рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя.

Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ   В Самом Широком Смысле Движение В Применении К Материи...

 

В самом широком смысле движение в применении к материи – это«изменениевообще», оновключаетвсебявсепроисходящиевмире изменения. Представления одвижениикакизменении зародилисьуже в древней философии и развивались по двум основным линиям – материалистическойи идеалистической.

Идеалистыпод движением понимаютнеизмененияобъективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Так, Ф.Бэкон отстаивалмысль отом, чтоматерия полнаактивностии тесносвязана с движением как прирожденным своим свойством.

Движение– атрибут, неотъемлемоесвойствоматерии, онитесно связаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшеговконцеХ1Хв. – началеХХв. пыталисьвсе явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия – общая количественнаямера различныхформ движенияматерии) отматерии. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.

Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывноот материи.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретныхсвоих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые эту классификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня естьмненияотом, чтосамостоятельнымиформамидвиженияявляются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерноеидр.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействиенескольких таких уровней. Сталонеобходимым различатьтакжеквантово-механическое движение, характеризующее взаимодействиеэлементарных частици атомов, макромеханическое движение макротел.

Существеннообогатилисьпредставления обиологическойформе движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярногоносителяжизни быливыделеныкислотДНК иРНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимоиметьв видуследующее:

1. Каждаяформа качественноспецифична, новсеонинеразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в руга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложныхформ.

3. Высшиеформыдвижения включаютвсебявпреобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными поотношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторонники механицизма (ХУ11-Х1Х вв.) пытались объяснить все явленияприроды иобщества толькос помощьюзаконовклассической механики. Механицизм – форма редукционизма, согласно которому высшиеформы организации (например, биологическиеисоциальные) могутбытьсведеныкнизшим (например, физическимилихимическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм).

Движение как «изменение вообще» подразделяется нетолькопо своим основным формам, но и по типам. Количество – это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д); это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущийчеловек). Качество– этокоренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб). Особый тип движения – развитие. Подразвитием понимаетсянеобратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизньчеловека, движениеистории, развитиенауки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предметаилиявления, чтообычнохарактеризуетсякакпрогресс.Если же движение происходит в обратном направлении – от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитиив егополном виде являетсядиалектика.

Пространствоивремя. Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществованияирядоположенность материальныхобъектов.

Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящихс объектами.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершаетсяв пространстве, происходитодновременнои вовремени, а то, чтопроисходитвовремени, находитсявпространстве.

Висториифилософииинаукисложилисьдвеосновныхконцепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающихвмире материальныхпроцессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространствоивремя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существованиявещей ибезэтихвещейсамипосебе несуществующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначносматериалистическим илиидеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.

 

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общиедлянихсвойства, такихарактерныедлякаждойизэтихформ. К их всеобщимсвойствамотносятся: объективностьинезависимостьот сознаниячеловека, ихнеразрывнаясвязьдругсдругомисдвижущейся материей, количественная и качественная бесконечность, вечность. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействиеэлементов вматериальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространство связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропностьпространства означаетравноправностьвнем любогоиз возможныхнаправлений.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.

Проявление времени и пространство различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальноеидругие пространства и время.

Так, например, психологическоевремясвязаносегопсихическими состояниями, установкамии т.п. Времявтойилиинойситуацииможет «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.

Биологическое времясвязанос биоритмамиживых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считаетсятакже, чтосуществуетмножествобиологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмовилиихпопуляций).

Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовалосоциальноепространствои неимоверноускорилобегвремени, придаввзрывнойхарактерразвитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной длячеловечества какединогоцелого, а времяперемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимоеще в прошлом столетии.

В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная. Так, Н.Лобачевский пришел к выводу в своей неевклидовойгеометрии, чтосвойствапространстванеявляютсявсегда ивездеодинаковымиинеизменными, аониизменяютсявзависимости от наиболее общих свойств материи. По теории относительности А.Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скоростиихдвижения (т.е. отпоказателейматерии). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этотэффект тем заметнее, чем больше массанебесныхтел.

Таким образом, теория относительностиА.Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем.


 

4.Диалектикакакучениеоразвитии. Основныезаконы диалектики.

 

Диалектика (греч dialextice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Различают объективную диалектику, изучающую развитие реальногомира (природыиобщества) и субъективную диалектику – закономерностидиалектическогомышления (диалектикупонятий).

В истории философии сложились три основных формы диалектики:

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, ЗенонЭлейский);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;

в) материалистическая, основы которой были заложены К.МарксомиФ.Энгельсом.

Основныепринципы диалектики:

 

- всеобщаявзаимосвязь всехявления; - всеобщностьдвижения иразвития;

- источникразвития – становление иразрешение противоречий; - развитие какотрицание;

- противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможностиидействительности идр.

Основные категории диалектики– материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина иследствие.

Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания – законпереходаколичественныхизмененийвкачественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основныекатегориизаконы– качество, количество, мера, скачок.

Сущностьзаконасостоитв следующем. Постепенноенакопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа егоэлементов, пространственных размеров, температура идр.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, дляводы–0-100), происходиткачественныйскачок (переход отодногокачественногосостояниякдругому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается влед), в результатевозникает новое качество.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей ( добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно

а) неразрывносвязаны (нетдобра беззла, света без тьмы); б) взаимоисключают другдруга;

в) их борьба – противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядокрождается иххаоса, доброкрепнет впреодолении злаит.д.).

Сутьрассматриваемогозаконаможетбытьвыраженаформулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт – противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередьтожепредставляетсобойновоеединствопротивоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающегоисточника, движущейсилыихразвития.

Законотрицания отрицаниявыражаетнаправленностьразвития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается всеболееновым ит.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителямии ихуже «отрицают» ихсобственныедети, которые всвою очередьстановятся родителями и т.д.). Поэтомудвойное отрицание – отрицанияотрицания.

Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейсясистемойотстарогокачества. Однако, отрицаниеэто не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных илучших моментов на новомэтапе. Толькотакможнообеспечить преемственностьсистемы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственныйхарактерразвитияиимеетформуспирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождениеипредметфилософии.
  Слово «философия»впереводесдревнегреческогоязыкаозначает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг.

Философияинаука.
  Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗРЕНИЕ
  Философия носит двойственныйхарактери рассматриваетсяво-первых, какодна из форм мировоззрения, во-вторых, какнаука. Под мировоззрением понимаетс

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА. ПОИСК ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
  Античнаяфилософиявозникла вгреческихгородах-государствах («полисах») нарубежеУ111-У1 вв. дон.э.). Испытавпериодблестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжалат развиваться в э

ОбъективныйидеализмПлатона.
  Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философ

ФилософскиеидеиАристотеля.
  Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с еготочки зрения, состояла в том, чтоон оторвал «миридей» отреальногомира.

Стоиков. Скептицизм.
  Эпикур. Представительатомистическогоматериализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы– «сад Эпикура».

Основныечертыиэтапысредневековойфилософии.
  Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцветадостигла вУ-Х111 вв. н.э. (впериодмеждураспадомЗап

Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)
  Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишельде Монтень, НиколайКузанский. Направления:

Основныепроблемыинаправления философииНового времени.
  ФилософияНовоговремениохватываетпериодХУ1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихсяизфилософии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, п

Строгособлюдатьпоследовательностьисследования, не пропускатьниединогозвенавлогическойцепочкеисследования.
  Большинствознаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однакосуществуетособыйродзнаний, которыйненуждается ни в каких доказательствах. Эти знания изначально очевидны и

Понятиебытияисубстанции
  Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее– онтология. Чтозначит «быть»

Отражениекаквсеобщеесвойствоматериииегоэволюция.
  Спорыосущностисознаниядлятсяуже многовекови неутихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром

Происхождениесознания.
  Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая доконца не разгадана. Единства в пониманииэтого вопроса нет, отсюда множестворазличных теорийантропогенеза.

Сознаниеибессознательное.
  Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. с

Проблемапознаваемостимираиистины.
  Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги