Реферат Курсовая Конспект
Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Роте...
|
Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишельде Монтень, НиколайКузанский.
Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое и социально-политическое.
ЭпохаВозрождениядлянаиболеепередовыхстранЕвропы– это время зарождения капиталистических отношений, складываний национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознанияивеликих географическихоткрытий.
Самоназваниеэпохиговоритовозрожденииинтересакантичной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знаниястановитсянерелигиозное, асветское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однакоздесьнет атеизма. Отрицаетсяне христианство и Бог, а выражаетсянеудовольствиедеятельностьюЦеркви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положениечеловека вмире. Есливсредневековойфилософиичеловек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопаденииисебя имира, отступничествеот Бога – всезломира на нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии. Разум, творчество, красота, свобода – этичерты неприсущичеловеку сами посебе, они – отражениеБога в нем. Здесь не темное, а светлое восприятиечеловекавнутриоднойхристианскойтрадиции.
Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призванксвободе, творчеству, славе, блаженствунетольковзагробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляютпервейшийдолгчеловека. Именноздесь (втруде, творчестве, любви) ондолженреализоватьсебя. Вэтомповоротекземнойжизнии ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии.
Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. Априрода изслужанкиитворениябогапревращается в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначаловещей (ДжорданоБруно).
Такимобразом, возникаетноваясистемаценностей, гденапервом месте стоитчеловек и природа, а не Боги егообоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законыкоторогодолжныизучатьсясветскиминауками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественныенауки, дающиеистинноезнаниео природе предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, ГалилеоГалилей, Кеплер).
МыслителиРенессанса неанализируют понятия (как этоделали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
МишельдеМонтень. Основная работа – «Опыты». Часто прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень высказываетсязастрогоеразграничениеверыиразума. Разум, однако, невсемогущ. Онможетизаблуждаться. ДевизМонтеня– «Чтоязнаю!». Сомнение – двигатель знанияи науки. Здоровыйскепсис немешает, а помогаетразвитию науки. Мыдолжны считатьзнаниепроцессом, ане догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и подчинен законам природы, он – часть всего живогои должен жить в гармониисовсемживущимназемлеисприродой. Отсюда ипонимание свободычеловекакакдействийвсоответствиисприродойиеезаконами. Философия, поМонтеню, преждевсегонаука очеловекеи егоморали. Она ведетчеловека кдобродетели, учитжить иумирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизньвключаетистрадания, которыенадоуметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертиядушинельзябытьжестокимниксамомусебе, никдругим.
В эпоху Возрождения предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства.
ТомасМор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальнойнесправедливостиТ.Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом островенетчастной собственностиитрудявляетсяобязанностьювсех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденныепреступники). Все должностные лица избираются. Мужчиныиженщиныимеютравныеправа. Жителиверят вБога, существуетполная веротерпимость.
МартинЛютер – основоположник Реформации. Выступал противгосподствакатолическойЦерквивобществе. Настаивалнатом, чтомеждуБогом и верующимине должнобытьникакогопосредника. Общениемеждунимидолжнопроисходитьнапрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих платуза свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.
НиколайКузанский – известный деятель католической Церкви, кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» философ выступал в пользу изучения естественных наук и невмешательстватеологиивобластьрациональногознания. Согласно, НиколаюКузанскомумир созданБогом, ноон бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека он ставит очень высоко. Бог присутствуетвчеловеке. Богприсутствуетвовсем, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое, тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивается» помере своеговоплощениявмир. Истина – всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основныенаправленияипроблемыфилософииэпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов