рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.

Философия французского просвещения XVIII века и ее представители. - раздел Философия, ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ   Просвещение – Это Общественно-Политическое Д...

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ – это общественно-политическое движение Западной Европы XVII-XVIII веков, котороехотело исправить недостатки общественного устройства путем популяризации научных знаний и распространения вольнолюбивых идей.

Наиболее консолидировано и активно выступали с этими идеями просветители Франции. При всех возможных разногласиях между ними, общим местом идеологии французского Просвещения была ненависть к католической церкви и к абсолютизму.У истоков идеологии французского Просвещения стояли Мелье, Монтескье и Вольтер.

МЕЛЬЕобъяснял несправедливость государственного устройства тем, что народ даже не подозревает о тяжести своего положения, и полагает, что его угнетение является естественным устройством мира. Задачу просветительской деятельности Мелье видел в разъяснении народу истинных причин его угнетения, которые состоят в сознательном обмане со стороны властей и церкви, насаждающих предрассудки. Именно предрассудки, ставшие привычкой, делают народ послушным. Просвещенный же народ, полагал Мелье, осознает свою силу, освободится от гнета феодалов и церкви, и создаст общины, где все будут на равных трудиться и на равных владеть всеми благами.

МОНТЕСКЬЕполагал, что мир во всех своих сферах подчинен действию одних и тех же законодательных причин. Под действие этих причин подпадают не только физические процессы природы, но и социальные процессы в обществе. Таким образом, всё, что происходит в мире, закономерно, поскольку проистекает из общих для всего мира причин.

Однако, несмотря на то, что всё проистекает из одних и тех же причин и является проявлением общей закономерности,создать на этой основе какую-либо универсальную систему общественного устройства невозможно, поскольку условия существования народов слишком уж различны между собой. Поэтому для тех или иных условий существования того или иного народа нужно всякий раз индивидуальное государственное управление, но, всё-таки, наилучшей формой правления является монархия, если она не абсолютная. Абсолютная монархия – это всегда деспотия, и чтобы этого не допустить, власть монарха должна ограничиваться законом (конституционная монархия), а власть в государстве должна быть разделена на независимые друг от друга ветви (разделения властей теория).

ВОЛЬТЕР развивал философские воззрения в духе деизма. Деизм – это религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе.

Вольтер полностью отвергал атеизм, потому что религия, с одной стороны, необходима для черни, как аргумент оправдания нравственности, а, с другой стороны, атеизм является самым большим интеллектуальным заблуждением людей, не понимающих, что сложный механизм Вселенной нуждается в своем «часовщике» так же, как и любой механизм не может возникнуть само собой без разумного начала.

Однако Бог создал мир, наладил его и удалился (деизм), а Вселенная далее живет по своим законам, и, следовательно, человек в этой Вселенной тоже живет своим умом и по своим представлениям. Таким образом, жизнь человека определяется не Богом, а его собственными делами, и поэтому у церкви нет никаких оснований и никакого праванасаждатьпредрассудки, суеверия истрахи перед Богом. Человек должен победить свое невежество, отказаться от церкви и ее ограничений, приобщаться к знаниям и науке, стремиться к справедливости и равенству.

Равенство между людьми возможно по-разному, например, с точки зрения естественного права равенство людей несомненно и обязательно, поскольку естественные права человека проистекают из природы человека, а она у всех людей одна. Также само собой разумеется и равенство всех перед законом, поскольку это справедливо. Но ни в коем случае невозможно осуществить имущественное равенство или равенство общественного положения.

Имущественное равенство невозможно, поскольку частная собственность необходима, а пока существует частная собственность, будет деление людей на богатых и бедных.

Социальное равенство также невозможно, поскольку государственные интересы необходимо требуют государственных деятелей высокого положения.

Поэтому обществу необходимо справедливое, разумное и гибкое государственное устройство, лучшее из которых – конституционная монархия во главе с просвещенным монархом.

В отличие от Мелье, Монтескье и Вольтера деятели второй волны французского Просвещения Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. более склонялись к атеизму.

РУССО был просветителем, но при этом полагал, что цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми.

Руссо исходил из того, что в прошлом существовал «естественный человек», который отличался от других животных своим умом, и мог бы, благодаря этому, жить счастливо, поскольку все люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принуждения. Но с появлением частной собственности возникла цивилизация, основанная на неравенстве, жестокости и эксплуатации народа, и она же может человека погубить.

Таким образом, по Руссо, путь к свободе и справедливости лежит не через Просвещение, а через устранение имущественного неравенства. А поскольку имущественное неравенство держится только на силе, то и устранено оно может быть только силой, то есть народным восстанием.

ДИДРОбыл редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», издания, предназначенного для просвещения общества. Вместе с другими просветителями, авторами статей в энциклопедии, Дидро попытался, наряду с системой научных знаний, заложить в Энциклопедию не только пропаганду новых общественно-политических идей, но и резкую критику государственного устройства и церкви.

Сам Дидро отрицал божественность королевской власти и придерживался теории общественного договора, хотя и связывал свои надежды на справедливое государственное устройство с просвещённым монархом.

По своему мировоззрению Дидро от деизма перешел к атеистическому материализму, предполагая причины развития всего сущего в виде внутренних способностей материи к самодвижению и к качественному многообразию.

ГЕЛЬВЕЦИЙв своей философии наибольшее внимание уделял проблемам мышления. По его утверждению:

1.Мир познается с помощью ощущений и памяти. Причем разница между ощущением и памятью состоит только в том, что память есть всего лишь ослабленное во времени ощущение.

Таким образом, деятельность разума это не что иное, как сравнение, комбинация и другое взаимодействие ощущений, то есть мышление – это не что иное, как чувствование.

2. Однако само по себе человеческое чувствование ничего интеллектуального в себе не содержити любое чувствование может с точностью поставить человеку лишь одну информацию – насколько приятно или полезно для человека данное ощущение.

Следовательно, в основе мышления как такового, поскольку оно основывается на опыте ощущений, лежит не мотивация на поиск нового, достоверного или количественного знания ради знания как такового, а лежит мотивация на поиск пользы и удовольствия.

3. Таким образом, польза является единственным мерилом ценноститех идей,которые отыщет или сформирует мышление. А наибольшей пользой является общественное благо, и, следовательно, наиболее ценными идеями являются те идеи, реализация которых может привести к общественному благу.

4. Но любое общественное благо, как идея, складывается из целей отдельных людей по достижению ими личного блага, и поэтому главная задача просвещения – связать личный интерес людей с общественным.

То есть, в этом случае цель просвещения состоит задаче убедить людей в том, что высшая добродетель человека – это желание счастья ближнему, в чем и состоит главная польза самому человеку, обществу, государству, всему народу и всем людям вообще. Для этого каждый человек должен понять, осознать, принять разумом, что наивысшей пользы можно достичь только в том случае, если каждый будет исповедовать добро.

5. Но Просвещение – это процесс не только идущий сверху, когда идеи общественного блага спускаются к народу, Просвещение это еще и личный труд человека, который, чтобы понять, принять разумом просветительские идеи, должен преодолеть лень и устремиться к личному максимальному умственному развитию.

Именно с этого, именно с попытки разбудить разум народа, должно начинать свою деятельность Просвещение, потому что разбуженный ум ищет пользы и находит её не где-нибудь, а в Добре.

6. Народ, у которого разбужен разум, способен вырабатывать самые совершенные идеи общественного блага для восторжествования Добра, потому что ум – это чувствование, а чувствованием все люди от рождения наделены абсолютно одинаково, икаждый человек от природы наделен способностью к максимальному умственному развитию, то есть к гениальности.

7. Однако мало разбудить ум и создать потребность думать для того, чтобы каждый стал гением. Для этого необходимы еще и равные условия развития для каждого – семейные, исторические, социальные и государственные.Однако, правительство, духовенство и феодализм сохраняют неравные условия, держат людей в невежестве, насаждают пороки, несправедливость и несчастья.

Поэтому необходимо устранить власть церкви, разрушить феодализм, отменить феодальную собственность и организовать государство на принципах просвещенного абсолютизма.

По мировоззрению Гельвеций был материалистом, полагая, что мир бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, а мышление и ощущение являются свойствами самой материи.

ГОЛЬБАХразвивал материалистическое мировоззрение, предваряющее в одной из своих частей дарвинизм, в следующих положениях:

1. Все знания человек получает через органы чувств с помощью ощущений, а всё, что в совокупности дано человеку в ощущениях, есть материя. Материя вечна и представляет собой бесконечное множество комбинаций простейших элементов (огонь, воздух, вода и земля), которые мы познаем только в соединении, но никогда в простом виде. Неотделимым свойством материи является движение, и, следовательно, движение также вечно, как и материя.

2. Материя образует собой природу всей Вселенной, и человек, как часть земной природы, является продуктом различных материальных условий, которые сложились на планете Земля. Сама Земля в своих свойствах зависит от положения среди других планет и звезд, и поэтому вполне возможно,чтоматериальные условия на Земле будут меняться, и планета продолжит вырабатывать новые живые типы существ, в том числе и человеческие типы.

3. Таким образом, человек есть полностью продукт материи, и совершенно неосновательно делить его на две составляющие – на материальную и на духовную.

Душа рождается вместе с телом и умирает вместе с ним, и поэтому душа полностью идентична телу и разделять их между собой нельзя. И даже духовно-интеллектуальная деятельность человека не является поводом для разделения души и тела, потому чтодуховно-интеллектуальная деятельность человека есть не что иное, как особая форма его телесной деятельности.

4. Любая телесная деятельность основывается на восприятии ощущений, и, таким образом, мышление есть чувственное восприятие внешних ощущений от деятельности собственного тела, и чувственное восприятие внутренних ощущений от деятельности собственного мозга. Так как и первое, и второе, как продукты материи, не находятся во власти человека, то и мысли и поступки человека определяются не его волей, а властью законов материи.

5. Поскольку вся власть законов материи в природе имеет цель её сохранения, то и самосохранением человека,соответственно, как продукта природы, определяются все его мысли и поступки.

А поскольку самосохранение полезно во всех смыслах, то пользой, определяется высший смысл, высшая ценность поступков и мыслей человека даже не в рациональном смысле, а как проявление власти законов природы.

6. Следовательно, высшая добродетель, как высший смысл и как высшая ценность человеческой жизни, исходя из законов материи, состоит в том, чтобы способствовать счастью ближних. Ибо то, что полезно отдельному человеку, то полезно и всей нации, а человек, как часть нации, может быть счастлив только тогда, когда счастлива вся нация.

7. Таким образом, различение добра и зла дополнительно не требует ничего, кроме познания природы человека, которая есть материя, а законы материи требуют того, чтобы человек тянулся к добру и избегал зла.

Всё, что нужно человеку, таким образом, это пойти вслед за природой и соответствующим образом законодательно организовать разумное и справедливое управление обществом.Это может лучше всего осуществить просвещенный монарх,понимающий необходимость гуманистического законотворчества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ

В Нюхтилин... Предисловие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира

А две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это идеализм и материализм.
  И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы. Так вот, по сути данной темы – между ними нет

Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
  Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, в

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Эмпедокл. Основные достижения уч

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии.

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
Представители мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и поло

Представители Ксенофан, Парменид, Зенон.
Основные достижения учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа.   КСЕНОФАН: 1. Если говорить

Представители Левкипп и Демокрит.
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).   Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователя

АПЕЙРОН –качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АТОМИСТИКА – учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы

ХАОС –беспорядок, неорганизованность.
  Трудности   Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являю

Материя – есть потенциальная возможность существования вещей, а
нематериальная форма – есть актуальная, действительная сила их существования. Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей – сущности бытия,

Промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.
Первая материя – это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира

Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  Средневековье – это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причина

Бог как перводвигатель.
1. Что можно сказать о движении вещей? Об этом можно сказать, что все вещи: – или движутся только сами, – или движутся сами, да ещё и при этом движут других. 2. Теперь ра

Бог как первопричина всего сущего.
1. Всё, что существует, имеет последовательность производящих причин своего существования. Из этого следует, что причины, производящие нечто существующее, всегда предшествуют по времени тому, что о

Бог как источник всякой необходимости.
1. Для всех вещей существует возможность быть, и существует возможность не быть. Каждая вещь может существовать, а может не существовать. Следовательно, природа вещей такова, что сама по себе она н

Бог как следствие разумного распорядка природы.
1. Предметы, лишенные разума, такие, как природные тела, хоть и лишены разума, но подчиняются разумной целесообразности мира, поскольку их действия в большинстве случаев направлены

ДЕДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ –переход в умозаключениях от известного общего к неизвестному частному.
ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике. КОНЦЕПТУАЛИЗМ –позиция в споре об универсалиях с

ТОМАС ГОББС.
Мировоззрение Нового Времени было механистическим,то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрени

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.
Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода: 1. Первый род позн

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.
Субъективный идеалист епископБеркли отрицал истинность существования материи.Аргументы Беркли состоят из следующих частей: 1.Если предположить, например, существование мат

ДАВИД ЮМ
Юм сформулировал основные принципы агностицизма: 1.Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприяти

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
ИНТУИЦИЯ – непосредственное постижение истины без умственных операций. ЛИБЕРАЛИЗМ – система взглядов, признающая основными ценностями политическое равенст

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПРЕДРАССУДОК – рационально не обоснованное и не проверенное опытом предубеждение, формирующее негативную установку к какому-либо явлению. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

ПРОСТРАНСТВО –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
РАЗУМ –способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности. РАССУДОК –способность мышления про

Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
Раздражителем философии ФИХТЕ и толчком к ней стала его неудовлетворенность некоторыми положениями философии Канта: 1.Сам Кант исходит из того, что любое бытие характеризуется тем,

Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Ид

Принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.
4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всег

Принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.
5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, соглас

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДУХ– неприродная сфера бытия. ИДЕЯ(в мышлении)– мысленное представление о чём-либо. ЛОГИКА –наука о формах правильного мышления.

Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля: 1. Прежде всего, духовное начало не может быть истинным бытием, поскольку единственно

Таким образом, мир может быть полностью познан с помощью антропологии.
8. Но для познания мира все равно необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником познания является природа, а органами познания являются ощущения. Потому что

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕ

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
МАХИЗМ –философская система, которая основой позитивного познания выдвигает принцип экономии мышления за счет исключения из философии задач теоретического объяснения явлений опыта.

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПСИХОЛОГИЯ – наука о психической жизни человека. ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и толь

Следовательно, экзистенцию следует понимать и описывать в неразрывности с сознанием.
3. Однако, говоря о сознании, нельзя сказать, что оно есть что-то определенное само по себе, так как в мире нет такой данности, о которой можно было бы сказать, что вот она – это сознание. Сознание

Сознание – это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, чем ты себя спроектируешь.
Но не следует забывать, что сознание, как человеческая свобода, самоопределяется в условиях несвободного мира, который может влиять на сознание и ограничивать свободу выбора человека. Одна

Следовательно, мир без сознания человека случаен (как тот или иной вид беспричинно сложившейся ситуации), и, следовательно, не разумен.
6. На этом основании следует отказаться от иллюзий упорядоченности и закономерности мира, а, вслед за этим, отказаться и от необходимости существования Бога.

Наилучшим практическим средством реализации соборности, как метафизического принципа бытия, таким образом, является Православие и соборная Церковь.
Гарантом же этого является монархия, в которой высшая задача монарха состоит в удержании им в чистоте истинной Православной веры. Следовательно, исторический путь

Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с ут

Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).
Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так назыв

Волю, целеустремленную мысль, организованность.
Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные

В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею.
5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к

Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения
В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

На события земной жизни оказывают влияние буквально все космические объекты и генеральный принцип астрологии абсолютно верен.
А, в таком случае, астрология может стать генератором идей об органической связи человека с космосом и базой для развертывания теорий о влиянии космоса на жизнь человека. 4. Однако, будучи

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе мар

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическа

Тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным.
6. Совершенство. – Как не имеющее причины своего возникновения,Бытие абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования

Абсолютно целокупно в любой момент своего существования.
Таким образом, если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
Движение в философии – это всякое изменение вообще. В это понятие входят: 1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, кван

И т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.
Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления. В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только от

Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения,

Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.

Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.
Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие: 1 Время, как форма проявления в мире де

Единством способов существования материи с самой материей.
Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция,

ПРОСТРАНСТВО (общее понятие) –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ– умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отража

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПОНЯТИЕ –терминологически сформулированное средствами языка представление, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления. ПОСЫЛКА

Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действитель

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.
Чувственные ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные фо

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПАССИВНОСТЬ –неспособность к действию. ПОЗНАНИЕ –процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. ПРЕД

Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким об

Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это непосредственное чувственное исследованиереа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.
Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений

Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.
Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГ

Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
Тождество – это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними

Любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии.
2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе. Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наобо

ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ – противоречия внутри предмета, явления, решающие для развития.
РАЗВИТИЕ –целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество. РАЗЛИЧИЕ – несходство самотождественности двух

Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
  Отрицание в логике – это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание –

Если первое отрицание – это обнаружение противоречия, то второе отрицание – это разрешение противоречия.
4. Следовательно, отрицание отрицания – это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), р

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
  Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности. Сами по себе категории являются не п

Метафизика
–бытие существует, а небытие не существует; – бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно; – бытие это реальность со

Диалектика
– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное

Метафизика
Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подходаэти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метаф

Диалектика
Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны,ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно: – нечто общее можно всегда понимать

Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно.
Таким образом, возникает безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обст

Диалектика
Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во време

Метафизика
Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия,

Диалектика
Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляе

Метафизика
Сущность сокрыта в вещи, она: – или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении; – и

Диалектика
Поскольку возможное еще не действительность,товозможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действ

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления. КАТЕГОРИЯ – философское понятие

Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет

Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство. Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что вкл

Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.
В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой

Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
  Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества. Таким образом, материальное производство

Коммунистическийспособ производства.
Говоря о способе производства, следует иметь в виду, чтопроизводство включает в себя не только процесс создания материальных благ, но и процесс собственного воспроизводства, то ест

Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
  В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны: 1.Производительные силы. 2.Производств

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Производственные отношения имеют сложную структурную организацию, проявляющуюся в иерархически-соподчиненной системе взаимодействия участников производственной деятельности. Эта система включает в

Базис – это совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества и сложившихся в нём производственных отношений.
Надстройка это: 1.Совокупность духовной культуры общества: характер мировоззрения, философские концепции, религия, политическая культура, правовые нормы,

БАЗИС –совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества.
НАДСТРОЙКА(марксизм)–совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Территориальная обособленность может порождать в составе этноса
СУБЭТНОСЫ – этнические группы в пределах одного этноса, члены которых обладают двойным самосознанием: – с одной стороны они осознают и принимают свою принадлежность к обще

ЭНДОГАМИЯ –принцип брачных отношений только между членами племени.
ЭТНИЧЕСКАЯ ДИАСПОРА – отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этнические общности. ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ – компактные гр

Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
  Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подо

Сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.
2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философ

Сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а
происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни,потому что исходя из онтологического факта обязательного и повс

Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции. Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом зако

Коммунизм.
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы. Эта повторя

БАЗИС (марксизм) –совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определ

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образ

Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества,и на основе чего они занимают ту или иную политическ

Теоретический уровень, идеология. ИДЕОЛОГИЯ – это совокупность идей, теорий и взглядов, формирующая систему духовных ценностей человека.
Идеологический уровень характеризуется масштабностью, полнотой, цельностью и глубиной отражения политической реальности. На нём уже происходит прогнозирование политических процессов и наблюдается у

Правосознание – это система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права.
Несмотря на близкое взаимодействие с политическим сознанием, правовое сознание, в отличие от него, формируется не только исходя из политических и экономических интересов, но и строится в значительн

Политическое сознание и правовое сознание образуют вместе ПОЛИТИКО-ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА.
Общество является демократическим, если его политико-правовая культура обеспечивает справедливое и гуманное право, поскольку именно такого характера право противостоит неравенству, произволу и безз

Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом.
Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике. Бл

Либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль).
Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, о

ИСКУССТВО –художественное творчество в целом, во всех своих формах.
МОРАЛЬ –совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей. МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформи

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.
Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития. Содержание н

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные

Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я».
Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинак

Из того, что предзадано ему внешними условиями, то есть зависит только от внешних обстоятельств его бытия.
СЧАСТЬЕ – это понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляю

ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике. Изучает природу творчества

Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоп

Главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.
  Основные термины   ГУМАНИЗМ –система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия. КУЛЬТ

Алфавитный Указатель Терминов
  1–Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание? 2 –Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –вопрос о

АПЕЙРОН –качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЕЙ –духовная первосущность природы (по Парацельсу). АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АСКЕТ

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕ

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института. ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систе

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА – столкновения политических сил. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – способность определенных политических сил осуществлять руковод

ПРОСТРАНСТВО (общее понятие) –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ– умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отража

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ – противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают.
ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ – решающие для развития противоречия внутри предмета, явления. ПРОТУБЕРАНЦЫ – гигантские плазменные вздутия на поверхности Солнца.

СУЖДЕНИЕ –мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение.
СУЩНОСТЬ – внутреннее смысловое содержание объекта. СХОЛАСТИКА –господствующий в средние века тип религиозной философии, задача которой состояла в рассудо

ЭНДОГАМИЯ –принцип брачных отношений только между членами племени.
ЭНЕРГИЯ(физическая) – способность тела выполнять работу. ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги