рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формы человеческой деятельности

Формы человеческой деятельности - раздел Философия, Что такое философия? Статья первая Если Рассматривать Деятельность Человека С Точки Зрения Диалектики Цели И Бес...

Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных моментов преобладает. К таким формам деятельности следует прежде всего отнести труд и отдых. В трудовой деятельности преобладает целевой момент (напряжение цели), в отдыхе преобладает бесцельность (отвлечение от главной цели). Ниже дана диаграмма, в которой наглядно-логически выражено соотношение различных форм деятельности с точки зрения диалектики цели и бесцельности.

  игра   труд творчество отдых     Рис. Диаграмма “Формы человеческой деятельности" На диаграмме труд и отдых изображены как противоположные формы деятельности. Это и на самом деле так. Совершенно очевидно также, что между ними должна быть промежуточная форма деятельности. На эту “роль" претендует игра (игровая форма деятельности). Она отчасти свойственна труду, а отчасти отдыху (есть формы труда, включающие в себя игровой элемент, и формы отдыха в виде спортивно-оздоровительных игр). В то же время игра как форма деятельности не сводится ни к


труду, ни к отдыху. Значит, она "располагается" где-то между трудом и отдыхом, занимает промежуточное положение между ними (на диаграмме игра помещена между трудом и отдыхом и отделена от них прямыми пунктирными линиями; пунктирный характер линий указывает на плавность перехода от одной формы деятельности к другой). В качестве примера игры как особой формы деятельности, сочетающей в себе элементы труда и отдыха, можно привести игру детей.

М.В. Демин справедливо отмечает противоречивый, как бы сказать, серьезно-несерь­езный характер игры. "Приходится констатировать, — пишет он, — что проблема игры, игровой деятельности находится лишь в начальной стадии своего развития. В значительной мере такая ситуация сложилась в результате своеобразия и противоречивости игрового феномена. С одной стороны, игра представляется как бы несерьезным, бесполезным и не стоящим большого значения явле­нием. С другой стороны, при более пристальном рассмотрении она же оказывается далеко не простым, фундаментальным феноменом действительности, тесно связанным с глубочайшими истоками человеческой активности и потому превращается в весьма серьезную и нелегкую проблему научного исследования"[38].

Нельзя не согласиться с М.В. Деминым в том, что игра "не ограничивается первоначальным периодом в жизни человека, а является необходимой и существенной составляющей деятельности во все без исключения периоды его жизни"[39].

Если в труде, трудовой деятельности мы видим высшее напряжение цели, а в отдыхе, напротив, некоторую бесцельность времяпрепровождения, то в игре, в различных ее формах мы видим постепенный переход от напряжения цели к бесцельности или от бесцельности к напряжению цели. "Что же касается специфики игры, — пишет М.В. Демин, — отличающей последнюю от неигровой деятельности, то она связана со свободным проявлением сил в процессе человеческой активности и с достижением результата, не имеющего утилитарного характера. Игра — не такая деятельность, которая осуществляется под давлением практической необходимости. И хотя игра, как труд и как всякая деятельность, предполагает преодоление препятствий, это такая активность, процесс реализации которой доставляет удовольствие, проистекающее главным образом от свободного, самопроизвольного применения человеческих сил”[40].

Диапазон форм игры простирается от самых серьезных, практически значимых (военные маневры, деловые игры) до самых несерьезных, кажущихся абсолютно бесцельными (детские игры, игры на отдыхе).

Теперь о творчестве. Оно имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру. Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправленно, как и труд. Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.

 

Хорошо сказал об этом П.И. Чайковский. В ответ на слова И. Грабаря о том, что гении творят только "по вдохновению", он проговорил с досадой: "Ах, юноша, не говорите пошлостей! Вдохновения нельзя ожидать, да и его одного недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться. Советую вам, юноша, запомнить это на всю жизнь: "вдохновение" рождается только из труда и во время труда. Я каждое утро сажусь за работу и пишу. Если из этого ничего не получается сегодня, я завтра сажусь за ту же работу снова. Так я пишу день, два, десять дней, не отчаиваясь, если все еще ничего не выходит, а на одиннадцатый день, глядишь, что-нибудь путное и выйдет. Упорной работой, нечеловеческим напряжением воли вы всегда добьетесь своего”[41].

 

Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение. Последнее создает особую атмосферу творчества — приподнятость, горение, радость, раскованность, чувство полета. И отдых творческого человека — это по-существу не отдых, а деятельный труд мысли, чувства, воли. Нередко именно во время отдыха открывают или изобретают новое.

 

Вот что писал, например, Моцарт: "Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть,— мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной легкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки вторая и все эти куски образуют "сырое тесто". Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растет, я слышу его все более и более отчетливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным”[42] .

 

Интересен спор между теми, кто понимает творчество как терпение, и теми, кто понимает его как вдохновение. Лев Толстой, например, любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. И каждый по своему прав. Творчество — это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и “муки творчества” и “радость творчества”. Ш. Фурье как-то сказал: “Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным”. В этом пожелании Ш. Фурье выражено извечное стремление человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяющей полезное и приятное, труд и отдых-наслаждение. Ведь именно творчество делает труд приятным. И именно творчество составляет сущность человеческой деятельности.

 

 

И.А. ГОРЮНОВ

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Что такое философия? Статья первая

На сайте allrefs.net читайте: Что такое философия? Статья первая.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формы человеческой деятельности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ   В подготовке номера принимали участие: В.Б. Кучевский,

С О Д Е Р Ж А Н И Е
  НОВЫЕ ИДЕИ       А.Н. ЧАНЫШЕВ Что такое философия? Статья первая ..........

CONTENTS
A.N. Chanyshev. What is the philosophy? M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. Article Two. V.B. Kuchevsky. The natur

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  Статья первая   Отвечая на этот непростой вопрос, попытаемся понять философию как некоторые виды мудрости и как некоторые виды мировоззрения.

Дедуктивное обобщение
и принцип абстракции(1)[1]   Статья вторая   Томас Гоббс (продолжение) Впрочем, у Гоббса б

Джон Локк
Этот философ принадлежал к тому типу мыслителей, для которых “понятие реальности неизбежно совпадает с реальностью вещей, познаваемых при посредстве внешних чувств, — вещей, индивидуальность которы

Готфрид Лейбниц
Лейбниц был первым из великих философов, кто систематически и с полным пониманием откликнулся на философию Локка. Этот отклик звучал уважительно и деликатно, хотя по существу, по признанию самого Л

Категории как всеобщие формы мышления
  В переводе с греческого слово "категория" означает "высказывание", "показание", "объяснение", "решение", "осуждение". В о

Учение Аристотеля о категориях
В силу того, что философские категории составляют костяк содержания самой философии, они не могли не стать предметом специального исследования уже древних мыслителей, т.е. на пер­вом этапе становле

Кант и Гегель о категориях
После Аристотеля в истории философии специальное внима­ние разработке целостного учения о категориях уделили Кант и Гегель, выдвинувшие разные модели идеалистической интер­претации природы категори

Проблема категорий в марксистской философии
  В марксистской философии произошло как бы возрождение позиции Аристотеля, но на новой базе и с учетом достижений классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ходе создания свое

Основные функции категорий в процессе познания
Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содер­жания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической

Возможно ли бегство из хаоса?
  Нет нынче слова столь же святого, сколь и надоедливого, нежели слово и н ф о р м а ц и я . Однако, этот привычный (и одновременно загадочный) атрибут (он же продукт) может быть расс

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ
(категориально-логический портрет)[27] Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывае

Ц е л ь ж и з н и
Жизнь без цели — человек без головы   Народная мудрость   Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет  

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: “ЭВОЛЮЦИОННЫЙ” И “РЕВОЛЮЦИОННЫЙ” ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ программ
«Человек» — это понятие без сомнения относится к числу наиболее трудноопределимых. Между тем дефиниция человека как деятельного и мыслящего существа в значительной степени выражает его сущность. Лю

Итак, какой же вы тип любви?
  «Любовь, как мотылек, — говорит пословица, — кто хочет в нее проникнуть, разрушает ее красоту». И тем не менее, мне кажется ценным любой анализ, помогающий устранить коллизии и недо

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОСТРОЕННЫЙ ПЛАТОНИЗМ
  Основная особенность неоплатонизма — это систематическое, категориальное построение идей платонизма. Неоплатонизм — это, можно сказать, конструктивный платонизм: в нем все философск

ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРЕЗИДИУМА РФО
  О ЧЛЕНСТВЕ В РФО Членские взносы в РФО на 1998г. установлены в следующих размерах: а) индивидуальные члены — 75

Центр виртуалистики Института человека РАН
  проводят конференцию "Виртуальные реальности и гуманитарные науки"   Конференция состоится 10 июня 1998 г. в 11 часов по адресу: Москва,

АЛЕКСАНДР КАЦУРА
Кацура Александр Васильевич(род. 27.05.1941 г.), философ-писатель, кандидат философских наук. Автор больше ста работ по философии естествознания, системному анализу и глобально

ВЕЧЕР У РЕКИ ТРУБЕЖ
  День гаснет... красными рисуясь полосами   М.Ю. Лермонтов   В вечерний час с верхов прибрежных круч Люблю следит

Из Юлиана Тувима
(Переводы с польского В.Н. Поруса[81])     Размышление   Я над снегом, над снегом стою в размышл

А. КАЦУРА
  Шуточные стихи   О французской поэзии   Всю ночь напролет Арон и Сара нараспев читали Ронсара. И только в пред

Интервью
  Однажды я решил провести социологический экспресс-оп-рос. Увидел в метро парочку, погруженную в общение в современном раскованном стиле, и задал нескольким прохожим один и тот же во

Избранные труды
академика-юбиляра наконец появились на книжных прилавках. Книга собрана из отчетов, рефератов и докладных записок разных лиц, сотрудничавших с юбиляром на протяжении всей его 50-летней активной общ

ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА
  КНИГИ:   Аристотель. Политика. Афинская полития/ Предисл. Е.И. Темнова. — М.: Мысль, 1997. — 460 с. — (Из классичес. наследия). Берг

К А Т Е Г О Р И И 1998 ¢ 1
  Статья А.Ю. Цофнаса “Профессор А.И. Уемов” является перепечаткой с издания: Видные ученые Одессы. Вып. 3. К 200-летию Одессы. — Одесса, 1993.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги