Категории как всеобщие формы мышления - раздел Философия, Что такое философия? Статья первая
В Переводе С Греческого Слово "категория" Означает ...
В переводе с греческого слово "категория" означает "высказывание", "показание", "объяснение", "решение", "осуждение". В обычной речи оно употребляется для обозначения той или иной группы сходных предметов и применяется как синоним слов "класс", "разряд". Прилагательное "категорический" ("категоричный") имеет значение "четко определенный, безусловный, решительный, не допускающий возражений и иных толкований". В формальной логике категорическое суждение (в отличие от гипотетического) есть такое суждение, связь между субъектом и предикатом которого точно определена и не ограничивается какими-либо условиями. В философию слово "категория" было введено Аристотелем для обозначения особого вида понятий.
Философские категории есть предельно общие понятия, отражающие универсальные формы и связи реальной действительности и выполняющие функцию основных способов логического синтеза знаний.
С их помощью в человеческом мышлении удается удерживать в единстве мир природы и мир человека и постигать сущностные характеристики Универсума в плане выявления соотношения бытия и мышления. Поскольку философские категории составляют исходное логическое основание любого мыслительного процесса, постольку их называют еще логическими категориями либо категориями мышления.
В своей совокупности категории представляют собой язык философии и в то же время ее логический строй. Специфической особенностью философского мышления является то, что это по своей сути категориальное мышление. Категории выступают исходной логической формой движения и развития философской мысли. Поэтому их можно назвать "святая святых" философии. Там, где нет осознанного употребления категорий при осмыслении внутренней природы мира, не может быть и философствования как особого способа духовного постижения сущего.
Человеческий разум способен постичь всеобщее как предмет философского познания лишь посредством использования категорий, которые представляют собой необходимый инструментарий мыслительной деятельности любого философа и без которых невозможно ни выразить, ни осознать в более или менее систематической форме результаты философских исследований сущности бытия. Чем лучше философ отдает себе отчет в том, каков состав и содержание используемого им категориального аппарата, тем полнее, глубже и яснее он может ставить и решать в рамках философской теории соответствующие проблемы. До тех пор, пока будет существовать творческий философский поиск, будет существовать необходимость совершенствования и развития старых и выдвижения новых категорий. В этом заключается магистральный путь прогресса философского знания.
Философские категории не только принадлежат философии, но и служат основой всякого мыслительного процесса, на какую бы сферу реального мира последний ни был направлен. Они составляют высший структурный слой накопленного человеческим мышлением знания. Причем это такой слой, который, обладая относительной самостоятельностью, как бы пронизывает все другие уровни знания. Будучи продуктом обобщенного и самого опосредованного отражения реальной действительности, категории выступают органическим элементом единой ткани познания, необходимым внутренним моментом содержания любого частно-научного знания.
Каждое явление реального мира представляет собой единство необходимого и случайного, общего и единичного, субстанции и акциденции, конечного и бесконечного. Именно поэтому вырабатываемому в процессе отражения многообразных определенностей бытия конкретному знанию имманентно присуще категориальное содержание, отражающее момент самопричинности сущего, всеобщие и необходимые формы развития реальной действительности. Категории — это универсальная форма познания всеобщих связей и отношений бесконечной совокупности частностей внешнего мира. Знание, лишенное категориального содержания, утрачивает признак конкретности, так как в этом случае разрушается внутренняя упорядоченность его элементов.
Таким образом, категории, будучи особыми формами мышления, с помощью которых постигаются разные стороны всеобщего, в своем содержании и в системных связях друг с другом образуют логический строй философского знания, а также служат исходным логическим основанием любого мыслительного процесса, направленного на познание сущности многообразных частных явлений реальной действительности.
На сайте allrefs.net читайте: Что такое философия? Статья первая.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Категории как всеобщие формы мышления
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА
Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ
В подготовке номера принимали участие: В.Б. Кучевский,
С О Д Е Р Ж А Н И Е
НОВЫЕ ИДЕИ
А.Н. ЧАНЫШЕВ
Что такое философия? Статья первая ..........
CONTENTS
A.N. Chanyshev. What is the philosophy?
M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. Article Two.
V.B. Kuchevsky. The natur
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Статья первая
Отвечая на этот непростой вопрос, попытаемся понять философию как некоторые виды мудрости и как некоторые виды мировоззрения.
Дедуктивное обобщение
и принцип абстракции(1)[1]
Статья вторая
Томас Гоббс (продолжение)
Впрочем, у Гоббса б
Джон Локк
Этот философ принадлежал к тому типу мыслителей, для которых “понятие реальности неизбежно совпадает с реальностью вещей, познаваемых при посредстве внешних чувств, — вещей, индивидуальность которы
Готфрид Лейбниц
Лейбниц был первым из великих философов, кто систематически и с полным пониманием откликнулся на философию Локка. Этот отклик звучал уважительно и деликатно, хотя по существу, по признанию самого Л
Учение Аристотеля о категориях
В силу того, что философские категории составляют костяк содержания самой философии, они не могли не стать предметом специального исследования уже древних мыслителей, т.е. на первом этапе становле
Кант и Гегель о категориях
После Аристотеля в истории философии специальное внимание разработке целостного учения о категориях уделили Кант и Гегель, выдвинувшие разные модели идеалистической интерпретации природы категори
Проблема категорий в марксистской философии
В марксистской философии произошло как бы возрождение позиции Аристотеля, но на новой базе и с учетом достижений классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ходе создания свое
Основные функции категорий в процессе познания
Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содержания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической
Возможно ли бегство из хаоса?
Нет нынче слова столь же святого, сколь и надоедливого, нежели слово и н ф о р м а ц и я . Однако, этот привычный (и одновременно загадочный) атрибут (он же продукт) может быть расс
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ
(категориально-логический портрет)[27]
Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывае
Ц е л ь ж и з н и
Жизнь без цели — человек без головы
Народная мудрость
Человек наиболее живет в то время,
когда он чего-нибудь ищет
Формы человеческой деятельности
Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных моментов преобла
Итак, какой же вы тип любви?
«Любовь, как мотылек, — говорит пословица, — кто хочет в нее проникнуть, разрушает ее красоту». И тем не менее, мне кажется ценным любой анализ, помогающий устранить коллизии и недо
КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОСТРОЕННЫЙ ПЛАТОНИЗМ
Основная особенность неоплатонизма — это систематическое, категориальное построение идей платонизма. Неоплатонизм — это, можно сказать, конструктивный платонизм: в нем все философск
ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРЕЗИДИУМА РФО
О ЧЛЕНСТВЕ В РФО
Членские взносы в РФО на 1998г. установлены в следующих размерах:
а) индивидуальные члены — 75
Центр виртуалистики Института человека РАН
проводят конференцию
"Виртуальные реальности и гуманитарные науки"
Конференция состоится 10 июня 1998 г. в 11 часов по адресу: Москва,
АЛЕКСАНДР КАЦУРА
Кацура Александр Васильевич(род. 27.05.1941 г.), философ-писатель, кандидат философских наук. Автор больше ста работ по философии естествознания, системному анализу и глобально
ВЕЧЕР У РЕКИ ТРУБЕЖ
День гаснет... красными рисуясь полосами
М.Ю. Лермонтов
В вечерний час с верхов прибрежных круч
Люблю следит
Из Юлиана Тувима
(Переводы с польского В.Н. Поруса[81])
Размышление
Я над снегом, над снегом стою в размышл
А. КАЦУРА
Шуточные стихи
О французской поэзии
Всю ночь напролет Арон и Сара
нараспев читали Ронсара.
И только в пред
Интервью
Однажды я решил провести социологический экспресс-оп-рос. Увидел в метро парочку, погруженную в общение в современном раскованном стиле, и задал нескольким прохожим один и тот же во
Избранные труды
академика-юбиляра наконец появились на книжных прилавках. Книга собрана из отчетов, рефератов и докладных записок разных лиц, сотрудничавших с юбиляром на протяжении всей его 50-летней активной общ
ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА
КНИГИ:
Аристотель. Политика. Афинская полития/ Предисл. Е.И. Темнова. — М.: Мысль, 1997. — 460 с. — (Из классичес. наследия).
Берг
К А Т Е Г О Р И И 1998 ¢ 1
Статья А.Ю. Цофнаса “Профессор А.И. Уемов” является перепечаткой с издания: Видные ученые Одессы. Вып. 3. К 200-летию Одессы. — Одесса, 1993.
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов