рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основныечертыиэтапысредневековойфилософии.

Основныечертыиэтапысредневековойфилософии. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ   Начало Зарождения - Римская Империя В 1-У Вв. Н.э. На Основе ...

 

Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцветадостигла вУ-Х111 вв. н.э. (впериодмеждураспадомЗападной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, АвгустинБлаженный, Боэций, Фома Аквинский, АнсельмКентерберийский, ПьерАбеляр, Оккам. Основныечерты:

1. Теоцентризм (главнаяпричина всегосуществующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигаетсяна второйплан

4. Человек рассматриваетсякаксуществодвойственное: содной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); сдругойстороныкакгреховное. Именночеловек несетответственностьза грехопадениевсегомира.

Основные этапы средневековой философии:

 

1. патристика («патер» - отец, имеютсяв видуотцыЦеркви) 1-У111 вв. (ВасилийВеликий, АвгустинБлаженный, ГригорийНисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианскогобогословия. Опираютсясвятыеотцыв своихписаниях на античныхфилософов – преждевсегоПлатона иАристотеля.

2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияниеАристотеля.

 

3. Споробуниверсалиях: номинализмиреализм.

 

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопросставилсятак: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательствабытияБожия.

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, естьивдействительности. ЕстьпонятиеБога вмысли- онесть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимоот человеческоймыслииречи. Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звукиголоса»- «ноумены». Отсюданазваниеэтогонаправления – «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь официальноосудила ипризналаеретическимикак «номинализм», так и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить реализм и номинализм. СогласноАбеляруобщее существуетреально, нотольковумечеловека (тогда получается, чтотриединыйБог - общее – существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольнодолгоитолькоФорма Аквинский предложил решение, принятоеЦерковью. Общеесуществуетвполнереально, нев уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая полнота бытия – общее в чистом виде.


 

 

2.Патристика: АвгустинБлаженный. Схоластика: Фома Аквинский.

 

АвгустинБлаженный, 1У в. (сильное влияние Платона). Бог высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины, определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра. Злокоренится вчеловеческойприроде. Бог нетворилзла, Он – творец гармониидобра, благодатиилюбви. Человексамвыбираетпутькдобру и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует свободно, новсе, чтоонделает, делаетчерезнегоБог. Своимпредвечным решениемБогоднихлюдейизбралдляспасенияиблаженства вбудущей жизни, других– для осуждениянавечныемукиваду. Вэтом сутьидеи божественного предопределения, выдвинутой Августином и принятойкатоличеством впоследствии.

Божественноепредопределениеявляетсятакжеисточникомдвух противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град основанна войне, завоеванииинасилии. Небесное царство– царство Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История движетсяот града Земногокградунебесному. Именноцерковь тасила, которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее положениенадгосударством, аПапаРимский– надмонархами. Это положение о роли церкви в обществе было тоже воспринято католичеством и определилона столетия взаимоотношения Церкви и государства в западнойЕвропе.

ФомаАквинский (Х1Ув.)Выступилпротивраспространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, чтовелокотрицаниюземнойжизниивсего, чтоснейсвязано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимоизучать целиком, в единстведуши итела. «Труп (тело)– этонечеловек, ноипривидение (дух)- тоженечеловек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – незлое начало, а доброе. ПриродусоздалБог ив нейотражается, так жекакив человеке. Надожитьв реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.

ФомаАквинскийвыдвинул5 доказательств существованияБога (только онтологическое, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):

1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим– следовательно, естьпервичныйдвигательвсего- Бог;

2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого– следовательно, есть первоначальнаянеобходимость – Бог;

4. степеникачества: все, чтосуществует, имеетразличныестепени качества (лучше, уже, больше, меньшеит.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство– Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумноеначало, которое направляетвсекцели, придаетсмыслвсему - Бог.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основныечертыиэтапысредневековойфилософии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождениеипредметфилософии.
  Слово «философия»впереводесдревнегреческогоязыкаозначает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг.

Философияинаука.
  Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗРЕНИЕ
  Философия носит двойственныйхарактери рассматриваетсяво-первых, какодна из форм мировоззрения, во-вторых, какнаука. Под мировоззрением понимаетс

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА. ПОИСК ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
  Античнаяфилософиявозникла вгреческихгородах-государствах («полисах») нарубежеУ111-У1 вв. дон.э.). Испытавпериодблестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжалат развиваться в э

ОбъективныйидеализмПлатона.
  Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философ

ФилософскиеидеиАристотеля.
  Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с еготочки зрения, состояла в том, чтоон оторвал «миридей» отреальногомира.

Стоиков. Скептицизм.
  Эпикур. Представительатомистическогоматериализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы– «сад Эпикура».

Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)
  Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишельде Монтень, НиколайКузанский. Направления:

Основныепроблемыинаправления философииНового времени.
  ФилософияНовоговремениохватываетпериодХУ1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихсяизфилософии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, п

Строгособлюдатьпоследовательностьисследования, не пропускатьниединогозвенавлогическойцепочкеисследования.
  Большинствознаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однакосуществуетособыйродзнаний, которыйненуждается ни в каких доказательствах. Эти знания изначально очевидны и

Понятиебытияисубстанции
  Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее– онтология. Чтозначит «быть»

Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя.
  В самом широком смысле движение в применении к материи – это«изменениевообще», оновключаетвсебявсепроисходящиевмире изменения. Представления одвижениикакизменении заро

Отражениекаквсеобщеесвойствоматериииегоэволюция.
  Спорыосущностисознаниядлятсяуже многовекови неутихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром

Происхождениесознания.
  Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая доконца не разгадана. Единства в пониманииэтого вопроса нет, отсюда множестворазличных теорийантропогенеза.

Сознаниеибессознательное.
  Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. с

Проблемапознаваемостимираиистины.
  Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги