VI. Философское открытие

 

Открытие новых сущностей, то есть философское открытие, немыслимо без использования (чаще неосознанного, но лучше осознанного) арсенала философских средств Разума.

Не так-то легко открыть какую-либо сущность, даже имея с ней дело.

Так, не сразу была открыта, например, война, хотя люди и в первобытное время воевали вполне обыденно. Но они не видели за отдельными кровавыми столкновениями некоего общего явления (то есть войны). «Открытие» же войны привело, с одной стороны к ее качественному изменению (появлению военного искусства, стратегии, тактики и т.д.), с другой стороны стала возможной общая гуманитарная оценка войны, как некоторого общего явления, выработка определенного отношения к ней со стороны личности. Так на практике произошло открытие сущности войны.

Аналогичным образом открывались в культуре и иные сущности. В настоящее время перед нами огромное их множество и воздействие открытых сущностей на человеческую жизнь не меньшее, а во многих случаях и большее чем частных фактов, отдельных от людей и объектов. Сущности страны, эпохи, культуры, социального статуса, музыка и т.п. окружают нас плотным кольцом и отдаляют (все более с каждым днем) от любимой романтиками "первобытной жизни" (кстати, тоже ставшей лишь сущностью, а не фактом). Это все кажется многим весьма прискорбным, но ничего не поделаешь: такова судьба Разума, "поселившегося в" или "ведущего" человека (на выбор для вас).

Накопление вокруг человека воспринятых (и "действующих") сущностей переходит в проблему сознательного их открытия, или совершенствования культуры открытия новых сущностей. Нелишне заметить здесь и то, что открытие оных всегда было главной целью деятельности философов во все времена.

Воистину, открытие новых сущностей — есть расширение горизонтов бытия, качественное развитие сознания, воплощение полноты бытия личности.

Здесь мы подошли вплотную к сущности сущностей, а поскольку мы собираемся говорить о ней, то есть именовать, то приходим с неизбежностью к Логике, а точнее — к содержательной логике (предметом которой — см. главу IV — являются сущности).

И еще два важных добавления.

1) Поскольку сущности вечны и неизменны, они могут только открываться, а не создаваться. Открытие сущности означает ее осознание+называние (именование) и качественно изменяет тем самым роль этой открытой сущности в бытии человека, т.к. разум его фактически устанавливает таким образом еще одну связь с Абсолютным.

2) С точки зрения Логики это соответствует открытию нового понятия, означающего "включение новой сущности" (через лектон — см. главу V).

Приводимая ниже таблица дает сводное представление о процессе открытия сущности (на примере "дерева") по мере абстрагирования реальных объектов.

 

Этап Открываемые объекты Обнаруживаемые целостности (сущности) Стадии формирования понятия Грамматические эквиваленты, виды слов в текстах
1. Конкретное дерево Отдельный предмет Предмет Только обычные существительные
2. Деревья Конкретное множество однотипных предметов Чувственный образ Существительные с объективными дополнениями и определениями
3. “Дерево” Собирательный образ множества Лектон (умозрительный образ) Существительные с субъективными дополнениями и определениями
4. Лес Новая реальность: Качественная множествен-ность предметов Понятие (чувственно- обозримой, но все же физической реальности Существитель-ные, в том числе отглагольных и других производных
5. Дерево (в случаях: деревянность, деревенение и т.п.) Сущность (предмета, качества, действия) Понятие (уже нечувствен- ной, но все еще всеобще-физической реальности)   Все основные формы слов
6. “Дерево” (в случаях: “тупой как дере-во”, “глух как де-рево”, или в выражениях типа “деревянные деньги” Сущность (всеобщая, абстрактная, но живая для человека- разумного) Понятие (предельно- абстрактное, без конкретной физической реальности, полное имя сущности)   Любые слова, а также символы, знаки, намеки

 

Следует заметить, что видение целого начинается с этапа, на котором возникает "лектон" предмета. Стадия "лектона" весьма примечательна тем, что здесь еще целое может быть и не названо (рационально не обозначено); лектон может воздействовать с уровня подсознательного. Это тот самый этап первоначального "схватывания" целого, на котором так сильны маги и мистики, "печенкой" чувствующие появление новой сущности.

Мистики сосредоточивают внимание на еще-не-целом, они усиленно медитируют над казалось-бы-разрозненным, интуитивно постигая подкрадывающуюся цельность. Бывает, что мистики напряженно ждут, пока эта целостность "застанет их врасплох", тогда внимание сосредоточено на "посадочной площадке", на которой пока-что-никого-нет.

Разговор о мистическом лектоне особый. Для нас пока важно, что существует рациональный аналог этого интуитивного ожидания сущностей.