рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кант и Гегель о категориях

Кант и Гегель о категориях - раздел Философия, Что такое философия? Статья первая После Аристотеля В Истории Философии Специальное Внима­ние Разработке Целостн...

После Аристотеля в истории философии специальное внима­ние разработке целостного учения о категориях уделили Кант и Гегель, выдвинувшие разные модели идеалистической интер­претации природы категорий.

У Канта рассмотрение природы категории проводится в кон­тексте общего решения исходных проблем теории познания, в частности проблемы соотношения чувственного, опытного знания и знания рационального, логического. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк), рассматривая процесс познания как простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, полагали, что все зна­ние о мире представляет собой продукт чувственного созерцания. Рациональное же знание, фиксируемое в понятиях и категориях, понималось в связи с этим как прямое и непосредственное обобще­ние и сокращение чувственного знания, т.е. как некая форма реа­лизации последнего.

Если эмпирики не видели качественного скачка в познании от чувственного к рациональному, от ощущений к понятиям, то ра­ционалисты (Декарт, Лейбниц) абсолютизировали этот скачок, подчерки­вали активную логическую функцию категорий, которые они рас­сматривали в качестве врожденных теоретических идей, не имею­щих никакой связи с чувственным познанием.

Кант делает попытку решить рассматриваемую проблему. При этом он исходит из правильной посылки: “Рассудок ничего не мо­жет созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из сое­динения их может возникнуть знание”[20]. Но такого рода тезис мало что говорит по существу решения указанной проблемы; в нем толь­ко определяется направление решения, но само решение еще не дается. Для последнего необходимо было раскрыть конкретный механизм соединения чувственного и рационального.

Для осмысления этого механизма Кант выдвинул идею об априорном характере категорий рассудка, об априорном знании. Согласно Канту "хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, ÷òî оно целиком происходит из опы­та"[21].

Следуя за Юмом, Кант считает, что путем индуктивного об­общения накопленных данных опыта, имеющего дело с бесконеч­ным множеством единичного и случайного, невозможно получить знание, обладающее характером всеобщности и необходимости (например, суждение о том, что "все тела тяжелы"). Однако в науке такое знание — реальный факт, подтверждаемый развитием матема­тики, теоретического естествознания и метафизики (философии).

Выход Кант находит в признании изначального существова­ния в сознании человека неких абсолютно пустых, бессодержатель­ных и чистых мыслительных форм, обладающих природой всеобщ­ности и необходимости, а именно — категорий. Согласно Канту, их столько, сколько типов суждений рассудка, т.е. двенадцать. При этом он подразделяет их на четыре группы: количества (единство, множество, цельность), качества (реальность, отрицание, ограни­чение), отношения (субстанция и акциденция, причина и следствие, взаимодействие) и модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Признание бессодержательности категорий у Канта логично выте­кает из отрицания им каких-либо отношений категорий с внеш­ним миром ("вещью в себе"). Такое понимание природы категорий напоминает концепцию врожденных идей, хотя сам Кант был про­тивником этой концепции, называя ее "философией лентяев".

Однако в процессе анализа функций категорий в познании Кант делает попытку найти единство между априорными катего­риями и чувственным опытом. Категории, по Канту, есть "условия возможности опыта", априорно применимые ко всем предметам опыта. Знание же получается в результате подведения данных чувственного созерцания под априорные категории рассудка, "предписывающие законы явлениям, стало быть, и природе как совокупности всех явлений"[22]. Поскольку категории обладают характером всеобщности и необходимости, то они в процессе позна­вательной деятельности играют роль средств интеллектуального синтеза всякого знания.

Тот факт, ÷òî в трактовке Кантом природы категорий послед­ние предстали в качестве лишенных всякого содержания априорных форм человеческого рассудка, есть прямое свидетельство субъ­ективно-идеалистического и агностического решения основного вопроса философии в процессе анализа сущности категорий. Час­тично это можно объяснить чрезмерным увлечением Канта логи­ческой стороной исследуемой проблемы, а также тем, что он так и не сумел раскрыть диалектику связи между чувственным и рацио­нальным познанием, поскольку не видел реальной основы этой связи — общественной практики. Априоризм Канта представляет собой не что иное, как заостренную интерпретацию абсолютного противопоставления чувственного и рационального, которое (противопоставление) по существу стало своеобразной гносеологи­ческой антиномией в его системе философии.

Рациональное объяснение кантовского понимания природы категорий можно дать, если учесть тот факт, что у него субъектом познания выступал взятый вне общественно-исторического процес­са отдельный индивид с его познавательными и психологическими способностями. Само же познание мира представлялось не как основывающееся на общественной практике отражение реальной действительности, а как реализация функционирования указанных способностей. Индивидуальное сознание, таким образом, бралось вне связи с общественным бытием и общественным сознанием, а категории выступали лишь априорными формами индивидуально­го человеческого рассудка.

Поскольку же отдельно взятая личность в процессе своего раз­вития категориальную структуру мышления приобретает в ходе освоения культуры общества, а не создает ее каждый раз заново, то на этой почве и могла появиться иллюзия об изначальной принад­лежности категорий сознанию человека; эмпирическим фактом выступало то, что, как только индивид приобретал способность мыслить, тут же он начинал на соответствующем уровне поль­зоваться теми или иными категориями. Но если для индивида на каком-то этапе его развития категории (как и вся общественная культура) могут представать как нечто изначально данное, то для общества в целом они являются продуктом длительного историче­ского развития, результатом обобщения познания и практики.

Вместе с тем логический анализ категорий позволил Канту прийти к некоторым весьма продуктивным выводам относительно природы, статуса и функций категорий в процессе познания. В наше время, когда в научном познании заметно возросло значение теоретических построений, глубоким прозрением представляется мысль Канта об органической связи категорий и теоретического знания. Основная задача Канта состояла в том, чтобы объяснить и обосновать возможность теоретического знания, т.е. в конечном итоге возможность самой науки, которая не ограничивается кон­статацией и описанием конкретных явлений, а стремится вскрыть общие и существенные характеристики бытия в форме законов. И такое обоснование он связывал с фактом наличия в сознании чело­века категорий, которые и обеспечивают характер всеобщности и необходимости теоретического мышления, служат средством синте­за, организации и упорядочения чувственного материала. Заслуга Канта в том, что он видел в категориях непременное логическое условие конституирования теоретического знания. Вне сознательно осуществляемого оперирования категориями невозможно теорети­ческое мышление. Об этом, в частности, свидетельствует тот выяв­ленный научной методологией факт, что теория относительности Эйнштейна начиналась с преобразования установленного класси­ческой наукой содержания таких всеобщих категорий, как пространство и время.

В учении Канта о природе категорий нашла также отражение глубокая идея о том, что знание есть не простое механически-зеркальное копирование вещей, а продукт активной деятельности субъекта. Наличие категорий в сознании субъекта представляет собой своеобразную интеллектуальную платформу, которая позво­ляет подходить к объекту познания с определенной меркой, кон­тролировать и обрабатывать чувственный материал, создавать целостное представление о мире явлений. Категории у Канта — это мощные орудия интеллектуального действия, в которых находит выражение гносеологическая автономия субъекта познания.

Однако категориальную активность мышления Кант рассмат­ривает лишь только как спонтанную активность человеческого сознания, присущую самой природе последнею. Именно поэтому таблицу категорий, включающую в себя категории количества, качества, отношения и модальности, он строит согласно имею­щимся во всех возможных суждениях логическим функциям рассуд­ка. При этом рассудок полностью исчерпывается этими функция­ми, ò.е. в его активности и заключена его природа.

В философии Гегеля эта идея Канта находит дальнейшее раз­витие на пути тотальной субстанциализации мышления. Идеали­стически понятая активность мышления у Гегеля конкретизируется прежде всего в двух исходных принципах его абсолютного идеализма: тождестве мышления и бытия и способности духа к движе­нию и развитию, которые и определили особенности гегелевского понимания природы категорий.

Подобно Канту, Гегель свое учение о категориях вплетает в ткань гносеологических проблем. Однако в отличие от Канта про­цесс познания он понимает не как игру логических и психологиче­ских сил взятого в качестве субъекта познания абстрактного и изолированного индивида, а как внеличностный процесс саморазви­тия мирового духа, реализующийся во всем многообразии опреде­лений бытия. У Гегеля поэтому гносеология совпадает с онтологи­ей, причем так, что последняя сводится к первой.

В "Феноменологии духа", рассматривая отношение сознания к предмету, противостоящему сознанию извне как предмет познания, Гегель приходит к выводу, что предмет познаваем, поскольку его сущность носит духовный характер. Сознание, таким образом, открывает в предмете свою собственную сущность и благодаря этому поднимается до самосознания, т.е. делает самого себя пред­метом мышления. Изначально данное различие между объек­тивным и субъективным преобразуется Гегелем в различие, су­ществующее лишь в мышлении, в результате чего бытие оказывает­ся тождественным сознанию, так что бытие можно рассматривать как чистое понятие в самом себе, а чистое понятие — как истинное понятие. Объекты мышления оказываются лишь определениями самого мышления, поэтому оно есть одновременно и объект и субъ­ект.

Объективную реальность внешнего мира ("вещь в себе", по Канту) Гегель понимает не как саму по себе существующую сущ­ность, а как "опредмеченное" или "отчужденное" мышление. Мир по своей природе и закономерной необходимости разумен, идеален. Различие же между мышлением и бытием у Гегеля выступает лишь как результат процесса самопознания абсолютной идеи, которая в бытии объективизирует и опредмечивает свою сущность, так что бытие оказывается не чем иным, как одним из способов и одной из форм ее реализации. Поэтому мышление как субстанциальная сущность существует не вне мира, а в нем самом, составляя его внутреннее содержание и проявляясь во всем многообразии явле­ний действительности. Это проявление и в то же время самопозна­ние реализуется посредством непрерывного развития абсолютной идеи, раскрывающей в ходе этого развития все богатство своего внутреннего содержания.

Органическими моментами, ступенями и определениями по­следнего и выступают у Гегеля категории, являющиеся по своей природе некими чистыми понятиями, царством чистых мыслей Бога до сотворения мира и конечного духа, т.е. человека. В силу же того, что абсолютная идея представляет собой тождество бытия и мышления, категориям имманентно присуще соответствующее он­тологическое содержание, что принципиально отличает концепцию Гегеля от представлений Канта о природе категорий и является весьма ценным достижением гегелевской философии. Излагая в "Науке логики" систему категорий, Гегель раскрывает содержание последних и в плане конкретных определений бытия. Будучи по своей природе предельными абстракциями, категории, согласно Гегелю, находятся в самой действительности, составляют душу, внутреннюю сущность всех существующих предметов.

В исходную логическую структуру познающего разума Гегель включает категорию бытия (качество, количество, мера), сущности (основание, явление, действительность) и понятия (субъект, объект, абсолютная идея).

Характеризуя логический аспект категорий, Гегель отмечал, что они в качестве абстрактных понятий используются даже в обычном мышлении (например, "нечто", "единое", "причина и действие", "внутреннее и внешнее" и др.). Но в этом случае катего­рии отягощаются содержанием живого созерцания и теряют свою чистоту, а их истинный смысл затушевывается. Поэтому хотя обычному мышлению категории хорошо знакомы, однако их на­стоящее содержание для него остается непознанным. Чтобы рас­крыть это содержание, необходимо очистить категории от налета чувственных представлений. Этим и занимается научное мышле­ние, которое применяет логические категории сознательно.

Здесь Гегель верно схватывает различие функционирования категорий на уровне обыденного и систематизированного созна­ния. Однако необходимо добавить, что категории отягощены чув­ственными представлениями не только в процессе оперирования ими в рамках обыденного мышления, но никогда полностью не освобождаются от эмпирических моментов и в процессе опериро­вания ими на уровне теоретического мышления. Категории в этом смысле не обладают абсолютной интеллектуальной чистотой, не­коей теоретической стерильностью в силу того, что их источник коренится в процедуре обобщения и идеализации чувственно-эмпирического материала, в осуществляющемся в материально-практической деятельности общества отражении всеобщих форм и связей реального мира.

Содержательность — это лишь одно измерение природы кате­горий в учении Гегеля. Другим не менее существенным моментом их природы выступает у него внутренняя связь кате­горий, реализуемая в процессе их развития. Абсолютная идея у Гегеля предстает в своем существовании как система органически связанных категорий. Взаимосвязь и субординированность катего­рий в философии Гегеля непосредственно обусловлены признанием их содержательности. Все они есть "образы", разные формы выра­жения и определения одного и того же, а именно — абсолютной идеи. Развитие же содержания последней фиксируется в переходах, изменениях и субординации категорий.

В абстрактной форме Гегель стремится раскрыть процесс воз­никновения каждой категории, описать содержание, приобретае­мое ею в процессе собственного развития, выявить механизм со­держательного перехода одной категории в другую и прежде всего превращения и отождествления противоположных категорий, та­ких, как качество и количество, конечное и бесконечное, необходи­мость и случайность и др. Главный труд Гегеля "Наука логики" представляет собой не что иное, как богатейшую экспозицию раз­вития и взаимопревращения категорий. Целью своей "Логики" Гегель считал "изображение царства мысли философски, т. е. в его собственной имманентной деятельности, или, что то же самое, в его необходимом развитии”[23].

Связь и развитие категорий у Гегеля имеют внутреннюю структурную организацию, определяемую единством абстрактного и конкретного, а также совпадением исторического и логического. Направление развития и характер субординации категорий в логике Гегеля обусловлены процессом восхождения мышления от абстрактного к конкретному. Место каждой категории в системе других категорий у Гегеля определяется мерой выражения в ней содержания абсолютного духа и ее ролью в определении последнего как единства многообразного. Поэтому процесс возникновения категорий в философии Геге­ля оказывается совершенно оторванным от движения познания от чувственного к абстрактно-рациональному и представляет собой чисто логическую процедуру выведения последующих категорий из предыдущих. Иначе говоря, существование отдельно взятой кате­гории предполагается наличием системы категорий, и наоборот. Поскольку при этом условии оказывается, что такая система со­держит все необходимое для развертывания собственных компо­нентов, т.е. является для самой себя основанием, то чрезвычайно обостряется вопрос о том, с чего следует начинать такого рода систему. Последняя, по существу, предстала у Гегеля как сам себя реализующий логический процесс. А для такого процесса началом могло быть только одно — имеющиеся в нем противоречия.

Изложение системы категорий в "Науке логики" Гегель начи­нает с самого абстрактного понятия — понятия чистого бытия, со­держание которого сводится к переходу от бытия к ничто, т.е. представляет собой некое абстрактное противоречие, а затем по ходу последовательного рассмотрения учений о бытии, сущности и понятии он вводит в оборот все более и более конкретные, содержательные категории. Наиболее опосредованной и самой богатой определениями категорией гегелевской логики выступает катего­рия абсолютной идеи, содержащая единство объективной и субъек­тивной, практической и теоретической идеи, идеи жизни и идеи познания. Система категорий Гегеля, таким образом, начинается и заканчивается противоречием.

Логический строй и упорядоченность категорий Гегель вместе с тем стремится объяснить и обосновать ходом истории развития философской мысли. Начало системы логики и порядок последова­тельной смены логических категорий он сопоставляет с началом и сменой этапов исторического развития философии. Систему кате­горий своей логики Гегель представлял своеобразным сколком с истории развития человеческого познания. Такое подход к пони­манию природы категорий был, несомненно, огромным достижени­ем диалектического метода Гегеля.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Что такое философия? Статья первая

На сайте allrefs.net читайте: Что такое философия? Статья первая.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кант и Гегель о категориях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ   В подготовке номера принимали участие: В.Б. Кучевский,

С О Д Е Р Ж А Н И Е
  НОВЫЕ ИДЕИ       А.Н. ЧАНЫШЕВ Что такое философия? Статья первая ..........

CONTENTS
A.N. Chanyshev. What is the philosophy? M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. Article Two. V.B. Kuchevsky. The natur

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  Статья первая   Отвечая на этот непростой вопрос, попытаемся понять философию как некоторые виды мудрости и как некоторые виды мировоззрения.

Дедуктивное обобщение
и принцип абстракции(1)[1]   Статья вторая   Томас Гоббс (продолжение) Впрочем, у Гоббса б

Джон Локк
Этот философ принадлежал к тому типу мыслителей, для которых “понятие реальности неизбежно совпадает с реальностью вещей, познаваемых при посредстве внешних чувств, — вещей, индивидуальность которы

Готфрид Лейбниц
Лейбниц был первым из великих философов, кто систематически и с полным пониманием откликнулся на философию Локка. Этот отклик звучал уважительно и деликатно, хотя по существу, по признанию самого Л

Категории как всеобщие формы мышления
  В переводе с греческого слово "категория" означает "высказывание", "показание", "объяснение", "решение", "осуждение". В о

Учение Аристотеля о категориях
В силу того, что философские категории составляют костяк содержания самой философии, они не могли не стать предметом специального исследования уже древних мыслителей, т.е. на пер­вом этапе становле

Проблема категорий в марксистской философии
  В марксистской философии произошло как бы возрождение позиции Аристотеля, но на новой базе и с учетом достижений классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ходе создания свое

Основные функции категорий в процессе познания
Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содер­жания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической

Возможно ли бегство из хаоса?
  Нет нынче слова столь же святого, сколь и надоедливого, нежели слово и н ф о р м а ц и я . Однако, этот привычный (и одновременно загадочный) атрибут (он же продукт) может быть расс

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ
(категориально-логический портрет)[27] Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывае

Ц е л ь ж и з н и
Жизнь без цели — человек без головы   Народная мудрость   Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет  

Формы человеческой деятельности
Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных моментов преобла

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: “ЭВОЛЮЦИОННЫЙ” И “РЕВОЛЮЦИОННЫЙ” ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ программ
«Человек» — это понятие без сомнения относится к числу наиболее трудноопределимых. Между тем дефиниция человека как деятельного и мыслящего существа в значительной степени выражает его сущность. Лю

Итак, какой же вы тип любви?
  «Любовь, как мотылек, — говорит пословица, — кто хочет в нее проникнуть, разрушает ее красоту». И тем не менее, мне кажется ценным любой анализ, помогающий устранить коллизии и недо

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОСТРОЕННЫЙ ПЛАТОНИЗМ
  Основная особенность неоплатонизма — это систематическое, категориальное построение идей платонизма. Неоплатонизм — это, можно сказать, конструктивный платонизм: в нем все философск

ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРЕЗИДИУМА РФО
  О ЧЛЕНСТВЕ В РФО Членские взносы в РФО на 1998г. установлены в следующих размерах: а) индивидуальные члены — 75

Центр виртуалистики Института человека РАН
  проводят конференцию "Виртуальные реальности и гуманитарные науки"   Конференция состоится 10 июня 1998 г. в 11 часов по адресу: Москва,

АЛЕКСАНДР КАЦУРА
Кацура Александр Васильевич(род. 27.05.1941 г.), философ-писатель, кандидат философских наук. Автор больше ста работ по философии естествознания, системному анализу и глобально

ВЕЧЕР У РЕКИ ТРУБЕЖ
  День гаснет... красными рисуясь полосами   М.Ю. Лермонтов   В вечерний час с верхов прибрежных круч Люблю следит

Из Юлиана Тувима
(Переводы с польского В.Н. Поруса[81])     Размышление   Я над снегом, над снегом стою в размышл

А. КАЦУРА
  Шуточные стихи   О французской поэзии   Всю ночь напролет Арон и Сара нараспев читали Ронсара. И только в пред

Интервью
  Однажды я решил провести социологический экспресс-оп-рос. Увидел в метро парочку, погруженную в общение в современном раскованном стиле, и задал нескольким прохожим один и тот же во

Избранные труды
академика-юбиляра наконец появились на книжных прилавках. Книга собрана из отчетов, рефератов и докладных записок разных лиц, сотрудничавших с юбиляром на протяжении всей его 50-летней активной общ

ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА
  КНИГИ:   Аристотель. Политика. Афинская полития/ Предисл. Е.И. Темнова. — М.: Мысль, 1997. — 460 с. — (Из классичес. наследия). Берг

К А Т Е Г О Р И И 1998 ¢ 1
  Статья А.Ю. Цофнаса “Профессор А.И. Уемов” является перепечаткой с издания: Видные ученые Одессы. Вып. 3. К 200-летию Одессы. — Одесса, 1993.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги