рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МОЛОДЕЖЬ: ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ КАК ИНДИКАТОР ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

МОЛОДЕЖЬ: ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ КАК ИНДИКАТОР ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ - раздел Философия, ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ   Проблема Смерти В Нашей Стране Обсуждалась Не Часто, А В Неда...

 

Проблема смерти в нашей стране обсуждалась не часто, а в недалеком прошлом эта грустная тема была вообще не в моде, особенно, когда это касалось не обремененного властью человека. Хотя было бы неразумно отрицать индивидуальность этой проблемы, так как конечность человеческого существования заставляет задумываться каждого о смысле земного удела, в любом возрасте. Понимание предельности человеческой жизни и невозможности предотвратить ее конец (в настоящее время, а может быть и никогда!) влияет на то, как индивид строит свою жизнь.

В связи с этим, мне показалось интересным выяснить как современная молодежь, "фильтруя" воздействие общества, мужая в "России перемен", относится к смерти, опосредованно выражая свое отношение к жизни.

В мае 1997 года был проведен анонимный опрос среди студентов Тверского государственного технического университета по тестам У. Шибла[2], опубликованным в сборнике И.Т. Фролова "О человеке и гуманизме: Работы разных лет"[3].

В анкетировании принимало участие 150 респондентов: 90 юношей и 60 девушек, преимущественно в возрасте 18 — 19 лет. Вполне допускаю возражения типа: "подобные опросы могут ранить психику", "рано в таком возрасте говорить о смерти". Такие высказывания естественны, так как наше общество длительное время тщательно "закрывалось" от проблем, связанных со смертью и умиранием. Но в своих прогнозах я не ошиблась: студенты были готовы к разговору. Традиционная русская открытость и потребность высказаться, поделиться, освободиться от мыслей на эту тему, желание разобраться в том, что не дает покоя, выплеснуться, — имели место быть.

Результаты анкетирования предлагаются вашему вниманию. Заранее оговорюсь, что результаты подобных исследований в нашей стране в доступной литературе не встречались, хотя сравнение с ответами советского студенчества, скажем 70-х годов, было бы гораздо интересней.

"Что такое смерть?"

В ответах на вопрос смерть определялась, как: "переход в более совершенный мир" (19,3% опрошенных); "процесс отделения души от тела" (18%); "прекращение биологического существования" (12%); "подведение итогов жизни" (7,3%); кроме того: "начало вечной жизни", "свобода", "жизнь после жизни". Для сравнения приведу ответы американских студентов; смерть — это: "остановка функций человеческого тела", "прекращение существования", "конец всего", "начало и конец одновременно" и т.д.

"Можете ли Вы представить себе свою собственную смерть?"

"Да" ответили 30% респондентов, "нет" — 54,7%, "не хочу представлять, страшно об этом думать" — 3,3% опрошенных, "мы живем в таком мире, где практически ничего нельзя предугадать — можно умереть от старости, а можно окончить свое существование с пулей в голове" — 2% (это ли не следствие современной политической ситуации в России и неуверенности в завтрашнем дне?), "умереть достойно" — 1,3% и только 1 юноша (0,7%) ответил: "В глубокой старости, в окружении детей, внуков и правнуков".

"Является ли смерть необходимостью или же она представляет собой разновидность недуга, с которым человек сможет когда-нибудь справиться?"

У американцев ответы разделились почти поровну. Одни считали, что смерть может быть элиминирована полностью или частично; не может быть побеждена, является необходимой для эволюции души, для определения жизни, для контроля за народонаселением. Другие считали, что смерть ни необходима, ни не может быть побеждена — она просто существует.

По данным моего опроса, смерть — это: "необходимость; закономерность; все имеет начало и конец" — 71 2, 03% опрошенных; "она сильнее человека" — 5,3% опрошенных; "все во власти Бога" — 0,7%; только 6,7% указали, что это недуг и 4% верят, что с развитием НТР "возможно продление жизни".

"Хороша или плоха смерть? Почему?"

В ответе на данный вопрос поразили подробности описания причин того или иного отношения к смерти.

"Хороша" ответили 24,7% опрошенных, по причине: "так как дается свыше", "для человечества необходима, так как природные ресурсы ограничены", "заставляет быть человечным", "благо, которое избавляет от физических и душевных мук", "как логическое завершение жизни", "после смерти будет лучше".

"Плоха" — 26,7% опрошенных, по причине: "порождает страх перед неизвестностью", "неизбежна", "если умирает ребенок", "влечет за собой разрыв с родными".

Третий вариант ответа: "закономерна", "естественна как сон, дыхание", "не хороша и не плоха", "зависит от конкретной ситуации" — 17%.

Итак, четверть опрошенных считают, что смерть хороша. Четверть. В возрасте до 20 лет. Радует, что это поколение — неравнодушное, пытающееся разобраться во всем происходящем. В ответах читается определенное отношение к религии, не на модной волне, а как опора в наше суетливое время. Поэтому я не согласна с некоторыми выводами в статье "Верующие, атеисты и прочие (эволюция Российской религиозности)". Авторы пишут: "Будущее, во всяком случае то будущее, которое можно увидеть, экстраполируя теперешние тенденции — не за религией и не за атеизмом. Оно — за мировоззренческой неопределенностью и эклектикой"[4].

Любопытны ответы на вопрос: "Что Вы думаете о связанных со смертью церемониях?"

По данным Шибла: многие ответили — "варварские". У нас — 25,3% студентов считают, что это традиция, к которой нужно относиться с уважением; 12,7% — "традиции более нужны живым, чем мертвым"; ок. 10% откровенно заявляют, что: "современные церемонии не нравятся", "кощунственны", "усугубляют горе живых", "не нравится застолье после похорон" (невольно на ум приходит меткий народный фольклор: "Где же можно так хорошо "погулять", если не на похоронах").

Что ж, ребята имеют право на определенное мнение.

"Не было ли у Вас желания умереть? Если да, то почему?"

"Да" — ок. 28% опрошенных, "нет" — ок. 60%. В ответе на этот вопрос наши студенты не были оригинальны в перечислении причин: "из любопытства", "испугать", "жизнь — наказание Господне", социальные и личные неурядицы (включая повестку в армию).

Тема армии не случайно возникла в "компании" причин уйти из жизни: война в Чечне (опускаем "дедовщину" и прочие беспорядки в вооруженных силах) — это ли не реальная угроза для жизни молодого человека?

"Обдумывали ли Вы когда-нибудь или пытались покончить жизнь самоубийством? Если да, то почему?"

18% опрошенных ответили "да". Одной из причин указывают заболевание СПИДом.

Справедливо отметить, что часть студентов, считают: "Никто не вправе лишать себя жизни, так как это — грех" — ок. 5%.

"Боитесь ли Вы смерти?"

"Да" ответили ок. 28% опрошенных, 39,3% — "нет".

Комментарии: "от смерти не уйти, надо радоваться ее приходу", "в последнее время многие боятся жить", "боюсь процесса умирания, но не смерти", "бояться бессмысленно, легче не станет, а позже от этого она не придет". Часть респондентов боятся не смерти, а разрыва с близкими.

"Верите ли Вы в бессмертие?"

"Да" — 36,7%, "нет" — 44,7%.

"Думаете ли Вы, что наука может сделать человека полностью или отчасти бессмертным?"

"Да" ответили ок. 36%, "нет" — ок. 42,7%, комментируя: "бессмысленно", "это будет не человек". Для сравнения: по результатам опроса Шибла ответов, подтверждающих веру в науку в 3 раза больше, чем ответов, не признающих ее возможности.

Полагаю, что результаты подобного рода как нельзя лучше свидетельствуют о дискредитации науки в нашем обществе.

"Хотели бы Вы знать дату своей смерти?"

"Да" — 15%, "нет" — 80%.

"Хотели бы Вы, чтобы врач сообщил вам о том, что Вы смертельно больны (если бы это было действительно так)?"

"Да" — 53,3%, "нет" — 40%. Вновь возникает тема СПИДа: некоторые респонденты отмечали, что хотели бы получить подобную информацию "в зависимости от болезни: если она опасна для окружающих — "да", не опасна — "нет".

"Необходимо ли поддерживать жизнь умирающего человека при любых условиях?"

"Да" — 31%, "нет" — 36%.

Итак, больше трети опрошенных считают, что жизнь умирающего поддерживать не надо. Это что? Жестокость, озлобленность или обесценивание человеческой жизни?

"При каких условиях необходимо поддерживать жизнь умирающего?"

Называются следующие причины: "при малейшем шансе выжить" — ок. 20%; "когда человек хочет жить" — ок. 20%; "всегда" — ок. 12%; "зависит от желания человека" — 8,7%; кроме того: "если он молод", "если гений", "если нужен обществу" -5,3%; "если он не болен СПИДом" (!) — ок. 2%. Возникает тема платежеспособности: "независимо от возможности оплатить услуги врачей" (усматриваю в этом актуализацию одной из особо острых проблем нашего общества).

