рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причина и следствие. Цепи причинения

Причина и следствие. Цепи причинения - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Как Уже Отмечалось, Основанием Философского Детерминизма Яв­ляется Учение О П...

Как уже отмечалось, основанием философского детерминизма яв­ляется учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причи­нения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

В данном случае одностороннее воздействие, кстати, широко рас­пространенное в'природном и социальном мире, получается при от­влечении от обратного воздействия и от взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть взаимо­действие. Возможны два типа взаимодействий:

1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример — воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов:

2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины; пример — взаимодействие электрона и позит­рона, порождающие два фотона:

Причина при таком ракурсе, т. е. в плане взаимосвязей, определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порож-


дающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие — резуль­тат взаимодействия.

Приведенное же первоначально определение (как одностороннее действие одного тела на другое) сохраняет свою силу при первом типе взаимодействия, выступая лишь одной из его сторон: (так, на практике врач отвлекается от обратного воздействия организма на вирус, а исследователь вируса сосредотачивает внимание только на биохимиче­ских или каких-либо иных изменениях в своем объекте).

Каковы же критерии, способные распознать причинно-следствен­ную связь и отличить ее от других, близких к ней типов детерминации (например, от функциональных зависимостей)?

Первым и основополагающим признаком причинного отношения является наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование. Это свидетельствует о том, что при­чинная связь является субстанциальной связью. Субстанциальный ха­рактер причинной связи одним из первых подчеркивал Гегель, определяя причинность как "шествие субстанции". В процессах причи­нения происходит перенос вещества, энергии и информации. Если мы исключаем возможность существования между двумя явлениями отно­шения порождения, то тем самым мы исключаем и наличие между ними отношения причинения. Как отмечают исследователи этих отно­шений, перенос вещества, энергии или информации в процессах при­чинения связан с преобразованием формы движения и структурных моментов в соответствии со специфическим содержанием объектов, являющихся причиной и следствием; благодаря преломлению причин­ного воздействия через специфическую природу материальной системы (или систем) следствие оказывается несводимым по своему качеству к действующей причине.

Субстанциальный характер причинной связи получил свое убеди­тельное обоснование в теории относительности. Из этой теории следу­ет, что причинно связанными могут быть только такие события, которые в принципе связаны реальным физическим сигналом, процес­сом, распространяющимся с конечной скоростью. Если физическое воздействие одного события на другое исключено, то исключается и возможность причинной связи между ними.

Отношение генетического порождения обусловливает существова­ние и другого признака причинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда предшествует возникно-


вению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет опреде­ленную направленность во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется. Процесс причинения необратим, и на этой необратимости процессов причинения некоторые авторы основывают и необратимость времени. Если мы рассматриваем отношение между двумя явлениями и обнаруживаем, что одно из них предшествует другому во времени, то это другое ни при каких условиях не может рассматриваться как следствие. В то же время сам факт регулярного предшествования одного события другому во времени (пример: весна —лето, ночь — день) не дает еще основания считать первое событие причиной, а второе — следствием. Последовательность во времени яв­ляется необходимым, но недостаточным условием для существования причинного отношения. Только если два следующих одно за другим события связаны отношением порождения, они находятся в причинной связи.

При рассмотрении взаимосвязи категорий причины и следствия свойство временной асимметрии порождает ряд проблем. Некоторые авторы настаивают на одновременном сосуществовании причины и следствия. Предполагается, что одновременное сосуществование при­чины и следствия позволяет говорить о их взаимодействии и взаимо­влиянии.

Но при такой интерпретации причинно-следственного отношения не учитывается его динамический, процессуальный характер.

Рассмотрим, например, удар молнии в дерево. В результате этого удара дерево разрушается. Разрушение дерева — следствие, а его при­чиной является действие электрического разряда. В какой-то момент электрический разряд и разрушающееся дерево сосуществуют. Это можно зафиксировать с помощью ускоренной киносъемки. Однако означает ли это, что причина и следствие сосуществуют? Ведь следст­вием в этом случае является не дерево, а изменения в нем. В каждый момент этого процесса определенная порция энергии электрического разряда производит соответствующие изменения в структуре дерева. И эта порция энергии как бы "угасает" в нарушениях структуры дерева. Разрушение дерева происходит за счет преобразования энергии в механическую энергию. И не может быть ни малейшего нарушения в стволе дерева до "исчезновения" в нем соответствующей порции элек­трической энергии. Та часть молнии, которая может наблюдаться на фотоснимке вместе с разрушающимся деревом, просто еще не стала причиной его дальнейшего разрушения. А став таковой, она уже не существует.

Все те примеры, которые приводятся сторонниками концепции


одновременного существования причины и следствия, основываются на некорректном истолковании причины и следствия в каждом конк­ретном случае. Следствие всегда выступает как определенного рода изменение, которое может произойти только за счет "использования" определенной доли энергии или вещества, поставляемой явлением, выступающим интегрально в роли причины.

Другая проблема возникает в связи со свойством асимметричности причинного отношения и состоит в истолковании тезиса о том, что причина и следствие могут меняться местами. Если этот тезис понимать буквально, то временная асимметрия и однонаправленность процесса причинения не должны иметь места в причинных связях. Однако возникает естественный вопрос: если причина "угасает" в производст­венном следствии, то как возможно обратное воздействие на него следствия и тем более не ясно, как они могут меняться местами? Утверждение о том, что причины и следствия постоянно меняются местами, не следует понимать в том смысле, что причина и следствие могут меняться местами во времени в ходе самого процесса причине­ния. Здесь имеется в виду, что все явления в мире нельзя абсолютным и однозначным образом рассортировать на причины и следствия. Каждое явление может выступать и в роли причины, и в роли следствия в зависимости от контекста рассмотрения.

Невозможность перемены мест причины и следствия в любом конкретном процессе причинения доказывает и теория относительно­сти. "Положение о предшествовании причины следствию с новой стороны подтвердила теория относительности. Рассматривая причин­ность как связь явлений, характерной чертой которой является мате­риальное воздействие, она показала, что причинно связанные события находятся в отношении "абсолютно раньше—абсолютно позже", не нарушаемом ни в какой из физически допустимых систем отсчета" (Кузнецов И. В. "Избранные труды по методологии физики". М., 1975. С. 259).

Третьим обязательным признаком причинного отношения является его необходимость, однозначность. Если причина возникает в строго определенных фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное следствие, и это имеет место независимо от локализации этого причинного отношения в пространстве и времени. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет место независимо от локализации этого при­чинного отношения в пространстве и времени. Отношение причины и следствия имеет закономерный характер, а само представление о не­обходимом характере связи между причиной и следствием включается


в закон причинности. Формулировка закона причинности:равные причины всегда порождают равные следствия.

Необходимость связи следствия с породившей его причиной не следует смешивать с вопросом о самом характере следствия: оно может быть необходимым или случайным. Случайными те или иные явления считаются не потому, что они не вытекают с необходимостью из своих причин, а потому, что они порождаются случайными событиями. Сама связь следствия с порождающей его причиной не может быть случай­ной. Сферой существования случайности является не взаимосвязь причины и следствия, а взаимосвязь элементов, составляющих причи­ну, взаимодействия тел и элементов, их образующих (см.: Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., 1967. С. 234—242).

Четвертым признаком причинно-следственного отношения явля­ется его пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная цепь причинно связанных событий. Если интегральная причина и следствие разделены простран­ственным промежутком, то эта причинная цепь разворачивается в пространстве. Если причина и следствие сосуществуют в одной точке пространства, то они разделены временным интервалом, и причинная цепь реализуется во времени. Фактически имеет место и то, и другое. Пространственная непрерывность означает, что когда два явления, выступающие по отношению друг к другу как причина и следствие, разделены пространственным интервалом, то этот интервал должен быть заполнен непрерывной цепью необходимо связанных причинных событий. Разрывов в этой цепочке причинно связанных событий не должно быть. Именно по этой цепи событий и происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Разрыв в цепи нарушал бы субстанциальный характер связи между причиной и следствием.

Временная непрерывность, имеет место тогда, когда два события, выступающие по отношению друг к другу как причина и следствие, имеют место в одной точке пространства, но разделены конечным временным интервалом. Требование временной непрерывности озна­чает, что между этими событиями существует множество других при­чинно связанных событий, смежных во времени. Поскольку причинная связь всегда реализуется и разворачивается во времени, постольку всегда имеет место и временная смежность.

В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование бес­причинных событий противоречило бы и принципу материального


единства мира, и принципу развития, и принципу универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость от всего остального мате­риального мира; оно должно было бы рассматриваться как самостоя­тельная субстанция; тем самым нарушался бы субстанциальный аспект единства мира. Поскольку процесс причинения выступает необходи­мым звеном любого процесса развития, существование беспричинных событий вело бы к отрицанию всеобщего характера развития. С есте­ственнонаучной точки зрения существование беспричинных событий входит в противоречие с законом сохранения материи и энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо из ничего.

За признанием всеобщности причинности в силу его субстанциаль­ного характера стоит старая философская максима: "Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто ".

Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений обычно называется принципом причинности. Возможны различ­ные его формулировки. Наиболее удачной, на наш взгляд, является следующая: "Всякое изменение в состоянии какого бы то ни было материального тела может быть вызвано только материальным воздей­ствием, определенным материальным процессом".

Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерми­низма, он составляет его основу. (Те же функциональные зависимости, как, к примеру, день и ночь, радиус круга и его площадь, имеют своим основанием определенную причину).

Причинно-следственная связь является фундаментальной не толь­ко в том смысле, что на ней основываются в конечном счете другие, непричинные типы детерминации. Это связь оказывается простейшей и вместе с тем базисной в том еще отношении, что из нее исходят, на ней формируются более сложные виды самих каузальных отношений — так называемые цепи причинения.

Имеются следующие виды цепей причинения (материал дается по работам В. Г. Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецо­ва):



1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:


Для них характерна пространственно-временная смежность, кото­рая только что отмечалась, и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то а=с; здесь же В, будучи причиной С, а С — причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и не непосредственной, но опосредованной причиной D). Однолинейные цепи причинения сопровождаются реак­тивными цепями причинения.

Свойство следствия влиять на свою причину (а вызванных измене­ний в причине оказывать воздействие на уже появившееся следствие; таковых "круговых" воздействий может быть множество) оказывается предпосылкой формирования новых цепей причинения.

2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример — работа холодильника. С повышением температуры внутри холодильника сра­батывает терморегулятор, включающий холодильную установку, кото­рая приводит температуру к нужной величине.

Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом, называ­ются системами с обратной связью.

3) Разветвляющиеся цепи причинения.


Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокали­берной винтовки; причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон причинности.


Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из нескольких (или множества) однолинейных цепей, "наложенных" друг на друга; закон причинности здесь соблюдается. Кстати, заявления некоторых физиков о существовании в квантовой механике вероятностной связи причины со следствием оказываются некорректными; говоря о единичной причинно-следственной связи, на самом деле представляют вероятностную связь в разветвляющихся цепях причинения.

К разветвляющимся цепям причинения, помимо отмеченного вида, относятся также много-однозначные и много-многозначные цепи при­чинения.

Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения.

Причинная сеть — это такое отношение между объективно сущест-

вующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.

Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.

Итак, основой каузальной детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные


цепи; цепи причинения могут формировать причинные сети; причин­ные сети могут образовывать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом струк­турном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

П В Алексеев А В Панин... ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНИК... Глава I Зачем нужна философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причина и следствие. Цепи причинения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
• ПРОСПЕКТ·

П.В. Алексеев, A.B. Панин.
Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М. «Проспект», 1999. — 576 с. ISBN-5-8369-0022-1 В учебнике представлены основные понятия и принципы философии.

Мировоззренческие функции философии
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Нет на свет

Методологические функции философии
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколь­ко функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую. Существ

Философия — наука
Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. Философия формировалась на основе противоречия между ми

Философия — идеология
Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере — ее связи с идеологией. Все общественные науки идеологичны, х

Философия — гуманитарное знание
В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским системам, то в числе наиболее ярких в э

Философия — искусство
Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности — для художествен­ного освоения действительности, т. е. для искусства. Что отлича

Философия — трансцендирующее постижение объекта
Еще одна сторона, или ипостась, философского познания — его трансцендирующий характер. "Трансцендентный" (от латинского "transcendere" — переступать) — понимаетс

Философия — любовь к мудрости
Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами, фиксирующими жизненный опыт индивидов; их наз

Формы истины
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по харак­теру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реаль­ности, по степени полноты освоения объекта и т. п. Обратимся сначала к

Ложь, дезинформация, заблуждение
Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и со

Проблема отграничения истины от заблуждения
Эта проблема возникла не в последние десятилетия и даже не в последние столетия. Она имела место во все периоды развития фило­софии, начиная с античности. Вот как описывает ситуацию в исто

Сознание, его структура и источники
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно много­мерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождест

Сознание и бессознательное
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни че­ловека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии сущес

Проблема идеального
Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, со­знания является идеальность. Идеальное — характерная черта, главней­ший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

Чувственное познание
Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой — социального раз­вития. Если иметь в виду сугубо физиологические механизмы от

Интуиция
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во мн

Научная рациональность
Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки как специфического способа духовно-практиче­ского освоения действительности. Когнитивный элемент органически вплет

Приемы, методы и формы научного мышления
Человеческое мышление представляет собой сложный познаватель­ный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Различия между ними условны, и очень

Самоорганизация
Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке стано­вится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный под­ходы. Термино

Системность. Уровни структурной организации.
Подобно движению, пространству, времени, отражению систем­ность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительно­сти, сис

Типы систем
Материальные системы, существующие в природе или обществе, неравнозначны по многим параметрам, и прежде всего по характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур

Сущность и явление
Отдельные материальные системы, как и объекты, состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр — отношение между явлением и сущностью, или, иначе говоря, отношение между феноменалист

Общая характеристика детерминизма
Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Если принцип суб­станц

Полная причина. Непричинные виды детерминации
Отношение причинения имеет динамический характер. "Поступив­шие" от причины вещество, энергия и информация и порождают следствие. В ходе этого переноса находят свою реализацию дв

Объективный закон; типы законов
Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельности означает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и сущ

Необходимость и случайность
В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский де­терминизм имплицитно предполагает существование объективной не­обходимости.

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли че­ловека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отм

Понятие развития. Модели развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах раз­вития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит крит

А) Закон диалектического синтеза
Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более

Б) Закон перехода количества в качество
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозави­симость характеристик материальной системы, при которой количест­венные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а

В) Закон диалектической противоречивости
Данный закон принято называть несколько иначе — "закон един­ства и борьбы противоположностей". Он всеобщ. Положение о его всеобщности стало стандартным; в положение о его всеобщности пере

Прогресс как проблема
Широко распространено мнение (в том числе среди студентов), будто понятие прогресса "марксистское", чисто идеологическое, при­менявшееся с целью дезориентировать людей при сравнении "

Принцип историзма
Как и другие философско-методологические принципы, принцип историзма является мировоззренческим в том смысле, что имеет тео- ретическое основание; им служит теория развития. Истори

Принцип диалектической противоречивости познания
Познавательно-диалектические противоречия, как и предметные ("онтологические") противоречия, выступают источником развития, в данном случае — источником развития знания. Они могут быть дв

Философия в условиях тоталитаризма
Уже давно была подмечена связь между степенью развития философии и даже ее существованием и степенью развития политической свободы в обществе. Об этом писали и в античную эпоху, и во времена феодал

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная с конца 80-х годов, преподавание философии в российских вузах претерпело существенные изменения. Суть этих изменений за­ключается в переходе от монотеоретической модели преподавания философ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги