.Бэконкритикуетрациональноепознание, т.к. ононедостоверно и ненадежно – разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо выделить иочистить разум от этихидолов. Ихчетыре вида – «идолы пещеры», «идолыпещеры», «идолырода», «идолыплощади» и «идолы театра».

«Идолы рода» - этопрепятствия (заблуждения), обусловленные общейдля всехлюдейприродой. Человек судитоприродепоаналогии ссобственнымисвойствами. «Идолыпещеры»- этоошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека(«пещера») отражаются наеговыводахв процессепознания. Например, однисклонныверитьвнепогрешимыйавторитетдревности, другие напротив отдают предпочтение только новому. «призраки рынка»- неправильное неточноеупотребление понятийногоаппарата: слов, определений, выражений. «Призракитеатра»- влияютнапроцесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешаетпроявлять новаторскийподход, направляетпознание невсегда нужное русло (например, влияние схоластики на познание в средние века).

Знание видов препятствий, подстерегающих человека при исследованииприроды, помогаетизбежатьошибок. Однакоэтознание лишь предпосылка при создании научного метода. Необходима его разработка. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четковыступают двапути, илиметода исследования: догматический иэмпирический.Ученый, следующийдогматическомуметоду, начинает своюработус общихумозрительныхположенийи стремитсявывести ихнихвсечастныеслучаи. Догматикпохожнапаука,которыйизсамого себя ткет свою паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу, стремится толькок максимальномунакоплению фактов. Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни попадетсяна пути. Истинныйметодсостоитвумственнойпереработке материалов, которыйдоставляетопыт. Этопуть«пчелы»,соединяющий в себе все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Необходимо собратьвсюсовокупностьфактов, обобщивих (взглянутьнапроблему «снаружи»), а, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понятьеесущность. Т.о. лучшимпутем познания, поБэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбора и обобщение фактов, накопление опыта) с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Главные задачи познания – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитиюэкономики, господствучеловека надприродой.

Отсюдаизвестныйафоризм Ф.Бэкона: «Знание– сила!».

ТомасГоббсматериалист и эмпирик, продолжатель учения Ф.Бэкона. Гоббс выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Опытпоказывает, чтолюди, погруженныевсонбезсновидений, немыслят. Значит, унихвэтовремянетникакихидей. Поэтомуникакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающегомира иихпоследующаяпереработка. Философназывает их «знаками». К ним относятся: сигналы – звуки, издаваемые животнымидлявыражениясвоихдействийилинамерений (пениептиц, рычание хищников, мяукание и т.д.); метки – различные знаки, придуманныечеловекомдляобщения; естественныезнаки– «сигналы» природы (гром, молния и т.д.); произвольные знаки общения – слова различных языков; знаки в роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон); знакизнаков– общиепонятия.

Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»).

Онразличаетдвасостояниячеловеческогообщества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа – природа человека изначально зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личнойвыгодой, эгоизмомистрастями. Каждыйсчитает, чтоимеетправонавсе. Здесьправосовпадаетссилой, апренебрежение чужими интересами приводит к «войне всех против всех». Эта война грозитвзаимным истреблением. Поэтомунеобходимоискатьмира, для чего каждый должен отказаться от «права на все» (добровольно ограничить свою «абсолютную» свободу). В обществе заключается договор, и с этого момента оно переходит в гражданское состояние. Институт, направляющий людей к общей цели и удерживающий их от действий, нарушающихмир,- государствоединойволи. Каждыйдолжен свою частную волю подчинить какому-нибудь одномулицуили группе лиц, волякоторыхдолжнасчитатьсяволейвсех. Таквозникаетгосударство. НаиболеесовершеннойформойгосударственнойвластиТ.Гоббссчитал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно ему

невозможно противостоять, но оно необходимо для поддержанияжизнеспособностиобщества, порядкаисправедливостив нем.


4.ФилософияэпохиПросвещения: спецификаинаправления.

 

Французскую философию ХУ111 в. принято называть философиейПросвещения. Такоеназваниеонаполучила всвязистем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовиливеликуюфранцузскуюреволюцию1789-1794 гг.

Основныенаправления:

 

1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) - критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) – занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенствеи социальнойсправедливости.

Для всех философов Просвещения характерна идеяпереустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространениеположительных знанийсреди образованныхлюдей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципывповседневную жизньсвоихстран.

Человек, согласнопросветителям, – эточастьприроды, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.

Человекне являетсязлымпоприроде. Такимегоделаетобщество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Вывод один: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займетпозицию разумногоэгоизма, принцип которого– «живисами дайжить другим». Соответствующий этомупринципустройдолжен обеспечить юридическое равенствовсехгражданвнезависимостиот сословных, национальных, конфессиональных различиймеждуними.

Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересывсехдругих. ЕслиГельвецийсчитал, чтопоприродечеловек моральнонейтраленистановитсяразумнымэгоистом толькоблагодаря воспитанию, то по Дидро, человек добр по природе, и правильное воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность.

Ж.Ж.РуссовиделвБогеволюимировойразум, считал, материя, чтонесотворима и объективносуществуетвсегда, а человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культвеликогосуществаБога)», «культмировойволи» ит.д. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность. Обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственномуусмотрении). Всправедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимыхдляжизни, нонедляобогащения. Властьдолжна осуществляться нечерезпарламент, а гражданаминепосредственно – через собрания и сходы. В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебныхзаведениях, где ихбудутвоспитыватьлюдиновогообщества – наидеяхличнойсвободы, взаимоуважения, нетерпимостик религиии

деспотизму, владеющихпрофессией изнающихнауки. Ф.Бабефсчитаетсяпервымкоммунистом– теоретикомипрактиком.

Он решительно отвергал все философские теории, которые носят половинчатыйхарактеринеставятсебецельпринесениенародусчастья.. Критиковалсуществующееобществоигосударство. Главноесоциальное зло– частнаясобственностьиразделениеобществанапротивоположные классы – богатых и бедных. Идеальное общество– общество в котором нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает; существует полное экономическоеиполитическоеравенство, совместныйтрудивсеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта междувсеми егочленами.

Такое общество (коммунистическое) можно построить только путем насильственной революции бедных противбогатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, которыйпопыталсяосуществитьсвоиидеи напрактике. Онсоздал революционнуюорганизацию «Заговорвоимя равенства» для подготовки вооруженного восстания, составил манифест и программу будущего революционного правительства. Однако в 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Строгособлюдатьпоследовательностьисследования, не пропускатьниединогозвенавлогическойцепочкеисследования.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождениеипредметфилософии.
  Слово «философия»впереводесдревнегреческогоязыкаозначает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг.

Философияинаука.
  Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗРЕНИЕ
  Философия носит двойственныйхарактери рассматриваетсяво-первых, какодна из форм мировоззрения, во-вторых, какнаука. Под мировоззрением понимаетс

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА. ПОИСК ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
  Античнаяфилософиявозникла вгреческихгородах-государствах («полисах») нарубежеУ111-У1 вв. дон.э.). Испытавпериодблестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжалат развиваться в э

ОбъективныйидеализмПлатона.
  Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философ

ФилософскиеидеиАристотеля.
  Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с еготочки зрения, состояла в том, чтоон оторвал «миридей» отреальногомира.

Стоиков. Скептицизм.
  Эпикур. Представительатомистическогоматериализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы– «сад Эпикура».

Основныечертыиэтапысредневековойфилософии.
  Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцветадостигла вУ-Х111 вв. н.э. (впериодмеждураспадомЗап

Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)
  Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишельде Монтень, НиколайКузанский. Направления:

Основныепроблемыинаправления философииНового времени.
  ФилософияНовоговремениохватываетпериодХУ1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихсяизфилософии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, п

Понятиебытияисубстанции
  Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее– онтология. Чтозначит «быть»

Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя.
  В самом широком смысле движение в применении к материи – это«изменениевообще», оновключаетвсебявсепроисходящиевмире изменения. Представления одвижениикакизменении заро

Отражениекаквсеобщеесвойствоматериииегоэволюция.
  Спорыосущностисознаниядлятсяуже многовекови неутихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром

Происхождениесознания.
  Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая доконца не разгадана. Единства в пониманииэтого вопроса нет, отсюда множестворазличных теорийантропогенеза.

Сознаниеибессознательное.
  Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. с

Проблемапознаваемостимираиистины.
  Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги