рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.

Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга. - раздел Философия, ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ Раздражителем Философии Фихте И Толчком К Ней Стала Его Неудовлетворенность Н...

Раздражителем философии ФИХТЕ и толчком к ней стала его неудовлетворенность некоторыми положениями философии Канта:

1.Сам Кант исходит из того, что любое бытие характеризуется тем, что оно может быть мыслимо человеком. Следовательно, согласно этому, всё, что не может мыслиться, не может быть бытием, то есть не может существовать. Но,как же при этом у Канта в природе реально существует «вещь в себе», которая не может мыслиться? Если «вещь в себе» не может мыслиться, то она не бытие, а само понятие «вещи в себе» есть понятие мнимое, то есть – «вещи в себе», как таковой, вообще не существует и она не реальна. В этом случае или следует признать, что нечто реально существующее в действительности не может мыслиться человеком, что есть явная нелепость, или следует логически предполагать, что «вещь в себе», все-таки, может мыслиться, раз уж она существует.

Итак, вещь мыслится, и, следовательно, взаимодействует с сознанием. Таким образом, мы должны устранить понятие абсолютной разделённости вещи и сознания и, наоборот, признать их неотделимыми друг от друга.

И кактолько мы это сделаем, нам сразу же потребуется выяснение вопроса об их первичности по отношению друг к другу. То есть, в этом случае, дуализм Канта, расставляющий природу и дух по полностью обособленным и независимым сферам бытия, уже невозможен. Итак, мы должны отойти от Канта и признать, что материя и сознание взаимодействуют, и что-то из этого может быть первичным другому, то есть определяющим его.

И этот вопрос мы решим с помощью Канта, вновь вернувшись к нему и вспомнив, что у него обосновано наличие врожденных категорий чистого разума до опыта и вне опыта, то есть независимо от материи. Это положение даёт нам возможность логически завершить учение Канта утверждением о том, что разум, исходно организованный в самом себе вообще до всякой материи и совсем безо всякой материи, первичен по отношению к этой самой материи.

2. Кроме того, следует признать недостаточным у Канта и то, что он всего лишь только описал формы мышления, умственные категории и законы мысли, но не выявил основного, единого, общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления, умственных категорий и законов мысли, но и само их внутреннее единство между собой.

И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии, это вопрос концептуальный, потому что задача раскрытия данного единого принципа познания является ни чем иным, как задачей познания самого познания. Ведь, если познание в результате своей систематизации принимает форму той или иной науки, то познание единого принципа самого познания,создающего эти науки,является наукой всех наук, знанием о знании как таковом, или «наукоучением».

3. Из чего же вообще можно было бы вывести подобный единый принцип познания для наукоучения? Поскольку всё познание располагается в сознании, то в самом сознании должен расположиться и его единый принцип. А поскольку этот принцип определяет всё познание,то он должен его определятьуже с самого первого акта познания, с самого первого познающего действия. А самым первым познающим действием сознания является акт познания субъектом самого себя, то есть акт полагания своего «я». Если нет полагания своего «я» сознанием, то невозможно вообще никакое познавательное действие, поскольку его негде разместить – ведь, всё сознание и всё познание располагаются в пределах «я». Следовательно, единый принцип познания располагается непосредственно в «я» познающего субъекта.

4. Но, ведь, когда сознание полагает своё «я», то этот акт должен разбиваться на две составляющие: на то, что полагается, и на того, кто полагает. Если есть объект полагания («я», то есть то, что полагается), то должен быть и субъект полагания (тот, кто полагает). В первом познающем акте сознания, следовательно, есть результат действия («я») и тот, кто действует. Таким образом, мы выясняем, что в момент акта по полаганию сознанием своего «я», действует еще «нечто», которое этот акт совершает.

Но отметим еще раз, что это есть акт первого познающего действия сознания, это есть акт, который должен содержать в себе единый общий принцип механизма познания, определяющий всё познание как таковое. Следовательно, мы должны признать, что единый принцип механизма познания содержится в пределах этого «нечто», потому что именно это «нечто» полагает вообще саму основу сознания и познания – «я».

5. Что же это за «нечто»? Здесь следует сразу же логически допустить наличие в нашем сознании некоей неведомой нам самостоятельной и независимой от нашего сознания сущности, которая не только существует в нем реально, но даже вообще создает нашу индивидуальность («я»). Но, поскольку мы не можем умом определить данную сущность, то есть найти её своим разумом и осознать, то есть – мыслить, то, следовательно, как и всё, что не может мыслиться, данная сущность не существует. Это мы должны признать однозначно и окончательно.

А в таком случае акт полагания сознанием собственного «я» может производиться только тем, что в сознании действительно присутствует – тем же самым «я», кроме которого мы ничего в сознании найти умом не можем.

То есть, самый первый акт познания, первое познавательное действие,в котором заключен единый принцип познания, выглядит следующим образом: «я полагает само себя, свое собственное бытие».

6. И в чем же тогда состоит суть выявленного нами единого принципа познания из формулы «я полагает само себя»? При первом же размышлении, можно сказать, что суть единого принципа механизма познания состоит в том, что главнымв этом механизмеявляется умственное усилие субъекта по собственному самоопределению, то есть по созданию собственного бытия из собственного же бытия.

Следовательно, всё познание, которое может производиться человеком, будет всегда являться, соответственно своему общему принципу, созданием того или иного бытия из собственного бытия (из своего «я») для собственного же самоопределения.

7. Этот вывод естественно принять для познания мира духовного, где может создаваться любое идеальное бытие из собственного бытия для собственного самоопределения. Но, неужели же и мир природный, пусть даже и вторичный духовному, также создается субъектом из своего «я»? Поскольку этого требует суть единого принципа познания то, не уклоняясь от задачи прояснения этого, и особо оговорившись, что создание природы сознанием субъекта относится только к смыслу создания природы в акте её познания, следует рассмотреть саму возможность этого действия.

Прежде всего, вопрос состоит в том, каков механизм создания бытия природы актом её познания. И механизм, который мог бы здесь существовать, должен выглядеть так: «я создает не-я», ибо всё, что не есть сам субъект («я»), есть «не-я» по отношению к нему.

Таким образом, «я» создает два различных бытия – «я», как индивидуальность, и «не-я», как познанную природу –которые, естественно, противоположны друг другу.

8.Как всё противоположное друг другу, «я» и «не-я» ограничивают друг друга, то естьимеют пределы идентификации, гдеодно ограничивает собою бытие другого. Но если посмотреть на обратную сторону смысла их ограничения друг другом, то можно сказать и так, чтокаждое из них своими границами определяет другое. А в таком случае становится совершенно очевидно, что само первое умственное действие полагания сознанием своего «я», когда «я» полагает само себя в первом акт познания и самоопределяется этим, уже требует для этого самоопределения некоего отграничения себя от того, что есть «не-я», потому что именно границы «не-я» определяют границы самоопределения «я».

То есть, акт отграничения себя от противоположного себе бытия присутствует уже в самом первом познавательном акте, и, таким образом, единый принцип механизма познания, на котором стоит первый познавательный акт, состоит не только в том, что «я» производит бытие из собственного же бытия для собственного определения, но и в том, что «я», даже в познании того, что есть «не-я» – самоопределяется.

Таким образом, выявляется, что самоопределение «я», как первый акт познания, есть не разовое утверждение этого факта для сознания, а постоянное стремление самоопределяющегося сознания к новому самоопределению, поскольку любой дальнейший процесс познания того, что есть «не-я», есть всегда новое самоопределение.

Теперь обратим внимание на следующее – «я», когда оно познает «не-я», оно ведь, согласно единому принципу познания, познает не что иное, как само себя, поскольку согласно единому принципу познания, «я» создает любое бытие из себя самого, и бытие «не-я», соответственно, тоже.

Следовательно, первый и единый принцип механизма познания, а, следовательно, и всего наукоучения, теперь будет выглядеть так– познание естьне закрепленный на внешнюю цель процесс, а естьдвижение познания «я» по кругу от себя к себе для самоопределения.

9. Таким образом, познание есть не что иное, как постоянное и безостановочное стремление «я» вновь сделать «не-я» самим собой, то есть привести себя в тождество с «не-я», восстановить своё тождество с окружающим миром. И здесь сразу же возникают два затруднения наукоучения:

– первое состоит в противоречивом сосуществовании «я» и «не-я», что заключается в том, что «я» и «не-я» одновременно и отграничивают друг друга (иначе их вообще не было бы по отдельности), и одновременно же стремятся за счет активности «я» стать тождественными друг другу;

– а второе состоит в том, что на момент уже первого познавательного акта, когда «я» самоопределяется, бытие «не-я» им уже мыслится в качестве внешнего отграничителя себя, а, следовательно, существует еще одно противоречие – «не-я» создается не чем иным, как «я», и создается этим «я» из себя, но одновременно с этим «не-я» существует уже до первого познавательного акта, которым формируется само «я», производящее его из себя.

Таким образом, из этих затруднений вытекают две основные проблемы наукоучения:

через что осуществляется родство, связь и нераздельность «я» и «не-я», если они противоположны и разграничены в своём бытии;

и каким образом и чем «я» производит из себя бытие «не-я», если «я» сталкивается с «не-я» уже в своём первом познавательном акте, как с наличным фактом?

10. Наукоучение решает первую из этих трудностей следующим образом:

«я» и «не-я» не могут мыслиться сами по себе, они могут мыслиться только по отношению друг к другу, ведь «я» – это то, что не есть «не-я», и наоборот. Следовательно, и бытийствовать, то есть существовать, они могут также только по отношению друг к другу, поскольку любое нечто, как мыслится, так и существует.

Тогда посмотрим: что же происходит, когда я мыслю своё «я»? Я мыслю его через то, что моё «я» – это самоочевидная для меня реальность, которая есть всё то, что не есть внешнее мне «не-я». Я выступаю здесь как теоретик, так как моё сознание, производит теоретическую работу по обнаружению самого себя, исходя из самоочевидности собственного «я».

А что происходит, когда я мыслю непосредственно само внешнее мне «не-я»? Здесь я, наоборот, выступаю как практик, поскольку осуществляю практическое обнаружение окружающей реальности исходя из, опять же, самоочевидного наличия своего «я», потому что реальность «не-я» для меня проистекает из практической реальности ощущений моего «я».

Таким образом:

– когда я мыслю своё «я», то оно для меня самоочевидно, а вот «не-я» мне приходится отыскивать через ощущения своего «я»;

– когда я мыслю внешнее мне «не-я», мне опять приходится основываться на самоочевидном наличии своего «я», чтобы его ощущения сделали очевидным существование «не-я».

Что из этого следует? Из этого следует, что и в теоретическом и в практическом смысле окружающая природа (внешнее мне «не-я») есть комплекс ощущений моего «я», а дух для познания есть и теоретическая и практическая самоочевидная реальность. Таким образом:

а) дух первичен материи, как самоочевидная реальность, не требующая ничего природного для самоопределения в «я»;

б)а природа, то есть «не-я» – это есть комплекс ощущений, созданныйтеоретически и практическисамоочевидным «я», и, следовательно, «не-я» не только родственно «я», но и потенциально с ним тождественно.

11. Второе затруднение (см. п. 9), то есть проблема, откуда берется «не-я» в первом познавательном акте, который осуществляет «я», наукоучение решает следующим образом:

поскольку природа, то есть «не-я», в познании создается ощущениями «я», то, следует исходить из того, что именно «я» до первого своего познавательного действия создает «не-я», и больше ничто другое. Но почему же при этом сохраняется еще какая-то необходимость акта отграничения «я» от «не-я» в первом познавательном акте, если это произошло уже ранее, до этого акта? Почему «я», если оно создало «не-я» из своих собственных ощущений, не помнит процесса создания этого «не-я», и воспринимает его как внешнее себе, чужое и незнакомое? Это можно объяснить только наличием бессознательной деятельности в пределах «я», в процессе которой и создается «не-я»,полностью родственное для «я», но не осознаваемое в этом качестве из-за скрытого характера бессознательной деятельности.

12.Таким образом, наукоучение понимает познание как абсолютно замкнутую на себе работу «я», создающего самому себе «не-я» в качестве цели познания для того, чтобы, преодолевая кажущуюся отчужденность «не-я» от себя, достигнуть в итоге восстановления своего тождества и самоопределиться в этом.

Это представляет собой круговое движение, где процесс самоопределения «я» безостановочно и постоянно стремится к новому самоопределению через восстановление своего единства с «не-я». А поскольку бессознательная деятельность «я», создающая «не-я» в виде системы ощущений, продолжается непрерывнои не имеет логического конца, то «я» постоянно получает оттуда препятствия для восстановления этого единства.

Таким образом, «я» само для себя постоянно воздвигает препятствия для достижения тождества с «не-я», а «не-я» непрерывно меняется, вследствие чего самоопределение постоянно отдаляется, и деятельность познания имеет форму бесконечного приближения «я» к тождеству с самим собой.

Наиболее ценным в наукоучении Фихте является доказательство неразделимости субъекта и объекта в познании, а также выявление бессознательной области сознания.

ШЕЛЛИНГначинал как поклонник и истолкователь Фихте, а затем пришел к идее необходимости дальнейшего развития его философии:

1.Поскольку у Фихте субъект и объект познания нераздельны и обусловлены друг другом, как вытекающие один из другого, то и единый принцип познания также должен быть обусловлен этими отношениями, вследствие чего он не может быть безусловным, то есть, не зависящим от действующей конкретики, и, вследствие этого, не может быть универсально единым.

Для каждого случая познания, следовательно, должен вступать в действие какой-то соответствующий его конкретике конкретный принцип познания. Таким образом, у Фихте дано понятие о едином принципе познания, но раскрыть какой-то универсальный принцип познания из всегда конкретных взаимоотношений субъекта познания и объекта познания невозможно.

2. Однако само зерно единого принципа познания у Фихте следует сохранить, и помнить, что в нём заложено самопознание субъекта и его стремление к тождеству с самим собой. Следовательно, если искать универсально единый принцип познания, то следует найти универсально единый субъект самопознания. Иначе говоря, следует найти такой безусловный субъект самопознания, который не зависит ни от какого объекта, и стремится сам по себе к тождеству с самим собой, а не под влиянием внешних ему условий, и в этом проявится единый принцип познания как такового.

3. Следовательно, универсально единый принцип познания может реализовываться таким субъектом, который качественно стоит выше отношений с любым субъектом и с любым объектом. Это должен быть такой субъект, который ничем не обусловлен, кроме самого себя, и который сам для себя является и причиной, и стимулом к самопознанию.

Таким образом, этот безусловный объект, который по своему смыслу есть чистое действие по познанию самого себя, является сразу и субъектом и объектом собственного познания. Как субъект он познает сам себя, а как объект он познается самим собой. Таким образом, в этом субъекте должно наблюдаться стремление к качественному сворачиванию отличий между субъектом и объектом, тенденция к абсолютной неразличимости в себе субъекта и объекта, к абсолютному тождеству с самим собой, то есть – предельная реализация того самого единого принципа познания, который вывел Фихте.

4.Что же этоможет быть за субъект? Прежде всего, следует сказать, что этот субъект не является ни идеальным, ни материальным, ни духом и ни природой. Ведь он абсолютно безусловен по отношению к чему бы то ни было, кроме самого себя,и, следовательно, качественно выше и духа, и материи, и даже выше самих этих понятий. Поэтому, в высшем смысле данный безусловный объект самопознания является только абсолютно самим собой, и больше ничем. Если пытаться его определить, то следует исходить из того, что он является тождеством тождества самому себе, и, следовательно, его можно определить в качестве Абсолютного Тождества.

5. Но отметим, что это не просто Абсолютное Тождество, а это Абсолютное Тождество, которое постоянно стремитсяк познанию самого себя, то есть к тождеству с самим собой. Если Абсолютное Тождество стремится достичь тождества с самим собой, то, источником этого стремления является само Абсолютное Тождество, поскольку оно стремится познать себя, то есть стать тождественным себе, абсолютно по своей собственной безусловной природе.

Следовательно, Абсолютное Тождество, будучи источником этого стремления, существует уже раньше самого этого стремления. Однако, откуда у Абсолютного Тождества стремление к тождеству с самим собой? Если есть подобное стремление, то, следовательно, этого тождества не существует, оно нарушено. Но, поскольку Абсолютное Тождество существует прежде самого стремления к восстановлению тождества, следовательно, тождественность самому себе Абсолютного Тождества существовала изначально, а стремление достичь вновь тождества с самим собой есть не что иное, как восстановление некогда утерянного тождества.

6. Как же могла нарушиться тождественность Абсолютного Тождества с самим собой? Во-первых, тождественность могла быть нарушена только под действием собственных внутренних причин Абсолютного Тождества, поскольку оно абсолютно безусловно по отношению ко всему остальному.

Во-вторых, вспомним, что Абсолютное Тождество есть сразу и субъект и объект познания, и, следовательно, нарушение его тождества с собой может произойти именно в форме его разделения на субъект и объект познания. Что должно произойти в этом случае? В этом случае должно произойти разделение Абсолютного Тождества на дух и на природу. Почему? Потому что субъектом познания может быть только дух, и, следовательно, если при разделении Абсолютного Тождества появится субъект познания, то это будет дух, который может познавать. И, соответственно, если появляется объект познания, то быть только объектом и никогда субъектом познания может только природа, которая не может познавать.

7. Итак, дух и природа исходят из Абсолютного Тождества, но Оно Само не есть ни дух, и ни природа, как мы помним, и, следовательно, Абсолютное Тождество содержит дух и природу в себе слитно-неразличимыми, тождественными. Абсолютное Тождество имеет в себе возможность их определения, то есть является источником их бытия, и вводит их в состав бытия дифференциацией самого себя на природу и на дух по своим внутренним причинам.

При этом духовная сфера мира утверждается в бытии там, где преобладает начало Абсолютного Тождества, как субъекта, то есть его разумное, идеальное начало. А природное бытие мира утверждается в бытии там, где преобладает начало Абсолютного Тождества, как объекта, то есть материальный субстант разделившегося духа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ

В Нюхтилин... Предисловие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира

А две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это идеализм и материализм.
  И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы. Так вот, по сути данной темы – между ними нет

Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
  Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, в

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Эмпедокл. Основные достижения уч

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии.

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
Представители мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и поло

Представители Ксенофан, Парменид, Зенон.
Основные достижения учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа.   КСЕНОФАН: 1. Если говорить

Представители Левкипп и Демокрит.
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).   Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователя

АПЕЙРОН –качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АТОМИСТИКА – учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы

ХАОС –беспорядок, неорганизованность.
  Трудности   Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являю

Материя – есть потенциальная возможность существования вещей, а
нематериальная форма – есть актуальная, действительная сила их существования. Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей – сущности бытия,

Промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.
Первая материя – это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира

Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  Средневековье – это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причина

Бог как перводвигатель.
1. Что можно сказать о движении вещей? Об этом можно сказать, что все вещи: – или движутся только сами, – или движутся сами, да ещё и при этом движут других. 2. Теперь ра

Бог как первопричина всего сущего.
1. Всё, что существует, имеет последовательность производящих причин своего существования. Из этого следует, что причины, производящие нечто существующее, всегда предшествуют по времени тому, что о

Бог как источник всякой необходимости.
1. Для всех вещей существует возможность быть, и существует возможность не быть. Каждая вещь может существовать, а может не существовать. Следовательно, природа вещей такова, что сама по себе она н

Бог как следствие разумного распорядка природы.
1. Предметы, лишенные разума, такие, как природные тела, хоть и лишены разума, но подчиняются разумной целесообразности мира, поскольку их действия в большинстве случаев направлены

ДЕДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ –переход в умозаключениях от известного общего к неизвестному частному.
ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике. КОНЦЕПТУАЛИЗМ –позиция в споре об универсалиях с

ТОМАС ГОББС.
Мировоззрение Нового Времени было механистическим,то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрени

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.
Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода: 1. Первый род позн

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.
Субъективный идеалист епископБеркли отрицал истинность существования материи.Аргументы Беркли состоят из следующих частей: 1.Если предположить, например, существование мат

ДАВИД ЮМ
Юм сформулировал основные принципы агностицизма: 1.Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприяти

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
ИНТУИЦИЯ – непосредственное постижение истины без умственных операций. ЛИБЕРАЛИЗМ – система взглядов, признающая основными ценностями политическое равенст

Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
  ПРОСВЕЩЕНИЕ – это общественно-политическое движение Западной Европы XVII-XVIII веков, котороехотело исправить недостатки общественного устройства путем попу

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПРЕДРАССУДОК – рационально не обоснованное и не проверенное опытом предубеждение, формирующее негативную установку к какому-либо явлению. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

ПРОСТРАНСТВО –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
РАЗУМ –способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности. РАССУДОК –способность мышления про

Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Ид

Принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.
4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всег

Принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.
5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, соглас

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДУХ– неприродная сфера бытия. ИДЕЯ(в мышлении)– мысленное представление о чём-либо. ЛОГИКА –наука о формах правильного мышления.

Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля: 1. Прежде всего, духовное начало не может быть истинным бытием, поскольку единственно

Таким образом, мир может быть полностью познан с помощью антропологии.
8. Но для познания мира все равно необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником познания является природа, а органами познания являются ощущения. Потому что

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕ

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
МАХИЗМ –философская система, которая основой позитивного познания выдвигает принцип экономии мышления за счет исключения из философии задач теоретического объяснения явлений опыта.

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПСИХОЛОГИЯ – наука о психической жизни человека. ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и толь

Следовательно, экзистенцию следует понимать и описывать в неразрывности с сознанием.
3. Однако, говоря о сознании, нельзя сказать, что оно есть что-то определенное само по себе, так как в мире нет такой данности, о которой можно было бы сказать, что вот она – это сознание. Сознание

Сознание – это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, чем ты себя спроектируешь.
Но не следует забывать, что сознание, как человеческая свобода, самоопределяется в условиях несвободного мира, который может влиять на сознание и ограничивать свободу выбора человека. Одна

Следовательно, мир без сознания человека случаен (как тот или иной вид беспричинно сложившейся ситуации), и, следовательно, не разумен.
6. На этом основании следует отказаться от иллюзий упорядоченности и закономерности мира, а, вслед за этим, отказаться и от необходимости существования Бога.

Наилучшим практическим средством реализации соборности, как метафизического принципа бытия, таким образом, является Православие и соборная Церковь.
Гарантом же этого является монархия, в которой высшая задача монарха состоит в удержании им в чистоте истинной Православной веры. Следовательно, исторический путь

Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с ут

Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).
Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так назыв

Волю, целеустремленную мысль, организованность.
Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные

В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею.
5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к

Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения
В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

На события земной жизни оказывают влияние буквально все космические объекты и генеральный принцип астрологии абсолютно верен.
А, в таком случае, астрология может стать генератором идей об органической связи человека с космосом и базой для развертывания теорий о влиянии космоса на жизнь человека. 4. Однако, будучи

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе мар

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическа

Тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным.
6. Совершенство. – Как не имеющее причины своего возникновения,Бытие абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования

Абсолютно целокупно в любой момент своего существования.
Таким образом, если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
Движение в философии – это всякое изменение вообще. В это понятие входят: 1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, кван

И т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.
Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления. В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только от

Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения,

Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.

Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.
Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие: 1 Время, как форма проявления в мире де

Единством способов существования материи с самой материей.
Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция,

ПРОСТРАНСТВО (общее понятие) –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ– умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отража

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПОНЯТИЕ –терминологически сформулированное средствами языка представление, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления. ПОСЫЛКА

Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действитель

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.
Чувственные ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные фо

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПАССИВНОСТЬ –неспособность к действию. ПОЗНАНИЕ –процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. ПРЕД

Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким об

Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это непосредственное чувственное исследованиереа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.
Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений

Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.
Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГ

Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
Тождество – это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними

Любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии.
2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе. Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наобо

ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ – противоречия внутри предмета, явления, решающие для развития.
РАЗВИТИЕ –целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество. РАЗЛИЧИЕ – несходство самотождественности двух

Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
  Отрицание в логике – это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание –

Если первое отрицание – это обнаружение противоречия, то второе отрицание – это разрешение противоречия.
4. Следовательно, отрицание отрицания – это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), р

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
  Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности. Сами по себе категории являются не п

Метафизика
–бытие существует, а небытие не существует; – бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно; – бытие это реальность со

Диалектика
– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное

Метафизика
Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подходаэти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метаф

Диалектика
Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны,ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно: – нечто общее можно всегда понимать

Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно.
Таким образом, возникает безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обст

Диалектика
Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во време

Метафизика
Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия,

Диалектика
Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляе

Метафизика
Сущность сокрыта в вещи, она: – или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении; – и

Диалектика
Поскольку возможное еще не действительность,товозможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действ

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления. КАТЕГОРИЯ – философское понятие

Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет

Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство. Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что вкл

Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.
В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой

Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
  Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества. Таким образом, материальное производство

Коммунистическийспособ производства.
Говоря о способе производства, следует иметь в виду, чтопроизводство включает в себя не только процесс создания материальных благ, но и процесс собственного воспроизводства, то ест

Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
  В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны: 1.Производительные силы. 2.Производств

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Производственные отношения имеют сложную структурную организацию, проявляющуюся в иерархически-соподчиненной системе взаимодействия участников производственной деятельности. Эта система включает в

Базис – это совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества и сложившихся в нём производственных отношений.
Надстройка это: 1.Совокупность духовной культуры общества: характер мировоззрения, философские концепции, религия, политическая культура, правовые нормы,

БАЗИС –совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества.
НАДСТРОЙКА(марксизм)–совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Территориальная обособленность может порождать в составе этноса
СУБЭТНОСЫ – этнические группы в пределах одного этноса, члены которых обладают двойным самосознанием: – с одной стороны они осознают и принимают свою принадлежность к обще

ЭНДОГАМИЯ –принцип брачных отношений только между членами племени.
ЭТНИЧЕСКАЯ ДИАСПОРА – отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этнические общности. ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ – компактные гр

Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
  Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подо

Сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.
2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философ

Сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а
происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни,потому что исходя из онтологического факта обязательного и повс

Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции. Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом зако

Коммунизм.
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы. Эта повторя

БАЗИС (марксизм) –совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определ

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образ

Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества,и на основе чего они занимают ту или иную политическ

Теоретический уровень, идеология. ИДЕОЛОГИЯ – это совокупность идей, теорий и взглядов, формирующая систему духовных ценностей человека.
Идеологический уровень характеризуется масштабностью, полнотой, цельностью и глубиной отражения политической реальности. На нём уже происходит прогнозирование политических процессов и наблюдается у

Правосознание – это система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права.
Несмотря на близкое взаимодействие с политическим сознанием, правовое сознание, в отличие от него, формируется не только исходя из политических и экономических интересов, но и строится в значительн

Политическое сознание и правовое сознание образуют вместе ПОЛИТИКО-ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА.
Общество является демократическим, если его политико-правовая культура обеспечивает справедливое и гуманное право, поскольку именно такого характера право противостоит неравенству, произволу и безз

Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом.
Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике. Бл

Либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль).
Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, о

ИСКУССТВО –художественное творчество в целом, во всех своих формах.
МОРАЛЬ –совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей. МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформи

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.
Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития. Содержание н

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные

Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я».
Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинак

Из того, что предзадано ему внешними условиями, то есть зависит только от внешних обстоятельств его бытия.
СЧАСТЬЕ – это понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляю

ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике. Изучает природу творчества

Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоп

Главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.
  Основные термины   ГУМАНИЗМ –система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия. КУЛЬТ

Алфавитный Указатель Терминов
  1–Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание? 2 –Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –вопрос о

АПЕЙРОН –качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЕЙ –духовная первосущность природы (по Парацельсу). АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АСКЕТ

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕ

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института. ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систе

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА – столкновения политических сил. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – способность определенных политических сил осуществлять руковод

ПРОСТРАНСТВО (общее понятие) –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ– умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отража

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ – противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают.
ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ – решающие для развития противоречия внутри предмета, явления. ПРОТУБЕРАНЦЫ – гигантские плазменные вздутия на поверхности Солнца.

СУЖДЕНИЕ –мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение.
СУЩНОСТЬ – внутреннее смысловое содержание объекта. СХОЛАСТИКА –господствующий в средние века тип религиозной философии, задача которой состояла в рассудо

ЭНДОГАМИЯ –принцип брачных отношений только между членами племени.
ЭНЕРГИЯ(физическая) – способность тела выполнять работу. ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги