рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема категорий в марксистской философии

Проблема категорий в марксистской философии - раздел Философия, Что такое философия? Статья первая   В Марксистской Философии Произошло Как Бы Возрождение Позиции...

 

В марксистской философии произошло как бы возрождение позиции Аристотеля, но на новой базе и с учетом достижений классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ходе создания своего учения о категориях Маркс и Энгельс стремились, с одной стороны, суммировать позитивные результаты соответствующих философских исследований, проведенных мыслителями ïpoøëîãî, ñ другой стороны, опирались на собственный анализ обобщенных данных истории развития чело­веческого познания и практики социального прогресса. По этому пути шли и их многочисленные последователи (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.).

В основу марксистского понимания природы категорий были положены принципы объективности, отражения, практики, разви­тия, противоречивости, единства абстрактного и конкретного, исторического и логического, единства диалектики, логики и тео­рии познания. Эти принципы являются исходными и руководя­щими идеями в процессе изложения материала данного параграфа.

В марксистской философии категории рассматриваются не в качестве предшествующего природе и истории (как у Гегеля) или априорных форм человеческого мышления (как у Канта); они есть своеобразные формы отражения реальной действительности, спо­собы духовного освоения бытия. По отношению к внешнему миру категории выступают в качестве вторичного, в качестве элементов развивающегося сознания человека, познающего внешний мир и самого себя.

Природа категорий противоречива. Представляя собой особые идеальные образования, способы интеллектуальной дея­тельности, возникающие в голове человека в процессе познания окружающего мира, категории по своему содержанию объективны. Но это не значит, что категории (как считал Аристотель) есть не­кие существенные стороны самого реального мира. Их объектив­ность заключается не в том, что они находятся в одном ряду с ма­териальными вещами, а в том, что в них заключена истина об этом мире. Объективность категорий понимается лишь в смысле объек­тивной истинности их содержания. Субъективность же их заключе­на в самом способе их существования как форм идеального отра­жения в сознании человека сущностных характеристик материаль­ного мира.

Противоречивость природы категорий обусловлена тем, что они служат средством реализации отношения субъекта к объекту познания, выступают некими идеальными посредниками и в то же время формами выражения процесса перевода в ходе практической деятельности объективного в субъективное и наоборот. Сложность этого процесса служила почвой для идеалистических интерпрета­ций действительной природы категорий. Главный исток такого рода интерпретаций заключался в абсолютизации логико-гносеологических особенностей категорий.

Однако категории, хотя и существуют лишь в мышлении в форме соответствующих абстракций, понятий и выражают специ­фические особенности процесса познания, связанные с приемами и методами взаимодействия субъекта познания с объективной реаль­ностью, вместе с тем обладают неискоренимым онтологическим содержанием, которое невозможно свести к указанным гносеологи­ческим особенностям категорий.

Предметной областью, отражающейся в содержании катего­рий, являются не отдельно взятые вещи с их своеобразными свойствами, а такая внутренняя связь вещей, которая определяет мир в качестве целого. В категориях отражаются всеобщие формы и связи развития мира от неживого к живому, а от последнего к социальному, т.е. человеку, обладающему сознанием. Так, катего­рии качества и количества служат для мысленной фиксации не столько свойств конкретных вещей, сколько тех связей, которые развертываются в процессе развития вещей. В самом деле, все вещи — качества, от метеорита до человека, так что рассматриваемая категория ничего не дает нам в плане выявления специфики от­дельно взятых предметов. Все они для нас в рамках философии в аспекте категории качества (как и количества) оказываются оди­наковыми. Действительное значение этих категорий в познании заключается в том, что через них удается схватить в мысли одну из существенных связей, определяющих характер развития всей ре­альной действительности. И связь эта фиксирована в принципе взаимоперехода количественных и качественных изменений, кото­рый позволяет осмыслить переход от одного качества к другому, например от неживого к живому, от материального к идеальному.

Всеобщность категорий как форм мышления коренится не в том, что в них отражается некий общий признак, который потому и общий, что отделен и противопоставлен специфическим частным признакам, а в том, что посредством категорий человеческая мысль схватывает всеобщие способы реализации внутреннего единства элементов мира как целого. А это значит, что всеобщность катего­рий как бы виртуально содержит в себе и все многообразие осо­бенного и единичного, что и лежит в основе их огромной эвристи­ческой силы è что во всей полноте проявляется лишь в процессе конкретного использования категорий в практической и теорети­ческой деятельности, т.е. тогда, когда они непосредственно сопо­ставляются с реальной действительностью. Можно сказать, что содержание категорий находится и как бы не находится в границах их логического бытия, ибо вся полнота этого содержания обнару­живается лишь тогда, когда категории включаются в живой про­цесс практического и духовного освоения бесконечного многообра­зия реального мира.

В категориях, представляющих собой самое опосредованное знание, человеческое мышление "в последней степени абстракции" (Маркс) отходит от материального мира; но это такой предельный отход мысли, когда противоположности материального и идеального перестают нахо­диться в рамках процесса познания в состоянии изолированной замкнутости и обнаруживают внутреннюю связь и единство. Кате­гории представляют собой своеобразную теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом познания.

Возможность отражения в категориях всеобщих форм и связей процесса развития реальной действительности коренится в предметно-практической деятельности общества. Простым созерцанием не выявишь всеобщее, бесконечное, закономерное в объективном мире. Именно в практике, имеющей не только “достоинство все­общности, но и непосредственной действительности”, надо искать ключ к объяснению таких черт категорий, как всеобщность и необ­ходимость. Материалистическое понимание природы категорий было следствием осознания определяющей роли практики как в познании, так и в жизни общества.

Практика как материальная деятельность, направленная на преобразование природы, социальных отношений и самоизменение человека, как "переход объекта в субъект" (Маркс) представляет собой непосредственное продолжение и высшее выражение актив­ности, развития мира. Она есть универсальный способ выявления в объективной реальности всеобщих закономерных связей развития, а затем их перевода в план идеального существования. В процессе практики, с помощью которой не только происходит сопоставле­ние вещей согласно их внутренним связям, выявляемым в ходе раз­рушения и созидания человеком определенных форм объектов, но и реализуется соотношение бытия и мышления, человек как бы вы­шелушивает из бесконечной массы разнообразных предметов все­общие закономерности развития мира, определения которых затем отливаются в таких формах мышления, как категории.

Внешний мир при этом предстает перед человеком не сам по себе, а в процессе изменения его в практически-трудовой деятель­ности; он как бы "расплавляется" в последней, словно руда в огне доменной печи, чтобы стало возможно извлечь соответствующий экстракт, т.е. сущность вещей. Вследствие этого практика, будучи способом общественного преобразования материальной действи­тельности, вместе с тем является непосредственной основой форми­рования и развития мышления во всем его содержании и различных формах. "Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, — отмечал Энгельс, — является как раз изменение приро­ды человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу”[24].

Практически преобразуя внешний мир, человек преобразует и самого себя. Практика в социальном аспекте предстает в виде со­вокупности отношений человека к природе, а также отношений к самому себе и другим людям. Содержание и развитие категорий обусловливается не только развитием форм материального произ­водства, но и строем и характером развертывающихся между людьми общественных отношений. В одном из писем Энгельсу Маркс, приводя тот факт, что общее означает у германцев не что иное, как общинную землю, а частное — выделившуюся из этой об­щинной земли частную собственность, подчеркнул в противовес Гегелю, что “логические категории все же прямо вытекают из "наших отношений”[25].

Одним из важных методологических следствий, вытекающих из признания в качестве непосредственной основы категориально­го содержания человеческого мышления предметно-практической деятельности общества, является положение о том, что категории представляют собой не просто форму фиксации результатов отра­жения реальной действительности, но вместе с тем сам этот процесс отражения, определенную деятельность и активную познаватель­ную силу. Категории есть идеальное выражение и аккумуляция способов практической деятельности. В них вместе с переводом всеобщих характеристик развития внешнего мира в план идеально­го бытия происходит интериоризация универсальных программ и форм практического преобразования действительности в соответ­ствующей структуре мышления.

С введением принципа практики в анализ общей природы ка­тегорий было достигнуто не только последовательное материалистическое понимание их природы, но и раскрыта внутренняя диа­лектика категорий, а также соотношение последней с диалектикой объективного мира. Стало ясно, что категории не являются некими врожденными формами мышления человека, а есть идеальное воспроизведение на основе практики существенных и закономерных связей бытия. Категории, как и познание в целом, могут возник­нуть и функционировать лишь в процессе развертывания практи­ческого преобразования человеком внешнего мира. Поскольку же практика находится в постоянном развитии, в постоянном разви­тии находятся и категории. В практике же выявляется истинность категорий, т.е. их соответствие реальному миру. Категории пред­ставляют собой не безжизненные кости скелета, а живой процесс находящейся в творческом поиске человеческой мысли.

В концентрированном виде развитие категорий выражается в изменении их содержания. К расширению и качественным сдвигам категориального содержания человеческого мышления приводит прогресс познания и практического преобразования реального мира. В связи с этим происходит своеобразное углубление и уплот­нение идейного богатства уже существующих категорий, а также включение в состав категориального аппарата мышления новых категорий, существенно раздвигающих рамки духовного освоения универсальных характеристик бытия.

Поскольку "философия есть современная ей эпоха, постигну­тая в мышлении" (Гегель), то введение новых категорий в структу­ру функционирующего мышления происходит лишь в связи с таки­ми фундаментальными достижениями научного познания, которые для своего осмысления нуждаются в принципиально новых всеобщих логических формах. В каждой вновь появившейся философ­ской категории фиксируется не существовавший ранее способ ду­ховного освоения бытия, поэтому включение в состав категориаль­ного аппарата представляет собой не простое количественное уве­личение элементов последнего, а определенный сдвиг в су­ществующем общем строе мышления.

Если появление новых философских категорий не столь частое событие, то обогащение содержания существующих категорий представляет собой постоянный процесс, базирующийся на фило­софском обобщении достижений познания и общественной прак­тики. В силу предельной общности категорий, выражающейся в том, что ни одной из них невозможно указать род в виде более общего понятия (к ним неприложим закон обратного отношения объема и содержания понятия), логическая форма последних отли­чается чрезвычайной устойчивостью; она как бы рассчитана на охват бесконечного содержания. Именно поэтому многие катего­рии, функционирующие в мышлении современного человечества, широко использовались уже в античности. Однако по содержанию одни и те же категории в том и другом случае разительно отлича­ются. Например, если сравнить категорию причины, проанализированную Аристотелем, с тем, как она понималась в XVII-XVIII вв. в свете лапласовского детерминизма и как она понимается теперь с учетом достижений современной науки, то можно легко обнару­жить значительное обогащение содержания этой категории.

Однако сущность развития категориального содержания мышления не сводится к уплотнению и приращению все новых и новых пластов знания о всеобщем. Его действительный механизм заключается в разрешении внутренних противоречий рассматри­ваемого содержания, а именно — соотношения общего и единично­го, объективного и субъективного, онтологического и гносеологи­ческого, абстрактного и конкретного, исторического и логическо­го, формы и содержания категорий.

Раскрыть диалектику категорий — это значит прежде всего проследить, как на уровне категориального знания возникают и затем в каких формах на том или ином этапе познания и практиче­ского преобразования мира разрешаются указанные противоречия. Разрешение внутренних противоречий категориального уровня знания является скрытой подоплекой решения трудностей теорети­ческого мышления, в какой бы области конкретного знания оно ни функционировало.

Одним èç выражений противоречия абстрактного и конкрет­ного в диалектике категорий выступает то, что их содержание не может быть реализовано вне развертывающихся между ними свя­зей. Последние представляют собой не нечто внешне положенное относительно содержательной сферы каждой отдельно взятой ка­тегории, но само их содержание, взятое только в форме системных соотношений категорий. Системность категорий заключена в их собственной природе.

Выступая способами логического синтеза знаний, категории уже в силу этого не могут не находиться в определенной связи друг с другом. Главное же заключается в том, что не только в катего­риях, но и в связях между ними отражается материальное единство мира. Мир един в своем многообразии и многообразен в своем единстве. В категориях и их взаимосвязях схватывается и тот и другой момент бытия.

Анализ категорий не может не быть вместе с тем анализом их взаимных отношений и связей. Поэтому проблема систематизации категорий — одна из центральных тем всякого более или менее це­лостного учения о них. Как процедура познания систематизация предполагает, с одной стороны, выявление и фиксацию наличного состава категорий как элементов единой системы, с другой (и это главное), — раскрытие структурных связей такой системы, анализ субординации ее элементов.

Вплоть до Гегеля формой систематизации выступала класси­фикация категорий, посредством которой последние на базе вы­бранных общих признаков подразделялись на ряд относительно замкнутых групп. При этом не только не выявлялись отношения между такими группами, но зачастую и между категориями внутри самих групп. Такого рода классификация категорий была создана, в частности, Кантом. За основу своей таблицы категорий он берет четыре вида суждений (количества, качества, отношения и модаль­ности), выявленные формальной логикой. И хотя в выделяемых им группах каждая третья категория предстает в виде некоего синтеза двух предыдущих (например, категория цельности в группе коли­чества выступает определенным соединением категорий множества и единства; цельность есть множество, рассматриваемое как един­ство), в целом в учении Канта о категориях вопрос об их проис­хождении, внутренних соотношениях и взаимопереходах остался открытым.

Напротив, у Гегеля категории предстают не в виде конгломе­рата понятий, разделенных на классы на основании сходства и различия выбранных признаков, а в виде системы понятий, нахо­дящихся в глубокой внутренней связи. Системная субординация категорий у него строится на основе анализа процесса необходи­мого возникновения и развития категорий и их превращения друг в друга. Каждая категория в системе Гегеля рассматривается в соот­ношении с ее собственной противоположностью, в процессе разви­тия и превращения в другие категории посредством разрешения внутренних противоречий.

Однако многие соотношения и переходы элементов предло­женной Гегелем системы категорий выглядят надуманными и ис­кусственными. Поскольку же его система категорий воспроизвела, по мнению Гегеля, содержание абсолютной идеи целиком и пол­ностью, то она предстала в качестве абсолютно замкнутой и раз навсегда завершенной, т.е. coâåðøåííî исключающей всякую воз­можность обогащения собственного содержания и роста количе­ственного состава категорий. В этом отношении Гегель повторил вывод Канта о том, что количество категорий строго ограничено и раз навсегда дано, так что ничего уже не прибавишь и не убавишь от их наличного состава.

Несмотря на указанные недостатки, предложенная Гегелем в "Науке логики" система философских категорий до сих пор остается непревзойденной. Ни Маркс, ни Энгельс не создали труда, подобного "Науке логики" Гегеля. В советское время отечественные философы разработали несколько моделей систематизации категорий, но ни одна из них не получила общего признания. Вопрос создания целостной системы философских кате­горий до сих пор остается открытым.

Однако поскольку содержание категорий философии можно раскрыть лишь через выявление их внутренних связей, постольку без систематизации категорий задача определения последних ока­зывается беспочвенной, больше того, в принципе неразрешимой. Диалектика соотношения философских категорий примерно та же, что и элементарных частиц. Последние нельзя разложить по ящич­кам и изучать каждую из них изолированно. Как установлено со­временной физикой, свойства любой из частиц определяются всеми остальными и, по сути дела, каждая из них является своеобразной “композицией" всех остальных. Так же обстоит дело с философ­скими категориями. Каждая из них несет отпечаток всех других. Изучать категории можно лишь в процессе построения и функцио­нирования их системы. Вырванные из контекста такой системы, категории утрачивают свой подлинный смысл и определенность.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Что такое философия? Статья первая

На сайте allrefs.net читайте: Что такое философия? Статья первая.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема категорий в марксистской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ   В подготовке номера принимали участие: В.Б. Кучевский,

С О Д Е Р Ж А Н И Е
  НОВЫЕ ИДЕИ       А.Н. ЧАНЫШЕВ Что такое философия? Статья первая ..........

CONTENTS
A.N. Chanyshev. What is the philosophy? M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. Article Two. V.B. Kuchevsky. The natur

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  Статья первая   Отвечая на этот непростой вопрос, попытаемся понять философию как некоторые виды мудрости и как некоторые виды мировоззрения.

Дедуктивное обобщение
и принцип абстракции(1)[1]   Статья вторая   Томас Гоббс (продолжение) Впрочем, у Гоббса б

Джон Локк
Этот философ принадлежал к тому типу мыслителей, для которых “понятие реальности неизбежно совпадает с реальностью вещей, познаваемых при посредстве внешних чувств, — вещей, индивидуальность которы

Готфрид Лейбниц
Лейбниц был первым из великих философов, кто систематически и с полным пониманием откликнулся на философию Локка. Этот отклик звучал уважительно и деликатно, хотя по существу, по признанию самого Л

Категории как всеобщие формы мышления
  В переводе с греческого слово "категория" означает "высказывание", "показание", "объяснение", "решение", "осуждение". В о

Учение Аристотеля о категориях
В силу того, что философские категории составляют костяк содержания самой философии, они не могли не стать предметом специального исследования уже древних мыслителей, т.е. на пер­вом этапе становле

Кант и Гегель о категориях
После Аристотеля в истории философии специальное внима­ние разработке целостного учения о категориях уделили Кант и Гегель, выдвинувшие разные модели идеалистической интер­претации природы категори

Основные функции категорий в процессе познания
Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содер­жания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической

Возможно ли бегство из хаоса?
  Нет нынче слова столь же святого, сколь и надоедливого, нежели слово и н ф о р м а ц и я . Однако, этот привычный (и одновременно загадочный) атрибут (он же продукт) может быть расс

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ
(категориально-логический портрет)[27] Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывае

Ц е л ь ж и з н и
Жизнь без цели — человек без головы   Народная мудрость   Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет  

Формы человеческой деятельности
Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных моментов преобла

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: “ЭВОЛЮЦИОННЫЙ” И “РЕВОЛЮЦИОННЫЙ” ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ программ
«Человек» — это понятие без сомнения относится к числу наиболее трудноопределимых. Между тем дефиниция человека как деятельного и мыслящего существа в значительной степени выражает его сущность. Лю

Итак, какой же вы тип любви?
  «Любовь, как мотылек, — говорит пословица, — кто хочет в нее проникнуть, разрушает ее красоту». И тем не менее, мне кажется ценным любой анализ, помогающий устранить коллизии и недо

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОСТРОЕННЫЙ ПЛАТОНИЗМ
  Основная особенность неоплатонизма — это систематическое, категориальное построение идей платонизма. Неоплатонизм — это, можно сказать, конструктивный платонизм: в нем все философск

ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРЕЗИДИУМА РФО
  О ЧЛЕНСТВЕ В РФО Членские взносы в РФО на 1998г. установлены в следующих размерах: а) индивидуальные члены — 75

Центр виртуалистики Института человека РАН
  проводят конференцию "Виртуальные реальности и гуманитарные науки"   Конференция состоится 10 июня 1998 г. в 11 часов по адресу: Москва,

АЛЕКСАНДР КАЦУРА
Кацура Александр Васильевич(род. 27.05.1941 г.), философ-писатель, кандидат философских наук. Автор больше ста работ по философии естествознания, системному анализу и глобально

ВЕЧЕР У РЕКИ ТРУБЕЖ
  День гаснет... красными рисуясь полосами   М.Ю. Лермонтов   В вечерний час с верхов прибрежных круч Люблю следит

Из Юлиана Тувима
(Переводы с польского В.Н. Поруса[81])     Размышление   Я над снегом, над снегом стою в размышл

А. КАЦУРА
  Шуточные стихи   О французской поэзии   Всю ночь напролет Арон и Сара нараспев читали Ронсара. И только в пред

Интервью
  Однажды я решил провести социологический экспресс-оп-рос. Увидел в метро парочку, погруженную в общение в современном раскованном стиле, и задал нескольким прохожим один и тот же во

Избранные труды
академика-юбиляра наконец появились на книжных прилавках. Книга собрана из отчетов, рефератов и докладных записок разных лиц, сотрудничавших с юбиляром на протяжении всей его 50-летней активной общ

ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА
  КНИГИ:   Аристотель. Политика. Афинская полития/ Предисл. Е.И. Темнова. — М.: Мысль, 1997. — 460 с. — (Из классичес. наследия). Берг

К А Т Е Г О Р И И 1998 ¢ 1
  Статья А.Ю. Цофнаса “Профессор А.И. Уемов” является перепечаткой с издания: Видные ученые Одессы. Вып. 3. К 200-летию Одессы. — Одесса, 1993.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги