VIII. Синтез новых понятий из старых

 

Итак, философское открытие сводится к синтезу нового понятия посредством экзистенциирования усмотренного лектона. Предстоит теперь рассмотреть природу этого понятия.

"Деревянным железом" называл Гегель многословные понятия. Истинное понятие всегда односложно, а в грамматическом смысле оно всегда существительное (даже в отглагольной форме или в форме прилагательных, например, "Действенность", "Гибкость" и проч.).

Недаром слова "существительное" и "сущность" являются однокоренными. Содержательный смысл существительного — это предметность. Все остальные части речи отражают или свойства (прилагательные, деепричастия, наречия), или действия (глаголы, глаголы с предлогами). Таким образом, всякие понятия классифицируются лишь по трем видам содержательных смыслов. Ближе всех к сущности — предметность, которой свойственны:

- субстанциональность;

- абсолютность и принципиальная неизменность;

- способность выступать "центром притяжения" других понятий.

Понимая язык как способ оперирования понятиями и создания понятийных систем мы переходим теперь к систематическому изложению уже чисто-лингвистических способов получения новых понятий.

1) Гипостазирование посредством преобразования частей речи в существительные — способ, столь не любимый "твердыми материалистами", ибо ведет к т.н. "умножению сущностей". Возникает при охарактеризовании тех или иных предметов, наделении их признаками, оказывающимися в последствии (усмотренных в качестве) самостоятельными сущностями.

 

Например:

"Теплый воздух" Þ "Теплота"

"Неприятный случай Þ "неприятность" и т.д.

"Коллектив" Þ "Коллективизация".

 

2) Сложение понятий, то есть получение из двух или нескольких понятий одного нового.

Возникает при усмотрении некоей "внутренней связи" нескольких исходных понятий и является основным способом экзистенциирования.

Например:

"Неканоническое"+"Агрессивное" = "Ересь".

При этом следует иметь в виду, что слово "ересь" здесь применяется условно; на его место можно поставить другие слова. Формируются они следующими способами.

а) непосредственным соединением слов (обычно, с их сокращением), например, с получением "агренеко" (-"ересь", то есть агрессивный) + нек(анонический), тогда "еретики" были бы "агренеками").

Этот случай чаще употребляется тогда, когда несколько слов представлены разными связанными частями речи, например:

 

"быстрая река" -----> "быстроречье"

"коллективное хозяйство ----> "колхоз";.

 

b) изменением полученного понятия путем формирования соединенного слова на другом языке, например:

 

"чужие-бытующие-вместе" ----> "синксенозия";

"прошлое+настоящее+будущее"----->"темпоральное" ("всевременное");

с) аббревиатурно-формальным способом:

 

"Агрессивно-НеКанонический"----> АНК (еретики могут быть "анками").

 

Важно подчеркнуть, что повсюду вырабатываются единые односложные понятия в форме существительных, что по смыслу и психологически важно для обозначения усмотренного единства некоторых феноменов. Инверсия первоначальных слов в конечное может быть полной или частичной.

 

3) Префиксация слов, то есть изменение их за счет некоренной части. Этот прием, кстати, часто используется в качестве "полемического каратэ".

Например:

"мир"+"незаметный"="мирок";

"произведение"+"подлость"="произведеньице" и т.п.

 

Весьма характерен пример с "атомом".

Ведь это же "Не-делимый" (то есть "Не"+"Делимость": тут цельное видение отглагольного существительного с его отрицанием, причем при отсутствии материального референта, ведь никто никогда не видел атома, да и то что сейчас им зовется — не есть атом).

Стало быть, в случае с "атомом" мы имеем уже не что иное как логико-содержательное исчисление понятия со следующими этапами:

- гипостазирование "делить" в "Делимость" (по методу 1) (глагол) (существительное)

- соединение с самостоятельным "Не", влекущим не отрицание, а полагание нового, противоположного; (по методу 3) — окончательное сложение слов с языковым изменением понятия

(по методу 2b) = "Атом" (уже нечто совершенно определенное и воспринимаемое сознанием!)

 

Алгоритм: 1-->3--->2b.

 

Далее о префиксации. Имеются другие интересные случаи, например, с формированием понятия "бессмертие". Тут уже двойная префиксация с "Не".

Т.е. вначале была "Жизнь”, затем:

 
 


"Не" + "Жизнь" = Нежизнь; "Нежизнь”+"Становление"= Смерть; "Не" + "Смерть" = Несмерть; "Несмерть"+"Бытие" = Бессмертие (3) (2) (3) (2) "Нежизнь"и"Несмерть" — промежуточные поня-тия, важные для всего процесса исчисления

 

Здесь возможны споры по поводу субстанциональности (подлинной реальности) смерти; но надо понимать, что это уже вопрос не логики. Точно также, как знаменитый спор о реальности темноты (что это — отрицание, отсутствие света, или нечто самостоятельное?) И хотя самой темноты быть может и нет (как "тела") сущность ее была найдена (когда-то):

- "Не" + "Свет" = Несвет (3)

- "Несвет"----> Темнота (2)

 

Вообще, следует заметить, что случаи с "Не" очень важны. Ибо "Не" может отрицать предмет (если оно к нему "добавлено"), но не сущность. "Не" создает еще одну сущность, а не отрицает исходную. Это положение принципиально, ибо сущности неуничтожимы (в отличие от предметов).

Кроме того отметим, что двойное "не" отнюдь не возвращает нас к исходному понятию, а порождает два других.

 

4) Специальные приемы, то есть "аранжировка" слов. Возникает при попытке "усилить смысл" понятия, осуществляются следующими способами:

 

а) написание с заглавной буквы, или подчеркивание, например:

"добро" ----> "Добро" (придается т.о. статус всеобъемлемости, всезначимости);

 

b) закавычивание, когда достаточно поставить слово в кавычки, чтобы смысл его изменился, чаще всего на иронический, "с подковыркой";

 

с) преобразование имени собственного в нарицательное (как правило с префиксацией), например,

Лысенко Þ "лысенковщина";

Этим примером очень грешила советская идеология, но с логической точки зрения он безупречен. Тут во всеобщее превращается частное, но постояннодействующее (субъект).