"Были ли Вы честны в своих взглядах и оценках?"

Ок. 85% респондентов ответили положительно. Часть респондентов допускают, что "со временем отношение к смерти изменится".

Безусловно, эти ответы не являются показательными во всем, однако определенный эмоциональный фон для анализа представлений о смерти в среде передовой части молодежи они дают. Попробуем разобраться, хотя признаю, что в свои 33 я еще не достаточно мудра и имею право на ошибки. Впечатление от прочитанных анкет было угнетающим. Респонденты отнеслись к работе серьезно, в большинстве случаев подробно описывая причины для самоубийств, способы, какими планировали это сделать.

Если принять во внимание, что опрос делался в среде думающей молодежи, то налицо "больные" темы нашего общества. Опрошенная масса студентов выглядит "заброшенной" и растерянной перед надвигающимися переменами. Все это усугубляется тем, что в нашей культуре больной и умирающий человек считается проигравшим[5]; общество в целом превозносит успех и материальное благосостояние, которые несовместимы со старостью и смертью. Старость и смерть сопрягаются, в основной массе, с поражением, за которым следует социальная незащищенность и унижение, вместо заслуженного уважения и покоя в конце жизненного пути.

Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:

1) у четвертой части опрошенных наблюдается несколько пессимистическое отношение к жизни, а смерть представляется "освобождением от физических и душевных мук";

2) приблизительно пятая часть высказала склонность решать возникающие проблемы самым легким способом: "уйти из жизни";

3) ощущается дефицит психологической поддержки среди молодежи, хотя молодежь готова к открытому обсуждению наиболее "животрепещущих" проблем, как-то: проблемы отношений между полами, вопросы веры, отношение к жизни и смерти;

4) налицо недоверие к мыслительной деятельности и, если хотите, ее дискредитация;

5) явно прослеживается понимание реальной угрозы заболеть СПИДом.

Эти ребята — наше недалекое будущее. Полагаю, что данная работа позволяет чуть-чуть заглянуть в него.

 

Выражаю искреннюю признательность профессору Долговой Т.П. за идеи, послужившие толчком к выполнению исследований.

 

 

И.Б. МЕРКУЛОВ

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ

На сайте allrefs.net читайте: ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МОЛОДЕЖЬ: ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ КАК ИНДИКАТОР ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ   Периодичность выпуска — 4-6 номеров в год.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
    Новые идеи     А.Н. Чанышев. Трактат о небытии ...................................................

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ И СИНЕРГЕТИКА
  Об определениях. Грядущий век — век междисциплинарных исследований. Методология междисциплинарных исследований — это горизонтальная, как говорил Э. Ласло, трансдисциплинарная связь

НЕОБХОДИМОСТЬ”, “СЛУЧАЙНОСТЬ”, “ВОЗМОЖНОСТЬ” В БИОЛОГИИ И ИХ ФИЛОСОФСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ
  Указанные в названии статьи категории будем рассматривать в следующих четырех случаях: 1. Изменение популяции в результате дрейфа генов. 2. Признаки орга

Парменид и Платон: формирование "про позициональной" парадигмы познания
  Когнитивные истоки античной эпистемологии   На основании ряда источников, среди которых наибольшее доверие вызывают диалоги Платона, можно с известной

О СУДЬБАХ ФИЛОСОФИИ
(своевременные размышления)   Смена загонов   Наша “элита” напоминает мне порой стадо телят, которых долго держали в тесном за

ФИЛОСОФСКОМ КОНГРЕССЕ
  ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ЖИЗНИ   Уважаемые коллеги! Президиум Российского Философского общества сооб­щает, что 4 — 7 июня 1997г. с большим успехом

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА РФО
  1. В Президиуме РФО имеются все печатные материалы Первого Российского Философского конгресса (7 томов, 8-й поступит сразу же после его публикации). Члены Общества имеют возможность

АКАДЕМИЯ ФИЛОСОФИИ
(проект)   Интеллигенция, интеллектуалы — мозг, разум нации. Философы — это мозг мозга, разум разума. Недостаточное внимание к философам со стороны общества приводит к

ФИЛОСОФСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
  Действительность, в которой мы живем, не слишком часто радует нас, но состоит эта действительность не только из материальных предметов; она формируется также из наших идеалов, помыс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги