Категории как всеобщие формы мышления

 

В переводе с греческого слово "категория" означает "высказывание", "показание", "объяснение", "решение", "осуждение". В обычной речи оно употребляется для обозначения той или иной группы сходных предметов и применяется как сино­ним слов "класс", "разряд". Прилагательное "категорический" ("категоричный") имеет значение "четко определенный, безуслов­ный, решительный, не допускающий возражений и иных толкова­ний". В формальной логике категорическое суждение (в отличие от гипотетического) есть такое суждение, связь между субъектом и предикатом которого точно определена и не ограничивается каки­ми-либо условиями. В философию слово "категория" было введено Аристотелем для обозначения особого вида понятий.

Философские категории есть предельно общие понятия, отра­жающие универсальные формы и связи реаль­ной действительности и выполняющие функцию основных спосо­бов логического синтеза знаний.

С их помощью в человеческом мышлении удается удерживать в единстве мир природы и мир человека и постигать сущностные характеристики Универсума в плане выявления соотношения бы­тия и мышления. Поскольку философские категории составляют исходное логическое основание любого мыслительного процесса, постольку их называют еще логическими категориями либо кате­гориями мышления.

В своей совокупности категории представляют собой язык фи­лософии и в то же время ее логический строй. Специфической осо­бенностью философского мышления является то, что это по своей сути категориальное мышление. Категории выступают исходной логической формой движения и развития философской мысли. По­этому их можно назвать "святая святых" философии. Там, где нет осознанного употребления категорий при осмыслении внутренней природы мира, не может быть и философствования как особого способа духовного постижения сущего.

Человеческий разум способен постичь всеобщее как предмет философского познания лишь посредством использования катего­рий, которые представляют собой необходимый инструментарий мыслительной деятельности любого философа и без которых не­возможно ни выразить, ни осознать в более или менее системати­ческой форме результаты философских исследований сущности бытия. Чем лучше философ отдает себе отчет в том, каков состав и содержание используемого им категориального аппарата, тем пол­нее, глубже и яснее он может ставить и решать в рамках философ­ской теории соответствующие проблемы. До тех пор, пока будет существовать творческий философский поиск, будет существовать необходимость совершенствования и развития старых и выдвиже­ния новых категорий. В этом заключается магистральный путь прогресса философского знания.

Философские категории не только принадлежат философии, но и служат основой всякого мыслительного процесса, на какую бы сферу реального мира последний ни был направлен. Они составля­ют высший структурный слой накопленного человеческим мышле­нием знания. Причем это такой слой, который, обладая относи­тельной самостоятельностью, как бы пронизывает все другие уровни знания. Будучи продуктом обобщенного и самого опосредован­ного отражения реальной действительности, категории выступают органическим элементом единой ткани познания, необходимым внутренним моментом содержания любого частно-научного зна­ния.

Каждое явление реального мира представляет собой единство необходимого и случайного, общего и единичного, субстанции и акциденции, конечного и бесконечного. Именно поэтому выраба­тываемому в процессе отражения многообразных определенностей бытия конкретному знанию имманентно присуще категориальное содержание, отражающее момент самопричинности сущего, всеоб­щие и необходимые формы развития реальной действительности. Категории — это универсальная форма познания всеобщих связей и отношений бесконечной совокупности частностей внешнего мира. Знание, лишенное категориального содержания, утрачивает приз­нак конкретности, так как в этом случае разрушается внутренняя упорядоченность его элементов.

Таким образом, категории, будучи особыми формами мышле­ния, с помощью которых постигаются разные стороны всеобщего, в своем содержании и в системных связях друг с другом образуют логический строй философского знания, а также служат исходным логическим основанием любого мыслительного процесса, направ­ленного на познание сущности многообразных частных явлений реальной действительности.