Реферат Курсовая Конспект
Основные функции категорий в процессе познания - раздел Философия, Что такое философия? Статья первая Роль Категорий В Познании Определяется Их Местом В Процессе Отражения Внешнег...
|
Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содержания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической и логической функциях, описанию которых и посвящен данный параграф.
Непосредственно вытекающая из самой природы категорий мировоззренческая функция выражается прежде всего в том, что категории образуют теоретическую основу мировоззрения. Взятые в виде системы, они представляют собой "становой хребет" миропонимания, определенную сетку координат, детерминирующую соответствующее видение и образ мира как целого. Синтез знаний, осуществляемый посредством категорий, направлен в конечном итоге на организацию целостности мировоззрения. Без категорий невозможно было бы свести в единое миропонимание знания о мире и знания о человеке, многоплановые естественнонаучные представления и информацию, связанную, например, с моральными, эстетическими и политическими аспектами жизни человека.
Мировоззренческая функция категорий выражается также в том, что они служат исходной базой для понимания и осмысления природы еще не познанных конкретных явлений. С помощью категорий осмысливается место таких явлений в системе вещей реальной действительности.
Именно в силу того, что категории являются исходными руководящими идеями в объяснении изучаемых явлений, они одновременно выступают наиболее общими способами решения познавательных задач и в связи с этим приращения нового знания, в чем и включается их методологическая функция в познании. Будучи конечным итогом познания и своеобразной аккумуляцией практики общества, категории вместе с тем служат трамплином для развёртывания новых поисков, опорой для следующего шага в познании, движущегося по направлению от неизвестного к известному, от неполного знания к полному.
Выражая многократно проверенные историей познания и практической деятельности принципы отражения объектов в мышлении человека, категории выступают мощным методологическим средством поиска истины в процессе разрешения самых разных проблем. Они определяют форму постановки проблем, выбор исходных средств решения последних, принципы отбора материала, последовательность изучения объектов, наиболее плодотворные направления исследования, общие способы построения исследовательских программ, т.е. регулируют в целом протекание научного поиска.
Вся сложность использования категорий в качестве методологических средств познания заключается в том, что в ходе такого использования необходимо не только привести в движение диалектический метод в целом, но и суметь преломить его через специфику методов и понятийного аппарата той или иной частной науки. Грубым упрощением в понимании природы категорий было бы рассмотрение их в виде некоей универсальной отмычки, непосредственно приложимой к открытию тайн бытия. Категориальный способ рассмотрения в чистом виде существует лишь в логике. В живом же процессе познания он как всеобщий метод реализуется только через посредство функционирования общих и частных методов.
Важной предпосылкой действенного использования категорий в познании в качестве методологических средств является доведение процесса освоения содержания и взаимных связей категорий до формирования осознанной категориальной структуры мышления, т.е. достижения такого состояния, когда последовательное развертывание категорий в процессе мышления приобретает форму логических закономерностей. В этом случае формы движения категориальною содержания мышления начинают служить моделью способов истинного отражения внутренней логики объекта. Углубление же знаний о последнем в рамках той или иной частной области познания становится конкретной реконструкцией категориального строя мышления. Логическая функция категорий, таким образом, заключается в том, что их субординация как бы предопределяет последовательность отражения разных сторон и связей объекта.
Если же логическую функцию категорий рассматривать в аспекте активной деятельности мышления как такового, то они предстанут исходной логической базой любого рассуждения. Категории являются своеобразным логическим субстратом всех связей между мыслями по их содержанию, всеобщими условиями и формами движения знания. Это та незримая сцена, на которой разыгрываются все драмы и трагедии человеческой мысли. В этом смысле о категориях можно говорить как о метаязыке научного познания, посредством которого возможна соответствующая переформулировка частных научных принципов. Система категорий как бы задает общий путь движения научной мысли в теоретическом постижении сущности вещей и поэтому лежит в основе систем понятий конкретных наук.
Последнее можно показать на примере логического строя классической и квантовой механики. Основными понятиями классической механики, выражающими сущность механического движения, являются понятия силы и ускорения. Сила рассматривается как причина, ускорение — как следствие. Условием причинно-следственной связи выступает инерция. Отношение силы и ускорения предстает в форме жестко необходимой связи. Отсюда считалось, что следствие не содержит в себе ничего такого, ÷åãî не было бы в причине. Таким образом, категориальной структурой, определяющей логический строй классической механики, являлся причинно-следственная связь, которую можно представить так:
Причина Следствие
Необходимость (случайность)
Категория случайности в классической механике еще не использовалась в качестве элемента категориальной структуры научного мышления. Вот почему в период ее расцвета была весьма распространена мысль о том, что случайность есть то, причина чего еще неизвестна, т.е. случайность рассматривалась не как объективное, а как субъективное явление, вызванное к жизни определенным состоянием познания. Однако, исходя из общих философских посылок, можно было еще в то время предположить, что категориальный аппарат научного мышления будет обогащен в дальнейшем за счет введения в "оборот" мышления категории случайности, являющейся формой проявления и формой дополнения необходимости. Более глубокий анализ необходимости так или иначе должен был привести к анализу случайных процессов.
Так в науке и произошло. Чисто эмпирически случайность была вначале введена в термодинамику. Затем Дарвин впервые в науке в своем учении о неопределенной изменчивости и эволюции путем статистического действия естественного отбора показал объективный характер случайности и ее связь с необходимостью. Однако во всей полноте категория случайности вошла в научное мышление в качестве непреложного логического элемента лишь тогда, когда была создана квантовая механика, имеющая дело с корпускулярно-волновыми объектами. В последней понятие состояния тесно связано с понятием вероятности, а физические величины служат не для полного выражения физической реальности, а лишь определяют вероятность наступления физического явления. Так, волновая функция, входящая в состав основного уравнения квантовой механики, служит для описания вероятности пребывания электрона в данной точке в данный момент времени. Категориальную структуру, определяющую логический строй квантовой механики, можно выразить в следующей схеме:
Причина Следствие
Необходимость Случайность
Возможность (действительность)
Как видно из схемы, в рамках квантовой механики категориальная структура научного мышления была расширена. Вместе с категорией случайности стала применяться категория возможности, поскольку под случайным понимается то, что может быть, но может и не быть или же быть иначе. Без категории возможности не удается раскрыть смысл категории случайности и ее связь с категорией необходимости. Необходимость и случайность — это отношения явлений реальной действительности к совокупности предпосылок их возникновения. В возможности выражается механизм возникновения необходимого и случайного. Мерой возможности, ее количественной определенностью, является вероятность.
Различные категориальные структуры классической и квантовой механики послужили основой для разного понимания одного из исходных принципов научного познания — принципа детерминизма. Линейное понимание причинной связи в классической механике было положено в основу лапласовского детерминизма, согласно которому конфигурация и скорости всех частиц замкнутой системы в данный момент совершенно однозначно определяют ее состояние в любой прошедший или будущий момент. В лапласовском детерминизме причинность отождествлялась с необходимостью.
В рамках же квантовой механики стало невозможно отождествлять причинность с необходимостью, поскольку в ней с помощью волновой функции определяется не конфигурация и скорости частиц, а только вероятность определенной конфигурации или определенной совокупности скоростей. Причинная связь стала осмысливаться в контексте категорий случайности, возможности, вероятности. В этой связи выяснилось, что сущность принципа причинности заключается не в возможности однозначно предсказывать поведение объекта в будущем на основе знания его координаты и импульса в настоящем, а лишь в признании обусловленности любого явления соответствующими причинами. Это позволило углубить и расширить понимание принципа детерминизма как принципа универсального взаимодействия вещей.
Таким образом, приведенный анализ категориального аппарата классической и квантовой механики показывает, что категории являются исходными логическими средствами в организации систем теоретических понятий частных наук, выступают внутренней структурой движения научного мышления.
Являясь логическим основанием функционирования, обмена и развития мысли, категории составляют своеобразный остов, скелет мышления, без которого оно утратило бы свою внутреннюю жизнеспособность. Гегель называл категории "алмазной сетью" мышления, подчеркивая этим их особую ценность в интеллектуальном мире человека. Полнота и глубина мышления определяются в конечном итоге тем, насколько хорошо отшлифован каждый такой "алмаз", насколько многокрасочен он по своему содержанию. Оттачивание же и шлифовка таких "алмазов" происходят в ходе самой мыслительной деятельности, включенной в конкретный процесс познания материального мира. Однако существует и специальный инструмент для этого: философия. Изучение философии как системы категорий в ее логическом и историческом аспекте представляет собой лучшее и непревзойденное средство совершенствования категориального аппарата мышления.
Культура мышления определяется как раз тем, на каком уровне находится в своем развитии категориальный аппарат. Чем выше эта культура, тем осознанней относится человек к своему мышлению. Научиться распоряжаться и владеть категориальным аппаратом мышления — важная задача. Издревле считается высокой добродетелью умение властвовать над своими эмоциями и страстями. Однако неизмеримо более высокой добродетелью является умение контролировать свое мышление, умение отдавать отчет в том, какие категории и в какой последовательности следует использовать при анализе тех или иных конкретных проблем, т.е. искусство оперирования понятиями. Без такого контроля мышление (особенно в условиях информационного взрыва) превращается в стихийный процесс, подчиняющий себе человека.
Способность оперирования категориями и использования их в анализе эмпирического материала Кант назвал способностью суждения. "Отсутствие способности суждения, — писал Кант, — есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка íåò лекарства. Тупой или ограниченный ум, которому недостает лишь надлежащей силы рассудка и собственных понятий, может обучением достигнуть даже учености. Но так как в таких случаях подобным людям îáû÷íî недостает способности суждения, то нередко можно встретить весьма ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток"[26]. Пусть эти слова Канта послужат для каждого предостережением против пренебрежительного отношения к категориальному строю своего мышления.
В рассмотренных мировоззренческой, методологической и логической функциях категорий в процессе познания в разных аспектах высвечивается их внутренняя природа. Только на уровне абстрактной мысли их можно выделить в качестве отдельных процедур реализации категориального содержания мышления. В конкретных же актах использования категорий в процессе познания все эти функции осуществляются в органическом единстве и одновременно.
А.В. КАЦУРА
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Что такое философия? Статья первая.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные функции категорий в процессе познания
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов