VII. Экзистенциалы

 

Есть своя прелесть в открытии целостности без называния, в постижении сущности без обозначения ее (именования). Об этом говорят многие. Но не многие вспоминают, что это умение пришло к ним вследствие весьма совершенной техники интеллектуального обозначения сущностей.

Некогда мольеровский герой обнаружил, что говорит прозой (то есть постиг некую целостность, единство своей речи). Не назови он эту цельность ("прозой" или другим словом), смог бы он понять ее? Воистину надо хорошо овладеть называнием целостностей, чтобы "не доводить дело" до называния.

Попробуем же проследить процесс постижения сущностей через процесс складывания (соответствующих) понятий. Здесь собственно можно сказать, что содержательная логика (как эвристика) — есть наука о формировании новых понятий.

Замечательный мыслитель М. Хайдеггер для того чтобы полуинтуитивно-полурационально (то есть синтетически) "ухватить" целостность предложил использовать особые экзистенциалы, то есть многословные выражения, данные в неразрывном единстве (используется знак "-")

"Бытие-в-мире", "Бытие-к-смерти", "Забегание-вперед" и т.д. Экзистенциалы употребляли уже Кант и Гегель ("Бытие-в-себе", "бытие-для-себя" и т.п.). Смысл экзистенциалов (логический смысл) очевиден: "бытие-к-смерти" существенно отличается от "бытия к смерти", тем, что в 1-ом случае ни одно слово не может рассматриваться изолированно, а только все вместе. Тем самым экзистенциал — есть логико-содержательный элемент, а экзистенциирование (не путать с экзистенцией!) — логико-содержательный прием формирования целостностей, то есть средство складывания определенного понятия из первоначально неоформленной группы слов и понятий.

 

Возьмем для примера аристотелевское определение материи: материя — “всеобщая возможность предметного многообразия”. Для получения такого определения, т.е. складывания понятия необходимо пройти ряд этапов:

 

I этап (перечисление исходных понятий):

- всеобщность, возможность, предметность, много--образие.

На данном этапе единства еще не видно;

II этап (экзистенциирование, увязка понятий, представление “перед внутренним взором” интуитивно схваченного единства понятий):

- всеобщность-возможность-предметность--многообра-зие.

Здесь уже вырисовывается целостность.

III этап (сведение; превращение экзистенциала в определение; в грамматическом смысле возникает различие слов, связь их возрастает, они уже не только существительные).

На этом этапе выводится собственно определение понятия, его “авторское поименование”:

- всеобщая возможность предметного многообразия.

Определенное таким образом понятие можно поименовать: материя.

 

Ясно, что экзистенциирование словесно совершенно гомологично воспроизводит образ сущности, то есть лектон. Умеющие доводить дело до конца (до III этапа) могут остановиться на II этапе подобно шахматистам, заканчивающим партию до ее игрового завершения (ввиду очевидности и проницаемости ситуации).

Следует понимать, что появление экзистенциала свидетельствует уже об обнаружении целостности, и называние последней лишь "дело техники".

АА, например, не так давно обнаружил внутреннее единство "агрессивного" и "неканонического".

Что же это? "Ересь". А можно было сказать иначе:

"агрессивное-неканоническое".

И еще один важный момент:

1) Экзистенциалы обладают самостоятельной ценностью и не обязательно перерастают в определение понятия (как, скажем, как раз в случае с "ересью").

2) Экзистенциалы могут быть также самостоятельным средством уточнения понятий при помощи экзистенциирования одного слова (его "псевдоразделения"), например:

"сознание"----->"со-знание" "доверие"----->"до-верие". Подобные разделяющие экзистенциалы могут указывать и на происхождение слов или понятий, заставлять концентрироваться на предмете, а не на слове.

Еще несколько слов о медитации, с тем чтобы оная не противопоставлялась разуму.

Медитирующий находится в состоянии внутреннего ожидания появления целостностей, которые "сами" должны "выйти" на медиума. Что увидит сей медиум, целостность чего ему удастся почувствовать и понять? Он сам не знает этого; его позиция — принципиального ожидания. Логик, напротив (но не против!), подходит к этому процессу активно и спекулятивно, он "провоцирует" появление целостности путем спекулятивного конструирования нарочито-умозрительных схем из слов, символов, образов, а то и из их смеси или взаимной подстановки. Увидеть за абстракцией неожиданную связь предметов — здесь критерий успеха.

Философское открытие (новых сущностей) роднит рационалистов и мистиков.

Имеется еще одна интересная форма экзистенциирования — без формирования самих экзистенциалов. Это стихи. Ведь стихотворное предложение отличается от прозаического рифмой; но рифма — есть сугубо грамматическое отличие (то есть формальное), а с содержательной точки зрения имеет место повышенная связность понятий в стихотворном выражении.

"Люблю грозу в начале мая..."

Подразумевается экзистенциал гроза-в-начале-мая (и только такая гроза); подобное восприятие текста очевидно.

Экзистенциирование по сути дела — есть установление в понятиях совокупности свойств того или иного лектона.