Учение Аристотеля о категориях

В силу того, что философские категории составляют костяк содержания самой философии, они не могли не стать предметом специального исследования уже древних мыслителей, т.е. на пер­вом этапе становления философского знания. Так, для Платона фундаментальными понятиями, по существу категориями, были такие обобщенные понятия, как "сущее", "движение", "покой", "тождество" и "различие". В его философии они поставлены в определенную логическую связь.

Однако первое систематическое учение о категориях в антич­ной философии было разработано в трудах отца логики Аристоте­ля, прежде всего в "Категориях". Заслуга Аристотеля заключается уже в том, что он точно устанавливает, какие понятия следует причислять к категориям. "Из слов, высказываемых в какой-либо связи, — пишет Аристотель, — каждое означает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или стра­дание"[16].

Раскрывая природу категорий, Аристотель не выделял их в аб­солютно самостоятельную область знания и вместе с тем не сводил их к вещам, к отдельным явлениям бытия. У него категории пред­стают, с одной стороны, высшими родами значений слов или рода­ми высказываний, с другой, — высшими родами определения бытия, реальными общими чертами последнего.

Такая раздвоенность в трактовке природы категорий у Ари­стотеля была обусловлена не столько его общей позицией в философии, сколько не доведенным до конца диалектическим под­ходом, примененным в процессе решения рассматриваемой пробле­мы. Аристотель интуитивно схватил противоречивый характер категорий, сочетающих в себе и объективную и субъективную сто­роны. При этом у него первая из этих сторон оказывается ведущей и определяющей, что в анализе содержания категорий, произведен­ном Аристотелем, в частности, в труде "Категории", выразилось в превалировании онтологического подхода над логическим и гно­сеологическим подходами.

Выявляя смысл и содержание категорий, Аристотель свое ис­следование в указанном труде направляет в основном по линии обобщенной констатации видового различия, скрытого в катего­риях в качестве рода высказываний и бытия. Например, в главе VIII после определения качества Аристотель раскрывает на конкретных при­мерах четыре значения этой категории; рассматривая же категорию обладания ("имения"), он описывает несколько встречающихся видов имения, один из которых ("иметь жену") оценивается им как "наиболее необычный", поскольку, "говоря, что человек имеет жену, мы выражаем этим только, что он с нею вместе живет"[17].

Онтологическая тенденция такого анализа категорий не требует особых комментариев, ибо Аристотель в раскрытии смысла категорий идет от бытия и обобщения практической жизни людей, а не от некоего изначально заложенного в них и полностью неза­висимого от мира содержания. Согласно ему, “познаваемое существует, по-видимому, ранее, чем знание, в самом деле, по боль­шей части мы приобретаем знания, когда предметы — объекты этих знаний — уже существуют ранее”[18].

У Аристотеля, по существу, получается, что раскрыть содер­жание категорий — это значит дать обобщение фактов реального бытия; отвлечься же от содержания категорий — это значит от­влечься от их отношения к миру. Содержание категорий Аристо­тель ищет в самой объективной действительности. Обращение же к последней с целью выявления содержания всеобщих форм мышле­ния с необходимостью сопряжено с подведением единичного под общее, с сопоставлением и в какой-то то мере отождествлением общего с единичным. В анализе категорий Аристотель проявил себя как глубокий диалектик, интуитивно рассматривавший при­роду общего через исследование особенного и единичного.

Переплетение онтологической и диалектической тенден­ций в исследовании Аристотелем природы категорий в концентри­рованном виде выразилось в его попытке выявить соотношение категорий друг с другом. Особый интерес представляет мысль Ари­стотеля о первенстве категории сущности, отличительным свой­ством которой является то, что "она допускает противоположные определения через изменение ее самой"[19] и выступает в двух видах: первичной сущности (отдельно взятые вещи) и вторичной сущ­ности (роды и виды реального бытия). Все другие категории явля­ются не чем иным, как высказываниями именно о сущности, фик­сирующими ее отдельные стороны. Таким образом, соотношение между категориями у Аристотеля носит не формальный и аб­страктный характер, а представляет собой отражение зависимо­стей, существующих во внешнем мире. Первичность же категории сущности по сравнению с другими категориями обусловлена не ее логической особенностью, а прежде всего субстанциальным харак­тером ее объективного содержания.

Подводя итог, следует сказать, что ценность проведенного Аристотелем анализа природы философских категорий заключает­ся как в том, что он выявил их статус в познании и логике мышле­ния, так и в том, что он наметил основные направления изучения категорий в качестве всеобщих определений разумного постижения сущности бытия и тем самым заложил основы философской рефлексии.