ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности. - раздел Философия, ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ Диалектический Материализм –Марксистское Учение О Закономерн...
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания.
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса, устанавливаемая в результате революции, и объявляющая право на использование силы для подавления противодействия этому других классов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.
КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором основной собственностью является промышленно-финансовый капитал.
КЛАССЫ (марксизм)– большие группы людей, различающиеся способами получения доли общественного богатства и размерами этой доли.
КОММУНИЗМ – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
КРИТЕРИЙ – признак, по которому что-либо считается истинным.
МАРКСИЗМ – материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.
МАТЕРИАЛИЗМ –течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.
МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – поступательное развитие теоретического научного знания, характеризующееся эффективной практической реализацией в технике.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – определенный, исторически сложившийся тип общества.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС –постепенное культурное и социальное развитие человечества.
ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ – бесклассовое человеческое общество до появления частной собственности и государства.
ПОЛИТИКА – деятельность, связанная с процессами получения власти, реализации власти или влияния на власть.
ПРОГРЕСС – развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному в своей организации.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА –количество материального продукта, создаваемого за единицу времени.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – применяемые в производстве орудия труда, технологии, транспорт, помещения, предметы труда и т.д., и люди, как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ –отношения людей в процессе производства.
ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ – процесс создания материальных благ.
ПРОЛЕТАРИАТ – наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.
ПРОПАГАНДА – распространение идей для формирования у масс определенных политических взглядов.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.
РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА –исторически сложившийся способ добывания материальных благ.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.Возникшая в 30-40-е годы XIX века во Франции философская школа позитивизма поставила задачу и предложила метод получения позитивного(хорошего, правильного)научного знания о мире. Сутьэтогометода состояла в том, чтобы отказаться от традиционной философии, как средства познания, и создать новую философию, которую они называли «позитивная синтетическая философия». По своему назначению эта синтетическая философия должна была собрать в себе и обобщить в единую систему все достижения отдельных наук природоведческого типа.Основателем позитивизма и разработчиком его принципиальных положений был Огюст КОНТ, который декларировал следующее:1. Современное знание находится в критическом состоянии анархии, потому что знания, достигнутые естественными и общественными науками разрозненны, спорны, противоречивы и не составляют единой системы однозначно понимаемых данных. Всё это является результатом того, что, и богословие (теология), и традиционная философия (метафизика), не справились с задачей объединения совокупности научных знаний в единую и научно достоверную систему. А не справились они с этим потому, что они сами (теология и метафизика) не носят характера достоверных научных дисциплин.2. Таким образом, поскольку богословие и традиционная философия оказались практически бесполезными, то от них следует отказаться, а вместо нихсоздать новую систему объединения научных знаний, которая, с одной стороны, сохранила бы в себе всеобъемлющий характер теологии и философии, но, с другой стороны приобрела бы характер точной науки.Таким образом, эта новая система объединения научных знаний должна быть, с одной стороны, философией, но, с другой стороны – точной наукой. Это есть её главное отличие от обычной умозрительной философии, и подчеркивается это отличие её названием – «позитивная философия».Из названия следует, что это есть философия, дающая позитивное (правильное) знание, в отличие от традиционной философии, не дающей правильного знания.3. Для того чтобы новая позитивная философия имела характер точной науки, она должна основываться только на научных фактах, поскольку только научные факты являются позитивными данными.В соответствии с этим требованием позитивная философия должна полностью отказаться от умозрительных суждений с помощью метафизических категорий, не привязанных к конкретным практическим процессам и явлениям.Следовательно, позитивная философия вообще не должна иметь никакого своего собственного содержания, потому что собственное содержание любой философии проистекает из теоретических рассуждений и не является строго научным.Следовательно, всё содержание позитивной философии, если мы хотим сделать его научным, должно приходить в неё только из наукии формироваться только конкретными результатами достижений отдельных специальных наук.Таким образом, мы теперь можем определитьпредмет изучения новой позитивной философии–достижения специальных наук.4. Однако задача новой позитивной философии состоит не в том, чтобы просто изучать достижения специальных наук, а в том, чтобы свести воедино отдельные результатыэтихнаук в цельную научную систему знаний.То есть речь идет в данном случае о синтезе достижений отдельных наук, который должна произвести позитивная философия, и, таким образом,позитивная философия по своим задачам есть не просто научная, но и синтетическая философия.5. Однако для синтеза достижений отдельных наук в единую научно достоверную систему знаний потребуется тщательный анализ содержания этих научных достижений. То есть, возникнет ситуация, когда к научному содержанию позитивной синтетической философии должно добавиться еще нечто, что подвергнет опасности её научный характер. И вот почему:научность базового содержания позитивной синтетической философии образуется сама собой из того, что в это содержание попадают только и только результаты научных работ. А вот научность анализа этих результатов уже ничем не обеспечивается, поскольку традиционный философский анализ грешит абстрактностью и свободой получения ничего не значащих, с научной точки зрений, выводов.Поэтому, если позитивная философия хочет отличаться от традиционной философии именно тем, что она есть и философия, и точная наука сразу, то, в соответствии с этим, она должна сузить приемы своей работы до применения только научных методов анализа, и полностью отказаться от любых методов анализа, принятых в традиционной философии.6. Таким образом, синтетическая философия должна заниматься только синтезом конкретных достижений отдельных наук, и не заниматься никакими абстрактными проблемами, такими, например, как: материализм или идеализм, истинное и не истинное бытие, причины и сущность явлений, общее и единичное и т.д. Вместо этих бесполезных попыток объяснять мир, синтетическая философия должна заниматься только установлением связи между отдельными науками.Для этого она должна:– содержательно исследовать их достижения,– вывести окончательное решение об их достоверности,– оценить их практическую значимость и– определить им место в обобщенной научной картине мира.7. При этом важно, чтобы и сама наука, в свою очередь, не пыталась выдвигать претензии на раскрытие причин мировых явлений или претендовать на проникновение в их сущность. Наука должна лишь нейтрально описывать явления,анализировать статистику их повторяемости и формулировать на этой основе законы.То есть наука не должна ставить задачу объяснения «почему» происходит то или иное наблюдаемое явление, поскольку единственной задачей науки является описание того, «как» происходит это явление.А из этого следует, что основным методом позитивного научного познания является феноменологический метод,то есть метод, в котором только описательно обобщаются результаты научных наблюдений или экспериментов без каких-либо попыток их толкования или объяснения.И единственно доступным объектом научного познания, таким образом, может быть только явление (феномен), доступное реальному опыту из наблюдения или эксперимента. Концепцией позитивизмаКонт задал тенденцию на разделение философских и научных методов познания, обозначил проблему специфики научного знания, и заложил, тем самым, основы философии науки.В дальнейшем к позициям позитивизма примыкали, хотя и расходились существенно с ним в деталях, Джон Милль и Герберт Спенсер.ДЖОН МИЛЛЬ попытался разработать единую методологическую основу для всех наук:1. Поскольку всё наше знание проистекает из опыта, а опыт основан на ощущениях, то основу позитивной философии должна составлять психология, которая лучше всего разбирается в человеческих ощущениях.Таким образом, предметом позитивной философии является психология человека, поскольку именно психология должна найти и понять законы, по которым возникают и группируются чувства. Ведь именно из этих чувств формируются эмпирические ощущения (опыт), на базе которых возникают научные представления и понятия.В итоге задачу психологии следует свести к тому, чтобы определять реальность наших научных представлений и понятий. Ведь, если какое-то представление или какое-то понятие не проистекает из согласованного с реальными фактами чувственного опыта, то это представление или понятие ложное и не должно составлять научного знания.2. Таким образом, психология должна для науки отсеивать реальные знания от недостоверных знаний, поскольку именно психология способна определять соответствие наших ощущений реальному опыту.Однако далее, на следующем этапе в научного познания, придется свести полученные чувственным опытом знания к научным понятиям, что для психологии уже не под силу. Здесь, на этой стадии научного познания, формированием научных понятий из чувственного опыта должен заниматься уже разум.А когда разум начнет формировать научные понятия из чувственного опыта, то ему потребуется определенная теория доказательств,которая на базе логики могла бы устанавливать для него ясные и несомненные правила для различения верных и не верных умозаключений, выводимых из опыта.3. В качестве такой теории доказательств предлагается индукция, основанная на четырех правилах-методах,позволяющих определять истинную причину того или иного явления в полном согласии с реальным опытом:I. Метод сходства, который работает следующим образом:допустим, что мы наблюдаем постоянное возникновение явления d и хотим знать истинную причину этого возникновения. Из наблюдений нам также известно, что d всегда появлялось после трёх различных предшествующих этому обстоятельств: АВС, BMT и POB. Нам совершенно ясно, что причина появления d находится в составе всех трёх предшествующих возникновению d обстоятельств. Но где именно и что именно? Эти три, предшествующие появлению d обстоятельства, сложны по своему составу и содержат в себе различные элементы: А, В, С, М, Т, Р и О. Следовательно, причиной d может быть любой из этих элементов. Так какой же? Нетрудно заметить, что внешним сходством всех предшествующих обстоятельств является то, что все они вызывают появление d, а внутренним сходством их структур (АВС, BMT и POB) является наличие в каждом из них элемента В. Следовательно, исходно достоверным и сразу же бесспорно истинным умозаключением здесь будет положение о том, что В уж точно является причиной d, поскольку В является признаком сходства всех трёх обстоятельств, предшествующих появлению d. Если есть АВС, то появляется dЕсли есть BMT, то появляется dЕсли есть POB, то появляется dСледовательно, именно B точно является причиной появления d II. Метод различия, который работает следующим образом:допустим, нами замечено, что после одних обстоятельств явление d появляется, а после других – не появляется. Так, например, если складываются обстоятельства АВСМ, то d после них всегда появляется, а если складываются обстоятельства АВС, то d после них не появляется никогда. Нетрудно заметить, что наблюдения дали нам две различных ситуации – АВСМ и АВС, одна из которых содержит причину появления d (АВСМ), а другая не содержит (АВС). Различие внешних последствий этих ситуаций (появление или не появление d) выражается различием их внутренней структуры – наличием или отсутствием в их составе элемента М, и, следовательно, совершенно истинным будет умозаключение, что причиной появления d является М. Если есть ABCM, то d появляетсяЕсли ABC есть, но М отсутствует, то d не появляетсяСледовательно, M является причиной появления d III. Метод сопутствующих изменений, который работает следующим образом:допустим, что из наблюдений нам известно: обстоятельство АВС всегда вызывает появление d. В дальнейшем, из опыта наблюдений мы замечаем, что явление d периодически переходит в свои различные изменённые состояния: d1, d2 и d3. В чем же причина этих изменений d? На основании наблюдений мы замечаем, что измененному состоянию d1 всегда предшествует изменение обстоятельства АВС в состояние АВС1; измененному состоянию d2 предшествует изменение обстоятельства АВС в состояние АВС2, и, соответственно, для d3 – изменение АВС в состояние АВС3. Налицо ситуация, когда различным измененным состояниям d сопутствуют соответствующие изменения элемента С. Следовательно, причиной изменения d являются изменения С. Если есть АВС, то в итоге появляется dЕсли складывается ABC1, то d изменяется в d1Если складывается ABC2, то d изменяется в d2Если складывается ABC3, то d изменяется в d3Следовательно, изменения C являются причиной изменения d IV. Метод остатков, который работает следующим образом:допустим, у нас есть наблюдаемый факт, что обстоятельство АВС всегда вызывает появление duz. Из опыта прошлых наблюдений мы знаем, что причиной появления d всегда является А, а причиной появления u всегда является В. Следовательно, для появления z должно быть еще что-то, кроме А и В, поскольку z не вызвано ими, так как они вызывают собою соответственно, только d и u. Таким образом, абсолютно бесспорным умозаключением здесь должно быть то, что для появления z в реальности должно существовать еще и некое С, которое и есть несомненная причина его возникновения. A всегда причина появления dB всегда причина появления uСледовательно, если есть duz, то его причиной должно быть АВС, так как для появления z необходимо С. Таким образом, полагал Милль, данная система может стать основой для единой методологии наук, обеспечивающей получение достоверных научных знаний, проистекающих из достоверного опыта.ГЕРБЕРТ СПЕНСЕРисходил из того, что:1. Наука не способна давать достоверных знаний, поскольку научное знание добывается из опыта, а опыт проистекает из физических чувств человека. И при этом получается, что:– каждый опыт ограничен характером физических чувств человека, и нет никаких оснований говорить о том, что характер этих чувств способен передавать характеристики действительности таковыми, каковы они есть на самом деле. То есть, на что способны физические чувства, то мы и получаем из опыта, а совсем не то, что есть на самом деле в действительности;– каждый опыт ограничен составом физических чувств человека, и нет никаких оснований предполагать, что состав этих чувств полностью раскрывает все стороны действительности. То есть, что способны воспринимать физические чувства, то мы и находим в действительности, и нет никаких оснований говорить о том, что мы находим в действительности всё, что там есть.Таким образом, любое знание об опытном мире всегда определяется совсем не тем, что представляет из себя на самом деле «вещь в себе», а определяется только тем, как и какие ощущения создают для нас чувственное явление этой вещи.2. Но и философия также не способна давать достоверные знания, поскольку философии от науки отличается не качественно, а только количественно.Ведь всё отличие философии от науки состоит лишь в способности к более высокой степени обобщения научных данных и в способности выводить из них законы. Но это качественно ничего не меняет, поскольку научные данные получены из опыта и, следовательно, они недостоверны изначально.3. Таким образом, признав, что и философия, и наука дают нам сомнительное знание лишь о какой-то части действительности, мы должны признать и то, что мир для человека делится на две реальности:–Непознаваемое, то есть суть вещей, недоступная ни науке, ни философии;– Познаваемое, то есть явления вещей, данные нам в наших ощущениях.4. Теперь посмотрим, как нам дано Познаваемое. Оно дано нам в ощущениях физических чувств, но следует сразу же отметить, что это не разрозненные ощущения, а некий взаимосвязанный комплекс ощущений.Кроме того, этот комплекс ощущений представляет собою сплошной поток восприятий, то есть абсолютно непрерывный поток ощущений, образующий для нас Познаваемое.Но, если есть некий непрерывный поток восприятия Познаваемого, то, как у любого потока, у этого потока также должен существовать некий источник, из которого он проистекает. Но мы не видим никакого источника, мы видим только Познаваемое, которое непрерывно является нам в комплексе наших ощущений.Так из чего же проистекает Познаваемое? Познаваемое для нас проистекает из Непознаваемого, потому что:– во-первых, если этот источник нам неведом и нами не видим, то, естественно, он нами не познаваем, и, следовательно, Познаваемое проистекает из Непознаваемого;– во-вторых, Познаваемое – реально, поскольку реальны наши ощущения. Сколь бы не были неполны или сомнительны наши ощущения, но они реальны, и, следовательно, подчеркнем еще раз, Познаваемое – реально. А поскольку Познаваемое реально, то источник его происхождения также должен быть реальностью. А в мире, как мы определили выше, есть только две реальности – Познаваемое и Непознаваемое. Таким образом, если у нас есть реальное Познаваемое, то его реальным источником, если он неизвестен, может быть только Непознаваемое, ибо третьей реальности для этого вообще нет.5. Таким образом, если Познаваемое (данное в ощущениях) началось и непрерывно разворачивается из Непознаваемого, то Непознаваемое является причиной Познаваемого и, следовательно, всё, что мы можем познать, является лишь следствием некоей Непознаваемой Причины, то есть – знанием не о самой сути вещей, а лишь об их явлениях.А поэтомузадача позитивных наук состоит в том, чтобы отвечать на вопрос: «Как устроен этот мир?», но никогда не пытаться отвечать на вопрос: «Почему мир устроен именно так»? Чтобы ответить на вопрос «почему мир устроен именно так», надо познать Непознаваемое, чего никогда не сможет, ни наука, ни философия.Спенсер создал теоретическую базу для возможности слияния научного и религиозного мировоззрений, поскольку по итогу его рассуждений религия и наука должны методологически сойтись на признании в мире некоей исходной для этого мира Непознаваемой Причины.Затем наступила вторая историческая форма позитивизма – МАХИЗМ (основатель Эрнст Мах) и ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (основатель Рихард Авенариус).На стадии махизма и эмпириокритицизмацентральной задачей позитивизма стало создание «чисто описательной науки».Добиваться этого предполагалось по следующим направлениям:1. Во-первых, для создания чисто описательной науки следует исключить из задач философии все проблемы, которые носят слишком метафизический характер,то есть слишком оторваны от конкретного опыта. Это такие проблемы, как природа познания, взаимодействие субъекта и объекта, смысл и характер категорий «вещь», «субстанция», «причина», проблемы взаимоотношений духовного и природного и т. д.2. Во-вторых, для создания чисто описательной науки следует сориентировать себя на то, что предметом философии, то есть объектом ее изучения, должно стать не построение синтеза из выводов всех наук, атеория научного познания, основанная на принципе «экономии мышления».Что это означает? Это означает, что в человеческой природе заложено чисто биологическое раздражение на ситуацию какого-либо незнания или на присутствие чего-либо неизвестного. В человеке существует некая биологическая потребность удовлетворить своё любопытство или определиться с назначением и сутью чего-то, о чем он не знает, или знает недостаточно.Вот именно в пределах биологических побуждений и должен оставаться разум при осмыслении научных фактов. Это означает, что при описании данных научного опыта интеллект должен затрачивать минимум усилий для теоретизирования, оставаясь строго в рамках задач биологического стремления приспособиться к новому факту, успокоить биологическое возбуждение и не больше.3. Что дает нам принцип «экономии мышления»? Из принципа экономии мышления исходит сама генеральная задача получения позитивного научного познания – ограничить науку описательными функциямипри полном отказе от любых объяснительных функций.4. Таким образом,позитивное научное познание должно вполне обойтись не только без категорий, оторванных от опыта (слишком метафизических), но и без категорий, призванных объяснять опыт (хоть сколько-нибудь метафизических), благодаря чему оно может вырабатывать опытно-естественное знание о мире без таких спекулятивных теоретических понятий, как «причинность», «материальное», «идеальное», «субстанция», «структура» и т.д. Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку объяснительных функций и доказать непригодность для позитивного научного знания задач и методов традиционной философии.Однако вторая форма позитивизма, эмпириокритицизм, изменила предмет позитивной философии, сфокусировав его не на синтезе достижений отдельных наук, а на теории научного познания, что явилось началом формирования философии науки.Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начался с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм иногда называется аналитической философией (См. билет 15.) или логическим позитивизмом, поскольку его отличительной особенностью является применение аппарата математической логики. Основные термины
АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.
АНАЛИЗ(общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части.
БОГОСЛОВИЕ –система теоретического знания о Боге.
ВЕЩЬ В СЕБЕ –вещь, существующая в своём природном виде без мысленного образа о себе.
ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
Представители Эмпедокл.
Основные достижения уч
АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии.
Представители Ксенофан, Парменид, Зенон.
Основные достижения учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа.
КСЕНОФАН:
1. Если говорить
Представители Левкипп и Демокрит.
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).
Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователя
ХАОС –беспорядок, неорганизованность.
Трудности
Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являю
Бог как перводвигатель.
1. Что можно сказать о движении вещей? Об этом можно сказать, что все вещи:
– или движутся только сами,
– или движутся сами, да ещё и при этом движут других.
2. Теперь ра
Бог как первопричина всего сущего.
1. Всё, что существует, имеет последовательность производящих причин своего существования. Из этого следует, что причины, производящие нечто существующее, всегда предшествуют по времени тому, что о
Бог как источник всякой необходимости.
1. Для всех вещей существует возможность быть, и существует возможность не быть. Каждая вещь может существовать, а может не существовать. Следовательно, природа вещей такова, что сама по себе она н
Бог как следствие разумного распорядка природы.
1. Предметы, лишенные разума, такие, как природные тела, хоть и лишены разума, но подчиняются разумной целесообразности мира, поскольку их действия в большинстве случаев направлены
ТОМАС ГОББС.
Мировоззрение Нового Времени было механистическим,то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрени
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.
Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода:
1. Первый род позн
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.
Субъективный идеалист епископБеркли отрицал истинность существования материи.Аргументы Беркли состоят из следующих частей:
1.Если предположить, например, существование мат
ДАВИД ЮМ
Юм сформулировал основные принципы агностицизма:
1.Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприяти
Волю, целеустремленную мысль, организованность.
Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные
Единством способов существования материи с самой материей.
Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция,
Любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии.
2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе.
Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наобо
Метафизика
–бытие существует, а небытие не существует;
– бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно;
– бытие это реальность со
Диалектика
– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное
Метафизика
Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подходаэти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метаф
Диалектика
Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны,ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:
– нечто общее можно всегда понимать
Диалектика
Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во време
Метафизика
Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия,
Диалектика
Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляе
Метафизика
Сущность сокрыта в вещи, она:
– или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении;
– и
Диалектика
Поскольку возможное еще не действительность,товозможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действ
Коммунистическийспособ производства.
Говоря о способе производства, следует иметь в виду, чтопроизводство включает в себя не только процесс создания материальных благ, но и процесс собственного воспроизводства, то ест
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Производственные отношения имеют сложную структурную организацию, проявляющуюся в иерархически-соподчиненной системе взаимодействия участников производственной деятельности. Эта система включает в
Коммунизм.
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.
Эта повторя
Алфавитный Указатель Терминов
1–Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание?
2 –Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –вопрос о
Новости и инфо для студентов