Реферат Курсовая Конспект
VI. Философское открытие - раздел Философия, Логика соответствий и антисоответствий Открытие Новых Сущностей, То Есть Философское Открытие, Немыс...
|
Открытие новых сущностей, то есть философское открытие, немыслимо без использования (чаще неосознанного, но лучше осознанного) арсенала философских средств Разума.
Не так-то легко открыть какую-либо сущность, даже имея с ней дело.
Так, не сразу была открыта, например, война, хотя люди и в первобытное время воевали вполне обыденно. Но они не видели за отдельными кровавыми столкновениями некоего общего явления (то есть войны). «Открытие» же войны привело, с одной стороны к ее качественному изменению (появлению военного искусства, стратегии, тактики и т.д.), с другой стороны стала возможной общая гуманитарная оценка войны, как некоторого общего явления, выработка определенного отношения к ней со стороны личности. Так на практике произошло открытие сущности войны.
Аналогичным образом открывались в культуре и иные сущности. В настоящее время перед нами огромное их множество и воздействие открытых сущностей на человеческую жизнь не меньшее, а во многих случаях и большее чем частных фактов, отдельных от людей и объектов. Сущности страны, эпохи, культуры, социального статуса, музыка и т.п. окружают нас плотным кольцом и отдаляют (все более с каждым днем) от любимой романтиками "первобытной жизни" (кстати, тоже ставшей лишь сущностью, а не фактом). Это все кажется многим весьма прискорбным, но ничего не поделаешь: такова судьба Разума, "поселившегося в" или "ведущего" человека (на выбор для вас).
Накопление вокруг человека воспринятых (и "действующих") сущностей переходит в проблему сознательного их открытия, или совершенствования культуры открытия новых сущностей. Нелишне заметить здесь и то, что открытие оных всегда было главной целью деятельности философов во все времена.
Воистину, открытие новых сущностей — есть расширение горизонтов бытия, качественное развитие сознания, воплощение полноты бытия личности.
Здесь мы подошли вплотную к сущности сущностей, а поскольку мы собираемся говорить о ней, то есть именовать, то приходим с неизбежностью к Логике, а точнее — к содержательной логике (предметом которой — см. главу IV — являются сущности).
И еще два важных добавления.
1) Поскольку сущности вечны и неизменны, они могут только открываться, а не создаваться. Открытие сущности означает ее осознание+называние (именование) и качественно изменяет тем самым роль этой открытой сущности в бытии человека, т.к. разум его фактически устанавливает таким образом еще одну связь с Абсолютным.
2) С точки зрения Логики это соответствует открытию нового понятия, означающего "включение новой сущности" (через лектон — см. главу V).
Приводимая ниже таблица дает сводное представление о процессе открытия сущности (на примере "дерева") по мере абстрагирования реальных объектов.
Этап | Открываемые объекты | Обнаруживаемые целостности (сущности) | Стадии формирования понятия | Грамматические эквиваленты, виды слов в текстах |
1. | Конкретное дерево | Отдельный предмет | Предмет | Только обычные существительные |
2. | Деревья | Конкретное множество однотипных предметов | Чувственный образ | Существительные с объективными дополнениями и определениями |
3. | “Дерево” | Собирательный образ множества | Лектон (умозрительный образ) | Существительные с субъективными дополнениями и определениями |
4. | Лес | Новая реальность: Качественная множествен-ность предметов | Понятие (чувственно- обозримой, но все же физической реальности | Существитель-ные, в том числе отглагольных и других производных |
5. | Дерево (в случаях: деревянность, деревенение и т.п.) | Сущность (предмета, качества, действия) | Понятие (уже нечувствен- ной, но все еще всеобще-физической реальности) | Все основные формы слов |
6. | “Дерево” (в случаях: “тупой как дере-во”, “глух как де-рево”, или в выражениях типа “деревянные деньги” | Сущность (всеобщая, абстрактная, но живая для человека- разумного) | Понятие (предельно- абстрактное, без конкретной физической реальности, полное имя сущности) | Любые слова, а также символы, знаки, намеки |
Следует заметить, что видение целого начинается с этапа, на котором возникает "лектон" предмета. Стадия "лектона" весьма примечательна тем, что здесь еще целое может быть и не названо (рационально не обозначено); лектон может воздействовать с уровня подсознательного. Это тот самый этап первоначального "схватывания" целого, на котором так сильны маги и мистики, "печенкой" чувствующие появление новой сущности.
Мистики сосредоточивают внимание на еще-не-целом, они усиленно медитируют над казалось-бы-разрозненным, интуитивно постигая подкрадывающуюся цельность. Бывает, что мистики напряженно ждут, пока эта целостность "застанет их врасплох", тогда внимание сосредоточено на "посадочной площадке", на которой пока-что-никого-нет.
Разговор о мистическом лектоне особый. Для нас пока важно, что существует рациональный аналог этого интуитивного ожидания сущностей.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ... U Бытие и небытие...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: VI. Философское открытие
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов