К А Т Е Г О Р И И 1998 ¢ 1


 


Статья А.Ю. Цофнаса “Профессор А.И. Уемов” является перепечаткой с издания: Видные ученые Одессы. Вып. 3. К 200-летию Одессы. — Одесса, 1993.

 


[1] Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 96-0680606.

[2] Локк Дж. Соч. Т. 2, М., 1985. С. 39.

[3] Непоследовательность и противоречивость (“нелогичность”) позиции Локка отмечает, в частности, Н. Лосский. См.: Лосский Н.О. Избранное, М., 1991. С. 24-25.

[4] См.: Локк Дж. Соч. Т. 2. С. 57.

[5] Там же. С. 8-9.

[6] Я полагаю, что это вполне соответствует философским установкам современного математического интуиционизма: “Математи-ческое построение должно быть таким непосредственным для разума и его результат должен быть столь ясным, чтобы не нуждаться ни в каких обоснованиях. Можно очень хорошо понимать, является ли рассуждение правильным, не пользуясь логикой; достаточно ясного научного сознания” (Гейтинг А. Интуиционизм. М., 1965. С. 14).

[7] Локк Дж. Соч. Т. 2. С. 7.

[8] Ср.: Драгалин А.Г. Математический интуиционизм. Введение в теорию доказательств. М., 1979. С. 18.

[9] См.: Новосёлов М.М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства // Творческая природа научного познания. М., 1984.

[10] Локк Дж. Соч. Т. 2. С. 7.

[11] Яновская С.А. О роли математической строгости в творческом развитии математики и специально о “Геометрии Декарта” // Историко-математические исследования, вып. 17, М., 1966. С. 160.

[12] Новосёлов М.М. Принцип абстракции, понятие тождества и “правило Локка”. Автореферат канд. дисс., М., 1970.

[13] Сожалею, что написав, что в “прикладном исчислении предикатов широко используется правило обобщения, носящее имя Локка, в произведениях которого встречаются первые формулировки этого правила логики”(Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985. С. 109), автор не указал, где и в каких именно произведениях Локка встречаются эти “первые формулировки”. Лейбниц, очень внимате-льно прочитавший основное сочинение Локка и сделавший обширный его разбор, вряд ли упустил бы возможность указать на это правило.

[14] Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1936. С. 317-18.

[15] Лейбниц Г.В. Соч. Т. 3, М., 1984. С. 76-77.

[16] Аристотель. Категории. М., 1939. С. 6.

[17] Там же. С. 50.

[18] Аристотель. Категории. С. 22.

[19] Там же. С. 22.

[20] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3, М., 1964. С. 155.

[21] Там же. С. 105.

[22] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3, М., 1964. С. 211.

[23] Гегель. Наука логики. В 3-х т. Т. 1, М., 1970. С. 81.

[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 545.

[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32. С. 45.

[26] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3, М., 1964. С. 218.

[27] Эта статья — фрагмент пока еще неизданной книги “Новая метафизика”. Деятельность, субъект, объект рассматриваются автором в контексте разработанной им версии категориальной картины мира и, соответственно, категориальной логики. В сокращенном варианте эта версия опубликована в книге: “Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997.

[28] Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно — как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т.п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т.п., с другой. См. подробнее: Л.Е. Балашов. Мир глазами философа...

[29] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С. 151 (А.П. Огурцов, Э.Г. Юдин); Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 63.

[30] Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972. С. 1З1.

[31] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 10.

[32] Там же. С. 14.

[33] Близким по смыслу к этому понятию является понятие "целеустремленность". Мы выбрали "целенаправленность" как более "спокойный", эмоционально нейтральный термин.

[34] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 11.

[35] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 762.

[36]Папазов Д., Папазова Ю. С "Джу" через Тихий океан". М., 1983. С. 8.

[37] Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат". М., 1963. С. 42.

[38] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.

[39] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 96.

[40] Там же. С. 97.

[41] Грабарь И. Из воспоминаний. Сравн.: Д.И.Менделеев: "Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев".

[42] Цит. по: Ж. Адамар. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. С. 20.

[43] См.: Степин В.С. Философская антропология и философия науки, М. 1992, С. 20, Степин В.С. Философия на рубеже веков // Вестник РАН, 1997. Т. 67, №5. С. 387.

[44] Подробнее о бессознательно-рефлекторном приспособлении животных к среде см. Бородай Ю.М. Эротика — смерть — табу: трагедия человеческого сознания, М., Гнозис, 1996. С. 21 — 43.

[45] См. Степин В.С. Становление научной теории, Минск, 1976, Степин В.С. Философская антропология и философия науки, М. 1992 ; Степин В.С. Динамика научного знания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления, М., 1994.

[46] Гумбольдт В.О буквенном письме и его связи со строением языка// Язык и философия культуры, М., Прогресс, 1985. С. 408.

[47] Ильенков Э. В. Философия и культура, М., Политиздат, 1991. С. 273.

[48] Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения М., Педагогика-Пресс, 1993. С. 87.

[49] Там же. С. 87.

[50] Там же. С. 93.

[51] Там же. С. 93.

[52] Романов В.Н. Историческое развитие культуры, М., 1991. С. 11

[53] Там же. С. 66.

[54] Иванов Вяч.Вс. Нейросемиотический подход к знаковым системам искусства//Человек в системе наук. М. Наука, 1989. С. 357.

[55] Там же. С. 359.

[56] Там же. С. 360.

[57] Перевод с немецкого В. Постоловской. См.: Lee J.A. Welcher erotische Typ sind sie? “Petra”, № 3, 1975.

* Первоначальный текст статьи закончен в декабре 1991 г. После долгих мытарств статья впервые была опубликована к юбилею Большого переворота в журнале “Философские исследования”. 1997, № 4. С. 57-84. Данная работа несколько дополняет предыдущую. Александр Беловежский – псевдоним Карпенко Александра Степановича (род. 7.04.1946) — доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН. Автор книг: Фатализм и случайность будущего: Логический анализ. «Наука». М., 1990; Многозначные логики (монография) // Логика и компьютер. Вып. 4. «Наука». М., 1997.

[58] Термин “тоталитаризм” введен в 1923 г. итальянскими либералами Дж.Амендола и П.Гобетти для того, чтобы обозначить установленную в Италии фашистскую диктатуру. Теме тоталитаризма посвящена большая литература. Укажем только некоторые сравнительно недавние монографии и сборники: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Тоталитаризм, что это такое? М., 1993; Тоталитаризм в Европе ХХ века. М., 1996; Schapiro L. Totalitarianism. London, 1972 (2nd. ed. 1983); Curtis M.C. Totalitarianism. New Brunswick, 1977; Totalitarianism reconsidered (ed. E.Menze). N.Y. and London, 1981; Totalitarianism at the crossroads (ed. E.F.Paul). New Brunswick, 1990.

[59] Этот термин уже употребляется М.Джиласом в его работе “Íîâûé êëàññ” (1957 г.). См.: Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992. См. также: Бутенко А.П. От коммунистическог тоталитаризма к формированию открытого общества в России. М., 1997.

[60] Термин “К-тоталитаризм” введен в статье Карпенко А.С. Логический фатализм и тоталитаризм // Философские основания неклассических логик. М., 1990. С.138-152.

[61] Хаек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 12.

[62] Критике марксизма посвящена огромная литература. См. в особенности: Bracher K. Totalitare Ereahrung. München, 1987. А также: Гринив В.В. Философия небытия Карла Маркса. Киев, 1992; Балашов Л.Е. Критика марксизма и коммунизма. ACADEMIA. М., 1997.

[63]См. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1995, № 5. С. 72-81.

[64] Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989. С. 41.

[65] Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

[66] Мельгунов С.П. Красный террор в России. М., 1990. С. 7. В этой книге вынесен приговор большевизму.

[67] За это же попал на гильотину и другой теоретик и вдохновитель террора, предшественник Бухарина, — Дантон. Но какая разница между террором якобинцев и террором большевиков! Оказывается, первые подвергали террору и тех, кто “дискредитировал своими преступлениями террор” (Ìàòüåç À. Ôðàíöóçñêàÿ ðåâîëюöèÿ. Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 1995. Ñ. 552), ò.å. Ðîáåñïüåð áîðîëñÿ çà ÷èñòîòó òåððîðà (!!!) ×òî è ïîãóáèëî åãî âñëåä çà Äàíòîíîì. Ñòîèò ïðî÷èòàòü ìíîæåñòâî êíèã ïî Âåëèêîé Ôðàíöóçñêîé Ðåâîëèöèè, ÷òîáû íàêîíåö-òî íàòîëêíóòüñÿ íà ýòî.

[68] См. Восленский М. Номенклатура. М., 1990.

[69] Оруэлл Дж. Цит. соч. С. 41.

[70] Сахаров А. Мир через полвека // Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990. С.45.

[71] Солженицын А.И. Иметь мужество видеть // Публицистика. Статьи и речи. Париж, 1981. С. 348.

[72] Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990.

[73] Глава из книги: Карл Ясперс. Философская автобиография. Изд-во Независимой психиатрической ассоциации, М., 1995. Пер. Г. Лещинского.

[74] А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. С. 203.

[75] Там же. С. 202.

[76] Р.В. Светлов. Александрийский неоплатонизм и александрийская экзегетика. Спб., 1996. С. 105.

[77] Уточненный состав оргкомитета и программного комитета публикуется в 1-м номере (1998 г.) “Вестника Российского философского общества”.

[78]Вышеприведенные материалы данного раздела взяты из 1-го номера (1998 г.) “Вестника Российского философского общества” с любезного разрешения редактора “Вестника”.

[79] Арсений Никитин — литературный псевдоним А.Н. Чанышева

[80] Продолжение. Начало см. в 3-м номере (1997) “Категорий”.

[81]Порус Владимир Натанович (род. 19.09.1943) — кандидат философских наук, автор около 150 работ по теории познания, философии науки и культурологии.

[82]Арсений Прохожий — литературный псевдоним А.Н. Чанышева

[83]Получить эту книгу можно по почте с предоплатой: Украина, Одесса 270049, Фонтанская дорога, д. 47, кв. 14. Уемову Авениру Ивановичу. /Стоимость книги: 30 руб. и 9 руб. — пересылка. Укажите свой адрес.