рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ АбелярПьер(1079–1142) — Французский Философ, Теолог И Поэт, ...

АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма.

Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области семиотики.

Абульханова-Славская Ксения Александровна (р. 1932) — психолог и философ, спец. по проблемам психологии.

Августин Блаженный Аврелий (354–430) — христ. богослов и философ, сторонник объективного идеализма.

Авенариус Рихард (1843–1896) — швейц. философ, один из основателей эмпириокритицизма.

Агацци Эвандро (р. 1934) — итал. философ и логик, пред­ставитель философии науки.

Адлер Альфред (1870–1937) — австр. психолог и психиатр, представитель неофрейдизма.

Азимов Айзек (1920–1992) — американ. писатель.

Айер Альфред (1910–1989) — англ. философ, сторонник ло­гического позитивизма.

Айтматов Чингиз Терекулович (1928–2008) — известный кирг. писатель.

Аквинский Фома (1225–1274) — итал. философ и теолог, основатель томизма.

АксаковКонстантин Сергеевич(1817–1860) — русск. фило­соф, историк, поэт, публицист, идеолог славянофильства.

Александров Александр Данилович (1912–1999) — совет. ученый-математик, занимавшийся также философскими вопро­сами естествознания.

Алексеев Петр Васильевич (р. 1932) — русск. философ, спец. по теории познания и истории философии.

Алкмеон (ок. 500 до н. э.) — древнегреч. философ и врач, первым сделал вывод о том, что мозг — орган мышления.

Амбарцумян Виктор Амазаспович (1908–1996) — совет. ученый, спец. по теоретической астрофизике.

Анаксагор (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. философ, пред­ставитель Ионийской школы.

Анаксимандр (ок. 610–547 до н.э.) – древнегреч. философ, представитель Милетской школы.

Анаксимен (VI в. до н. э.) — древнегреч. философ, пред­ста­витель стихийного материализма.

Ансельм Кентерберийский (II в. н. э.) — итал. теолог, пред­ставитель схоластики Средних веков.

Апель Карл Отто (р. 1922) — нем. философ, представитель современной версии постмодернизма.

Аристотель Стагирит (IV в. до н. э.) — выдающийся ученый и философ Древней Греции.

Аркесилай (ок. 315 – ок. 240 до н. э.) — древнегреч. фило­соф, представитель скептицизма.

Архимед (ок. 287 – 212 до н. э.) — древнегреч. ученый, мате­матик и механик, работы которого намного опередили свое время.

Баумгартен Александр Готлиб (1714–1762) — нем. фило­соф, родоначальник нем. идеалистич. эстетики.

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) — русск. философ, литературовед, теоретик искусства.

Бейль Пьер (1647–1706) — франц. философ и публицист.

Беккерель Антуан Анри (1852–1908) — франц. физик, от­крыл явление естественной радиоактивности урана.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) — русск. революц. демократ, литературный критик и философ.

Беляев Александр Романович (1884–1942) — русск. писа­тель-фантаст.

Бёме Якоб (1575–1624) — нем. философ-мистик.

Бергсон Анри (1859–1941) — франц. философ-идеалист.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) — русск. фило­соф, представитель персонализма.

Беркли Джордж (1685–1753) — англ. философ, сторонник агностицизма и субъективного идеализма.

Бестужев-Лада Игорь Васильевич (р. 1927) — русск. исто­рик, социолог, спец. в обл. соц. прогнозирования.

Блейк Уильям (1757–1827) — англ. поэт и художник.

Блок Александр Александрович (1880–1921) — русск. поэт.

Блэк Макс (р. 1909) — американ. философ, представитель аналитической философии.

Богданов Александр Александрович (1873–1928) — русск. философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель.

Бодрийяр Жан (р. 1929) — франц. философ, социолог и культуролог, представитель постмодернизма.

Бокль Генри Томас (1821–1862) — англ. историк и социо­лог-позитивист.

Больцман Людвиг (1844–1906) — австр. физик, математик и механик.

Бор Нильс (1885–1962) — датский физик, один из творцов квантовой теории.

Боун Борден Паркер (1847–1910) — американ. философ-идеа­лист, основатель теистического персонализма.

Бохеньский Иозеф Мария (1902–1995) — польско-швей­царск. философ-неотомист.

Бочаришвили Ангия Тадеозович (р. 1902) — совет. психолог.

Бранский Владимир Павлович (р. 1930) — совет. философ, спец. по философии науки, истории и культуры.

Бруно Джордано (1548–1600) — итал. философ и поэт.

Буаст Пьер (1765–1824) — франц. лексикограф.

Бубер Мартин (1878–1965) — еврейск. религиозный фило­соф и писатель.

Бэкон Роджер (1210–1294) — англ. философ и естествоиспытатель эпохи Средневековья.

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) — англ. философ, сторонник эм­пи­ризма.

Бюхнер Людвиг (1824–1899) — нем. философ, врач и естест­во­испытатель, представитель вульгарного материализма.

Вебер Макс (1864–1920) — нем. социолог, историк и эко­номист.

Веллер Михаил Иосифович (р. 1948) — русск. писатель.

Вернадский Владимир Иванович (1863–1965) — совет. ес­тест­воиспытатель и философ.

Веттер Густав (р. 1911) — нем. историк философии, нео­томист.

ВиндельбандВильгельм (1848–1915) — нем. философ-нео­кантианец.

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) — австр. философ, один из основателей аналитической философии.

Вико Джанбаттиста (1668–1744) — итал. философ и социо­лог, создатель теории «исторического круговорота».

Вознесенский Андрей Андреевич (р. 1933) — совет. поэт.

Волков Генрих Николаевич (1933–1993) — совет. философ, спец. в области социол. и методол. науки.

Вольтер Франсуа Мари (1694–1778) — франц. философ, пи­са­тель и публицист.

Вольф Христиан (1679–1754) — нем. философ-рационалист.

Выготский Лев Семёнович (1896–1934) — совет. психолог.

Высоцкий Владимир Семёнович (1938–1980) — совет. поэт и актер.

Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) — русск. фило­соф, спец. по соц. философии, истории философии и религии.

Гагарин Юрий Алексеевич (1934–1968) — летчик-космо­навт СССР, первый человек, совершивший полет в космос.

Гадамер Ханс Георг (1900–2002) — нем. философ, один из основоположников философской герменевтики.

Галилей Галилео (1564–1642) — итал. физик и астроном, сторонник гелиоцентрической теории.

Гартли Дэвид (1705–1757) — англ. медик и философ-мате­риалист.

Гартман Николай (1882–1950) — нем. философ-идеалист, автор так называемой «критической онтологии».

Гартман Эдуард (1842–1906) — нем. философ-идеалист, ис­сле­дователь бессознательного.

Гассенди Пьер (1592–1655) – франц. философ-материалист, физик, астроном и священник, противник схоластики.

Гваттари Феликс (1930–1992) — франц. психоаналитик и философ.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) — нем. фило­соф-идеалист, представитель классической философии.

Гейзенберг Вернер (1901–1976) — нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики.

Геккель Эрнст (1834–1919) — нем. биолог, сторонник эво­люционной теории Дарвина.

Гелен Арнольд (1904–1976) — нем. философ, представитель филос. антропологии.

Гельвеций Клод Адриан (1715–1771) — франц. философ, представитель материализма ХVIII в.

Гельмгольц Герман (1825–1894) — нем. естество­испы­татель.

Гемпель Карл Густав (1905–1997) — нем. философ, один из лидеров неопозитивизма.

Гераклит Эфесский (V–IV вв. до н. э.) — древнегреч. фило­соф, представитель материализма и диалектики.

Гербарт Иоганн Фридрих (1776–1841) — нем. философ, пси­холог, педагог.

Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) — нем. философ-про­све­титель, писатель и литературовед, развивал учение о про­грес­се в истории.

Геродот (485–245 до н. э.) — древнегреч. историк, прозван­ный «отцом истории».

Герц Генрих Рудольф (1857–1894) — нем. физик, один из основоположников электродинамики.

Герцен Александр Иванович (1812–1870) — русск. фило­соф-материалист, писатель и публицист.

Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.) — древнегреч. поэт и философ.

Гессе Герман (1877–1962) — нем. писатель.

Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832) — нем. поэт и мысли­тель.

Гиппократ (460–377 до н. э.) — древнегреч. врач.

Гоббс Томас (1588–1679) — англ. философ-материалист, сто­ронник договорной теории происхождения государства.

Гольбах Поль Анри (1723–1789) — франц. философ-мате­риа­лист и атеист.

Гончаров Иван Александрович (1812–1891) — русск. писатель.

Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 1931) — совет. парт. и госуд. деятель, секретарь ЦК КПСС (1985–1991), президент СССР (1990–1991).

Горький Алексей Максимович (1868–1936) — русск. совет. писатель.

Гранин Даниил Александрович (1919–1989) — русск. совет. писатель.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829) — русск. поэт и дипломат.

Губерман Игорь Миронович (р. 1936) — совр. российско-американский поэт.

ГумбольдтВильгельм (1767–1835) — нем. философ, языко­вед и политический деятель.

ГумилёвЛев Николаевич (1912–1992) — русск. ученый, историк.

Гуссерль Эдмунд (1859–1938) — нем. философ-идеалист, основатель феноменологической школы.

Давыдов Василий Васильевич (1930–1998) — русск. совет. психолог, один из авторов теории развивающего образования.

Даламбер Жан Лерон (1717–1783) – франц. философ и мате­матик, представитель эпохи Просвещения.

Дальтон Джон (1766–1844) — англ. химик и физик, способ­ст­вовал развитию материализма в естествознании.

Данте Алигьери (1265–1321) – итал. поэт, создатель италь­янского литературного языка.

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) — русск. социолог-культуролог, сторонник славянофильства.

Дарвин Чарльз Роберт (1809–1882) — англ. естествоиспы­та­тель, создатель эволюционной теории развития живой природы.

Декарт Рене (1596–1650) — франц. философ, математик, физик и физиолог, родоначальник рационализма.

Делёз Жиль (1925–1995) — франц. философ, представитель постмодернизма.

Демокрит из Абдер (ок. 460 – 370 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, один из основателей атомистики.

Деррида Жак (1930–2004) — франц. философ, предста­ви­тель постмодернизма.

Джемс Уильям (1842–1910) — американ. философ и психо­лог, крупнейший представитель прагматизма.

Джордж Генри (1839–1897) — американ. экономист и пуб­лицист.

Дидро Дени (1713–1784) — франц. философ-материалист, представитель Просвещения ХVIII в.

ДильтейВильгельм (1833–1911) — нем. философ-идеалист, представитель так называемой «философии жизни».

Диоген Синопский (ок. III в. до н.э.) — древнегреч. фило­соф-моралист, сторонник аскетизма.

Дирак Поль Адриан Морис (1902–1984) — англ. физик-тео­ретик, спец. квантовой механики.

Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) — русск. литературный критик, публицист и философ, революц. демократ.

Доризо Николай Константинович (р. 1923) — русск. совет. поэт.

Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) — русск. пи­са­тель, мыслитель и публицист.

Дробницкий Олег Григорьевич (1933–1973) — русск. совет. философ, спец. в обл. этики и совр. западноевроп. философии.

Дубровский Давид Израилевич (р. 1929) — русск. совет. философ, спец. по теории познания.

Дунс Скот Иоанн (ок. 1266–1308) — англ. философ и теолог, видный представитель схоластики.

ДьюиДжон (1859–1952) — американ. педагог и философ, представитель прагматизма, создатель инструментализма.

Дюринг Евгений (1833–1921) — нем. философ и экономист, представитель эклектической философии.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) — франц. социолог и фило­соф, позитивист.

Есенин Сергей Александрович (1895–1925) — русск. совет. поэт-лирик.

Жане Пьер (1859–1947) — франц. выдающийся психолог, разрабатывал психологию как объективную науку.

Жильсон Этьен (1884–1978) — франц. философ, ведущий представитель неотомизма.

ЖитковБорис Степанович (1882–1938) — русск. детский писатель.

Жолио-Кюри Фредерик (1900–1958) — франц. физик-ядер­щик, выдающийся ученый и общественный деятель.

Зенон Элейский (ок. 490–430 до н. э.) — древнегреч. фило­соф, автор знаменитых апорий (противоречивых ситуаций).

Зинченко Владимир Петрович (р. 1931) — русск. совет. пси­холог и философ, спец. по эргономике.

Иванов Андрей Владимирович (р. 1958) — русск. философ, спец. по теории познания и культурологии.

Ильенков Эвальд Васильевич (1924–1979) — русск. совет. философ, спец. по теории сознания, логики и диалектики.

Ильин Виктор Васильевич (р. 1952) — русск. философ, спец. по теории познания, соц. философии и истории науки.

Ильин Иван Александрович (1882–1954) — русск. философ, теоретик религии и культуры, неогегельянец.

Ингарден Роман (1893–1970) — польск. философ-фено­ме­но­лог, ученик Гуссерля.

Кампанелла Томмазо (1568–1639) — итал. философ, писа­тель и поэт, один из основателей утопич. социализма.

Камю Альбер (1913–1960) — франц. философ-экзистен­циа­лист, писатель и публицист.

Кант Иммануил (1724–1804) — нем. ученый и философ, родоначальник нем. классической философии.

Карбышев Дмитрий Михайлович (1880–1945) — генерал-лейтенант совет. армии, Герой Советского Союза.

Карнап Рудольф (1891–1970) — австр. философ и логик, веду­щий представитель логического позитивизма.

Карсавин Лев Платонович (1882–1952) — русск. философ и историк, один из идеологов евразийства.

Кассирер Эрнст (1874–1945) — нем. философ, один из веду­щих представителей марбургской школы неокантианства.

Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) — русск. фило­соф, литературный критик, один из ведущих теоретиков славя­нофильства.

Киссель Михаил Антонович (р. 1934) — русск. философ, спец. по западноевроп. философии.

Клаус Георг (1912–1974) — нем. философ-марксист, спец. по логике, семиотике и кибернетике.

Ковалевский Михаил Максимович (1851–1916) — русск. социолог, историк, правовед и политический деятель.

Коген Герман (1842–1918) — нем. философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства.

Койре Александр (1892–1964) — франц. философ, историк науки и эпистемолог.

КоменскийЯн Амос (1592–1670) — чешск. педагог, писа­тель и философ, выдающийся мыслитель своей эпохи.

Конт Огюст (1798–1857) — франц. философ и социолог, один из основателей позитивизма.

Коперник Николай (1473–1543) — польск. астроном, автор гелиоцентрической системы мира.

Копнин Павел Васильевич (1922–1971) — укр. совет. фило­соф, спец. по логике и диалектике.

Космодемьянская Зоя (1923–1941) — известная партизанка в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Котовский Григорий Иванович (1881–1925) — герой Граж­данской войны.

Кратил (V–IV вв. до н. э.) — древнегреч. философ-софист.

Критий (ок. 460–403 до н. э.) — древнегреч. оратор, фило­соф-софист, политич. деятель.

Ксенофан(ок. 570 – после 478 до н. э.) — древнегреч. фило­соф, стихийный материалист.

Куайн Уиллард ван Орман (1908–2000) — американ. логик и философ, выдающийся представитель аналитической философии.

Кузен Виктор (1792–1867) — франц. философ, родо­началь­ник «эклектизма».

Кузанский Николай (1401–1464) — нем. ученый, богослов, философ, учитель Джордано Бруно.

Кун Томас Сэмюэл (1922–1996) — американ. социолог, исто­рик науки и философ, один из лидеров исторического направ­ления в философии науки.

КупринАлександр Иванович (1870–1938) — русск. писатель.

КьеркегорСёрен Аби (1813–1855) — датск. философ и писатель, его философское наследие явилось одной из идейных основ философии экзистенциализма.

ЛайельЧарльз (1797–1875) — англ. естествоиспытатель.

Ламетри Жюльен Офре (1707–1751) — франц. врач и фило­соф, представитель механистического материализма.

Левкипп(V в. до н. э.) — древнегреч. философ, один из осно­вателей атомистического учения, учитель и друг Демокрита.

Ледников Евгений Евгеньевич (р. 1938) — русск. философ, спец. по логике и философии науки.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) — нем. матема­тик, физик, юрист, историк, языковед и философ, представитель идеализма и рационализма.

Лекторский Владислав Александрович (р. 1932) — русск. философ, спец. по теории познания и философии науки.

Ленин Владимир Ильич (1870–1924) — русск. полит. дея­тель, теоретик марксизма, философ-материалист, организатор партии большевиков и основатель Советского государства.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) — русск. совет. психолог, один из разработчиков психологической теории дея­тельности.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841) — великий русск. поэт и писатель.

Лесгафт Петр Францевич (1837–1909) — русск. педагог, анатом и врач.

Линкольн Авраам (1809–1865) — американ. полит. деятель, публицист, 16-й президент США, противник рабства.

Лиотар Жан-Франсуа (1924–1996) — франц. философ, пред­ставитель постмодернизма.

Лобачевский Николай Иванович (1792–1856) — русск. математик, творец новой, неэвклидовой геометрии.

Лойфман Исаак Яковлевич (1927–2004) — русск. совет. философ, спец. по теории познания.

Локатос Имре (1922–1974) — брит. философ и историк науки, спец. в области рациональной реконструкции роста науч. знания.

Локк Джон (1632–1704) — англ. философ-материалист, сто­ронник эмпиризма и сенсуализма.

Лонерган Бернард Дж. (1904–1984) — канадск. философ и теолог, ведущий представитель неотомизма.

Лосев Алексей Федорович (1893–1988) — совет. филолог, культуролог и философ, представитель диалектико-феномено­логи­ческой философии.

Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965) — русск. фило­соф-идеалист, представитель интуитивизма.

Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) — русск. филолог, культуролог, семиотик.

Лотце Рудольф Герман (1817–1881) — нем. физиолог и философ-идеалист.

Лукреций (95–55 до н. э.) — римск. поэт и философ-про­све­титель, автор поэмы «О природе вещей».

Лурия Александр Романович (1902–1977) — русск. совет. психолог, основоположник нейропсихологии.

Льюис Кларенс Ирвинг (1883–1964) — американ. философ, представитель концептуального прагматизма.

Майер Юлиус Роберт (1814–1878) — нем. ученый, открыв­ший закон сохранения и превращения энергии.

Макиавелли Николо (1469–1527) — итал. общественный деятель, мыслитель, историк и писатель.

Максвелл Джеймс Клерк (1831–1879) — англ. физик, создал теорию электромагнитного поля.

Мальбранш Никола (1638–1715) — франц. философ-идеа­лист, сторонник окказионализма (учения, отрицавшего естест­вен­ную связь души и тела).

Малькольм Норман (р. 1911) — американ. философ, пред­ставитель философии обыденного языка.

Мальтус Томас Роберт (1766–1834) — англ. священник, экономист, идеолог землевладельч. аристократии и буржуазии.

Маритен Жак (1882–1973) — франц. религиозный философ, выдающийся представитель неотомизма.

Марк Аврелий Антонин (121–180) — древнерим. философ-стоик, римский император (161–180).

Маркс Карл (1818–1883) — нем. философ, создатель диа­лек­тического и исторического материализма, теоретик комму­низ­ма, основатель междунар. коммунистич. и рабоч. движения.

Маркузе Герберт (1898–1979) — нем.-американ. философ и социолог, один из основателей франкфуртской школы.

Марсель Габриель Оноре (1889–1973) — франц. философ, драматург и критик, основоположник католического экзистен­циализма.

Маршак Самуил Яковлевич (1887–1964) — русск. совет. поэт и переводчик.

Мах Эрнст (1838–1916) — австр. физик и философ-пози­тивист.

Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930) — русск. совет. поэт.

МенделеевДмитрий Иванович (1834–1907) — русск. ученый-химик, создатель периодической системы элементов.

Мерсье Дезире Жозеф (1851–1926) — бельг. философ-нео­то­мист и церк. деятель.

Мечников Илья Ильич (1845–1916) — русск. биолог, один из создателей эволюц. эмбриологии и иммунологии.

Мещеряков Александр Иванович (1923–1974) — русск. совет. дефектолог, исследовал особенности психики слепоглухо­немых детей.

Микешина Людмила Александровна (р. 1938) — русск. философ, спец. по онтологии и теории познания.

Мичурин Иван Владимирович (1855–1935) — русск. совет. биолог и селекционер.

Моисеев Никита Николаевич (р. 1917) — русск. совет. уче­ный, спец. по математическому моделированию и экологии.

МольшоттЯкоб (1822–1893) — нем. физиолог и философ, один из родоначальников вульгарного материализма.

Монтень Мишель Эйкем (1533–1592) — франц. философ и моралист эпохи Возрождения.

МонтескьёШарль Луи (1689–1755) — франц. философ-про­светитель, социолог и историк.

Мор Томас (1478–1535) — англ. государств. деятель, писа­тель, гуманист, один из основателей утопического социализма.

Моргенштерн Оскар (р. 1902) — американ. экономист, раз­вивает приемы и методы статистич. и мат. анализа экономики.

Морозов Павлик (1918–1932) — пионер, герой периода кол­лек­тивизации.

Моррис Чарлз Уильям (1901–1979) — американ. философ аналитического типа, основоположник семиотики.

Моруа Андре (1885–1967) — франц. писатель.

Мотрошилова Неля Васильевна (р. 1934) — русск. фило­соф, спец. в обл. истории западноевроп. философии и теории познания.

Мунье Эммануэль (1905–1950) — франц. писатель и фило­соф, представитель персонализма.

Мур Джордж Эдуард (1873–1958) — англ. философ, пред­ста­витель неореализма.

Нагель Эрнест (1901–1985) — американ. философ, сторон­ник неопозитивизма.

НазаретянАкоп Погосович (р. 1948) — рос. философ, спец. по соц. психологии, гносеологии и культурологии.

Нарский Игорь Сергеевич (1920–1993) — русск. совет. философ, спец. по истории философии, теории познания, соц. философии и методологии науки.

Нейман Джон (1903–1957) — американ. математик и логик.

Нейрат Отто (1882–1945) — австр. социолог, экономист и философ, представитель логического позитивизма.

Никифоров Александр Леонидович (р. 1940) — русск. фи­ло­соф, спец. в обл. логики и философии науки.

Ницше Фридрих Вильгельм (1844–1900) — нем. философ и поэт, представитель иррационализма.

Ньютон Исаак (1643–1727) — англ. физик, основатель клас­сической механики.

Одоевский Владимир Федорович (1803–1869) — русск. пи­са­тель, литерат. и музык. критик, философ, сторонник поэти­чески-художеств. направления космизма.

ОккамУильям (1285 – ок. 1349) — англ. философ-номина­лист, логик, церковный и политический деятель.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) — исп. философ, созда­тель учения рациовитализма, сочетающего в себе принципы неокантианства, «философии жизни» и экзистенциализма.

Остин Джон (1911–1960) — англ. философ-аналитик.

Островский Николай Алексеевич (1904–1936) — русск. совет. писатель.

Оуэн Роберт (1771–1858) — англ. представитель утопи­чес­кого социализма.

Павлов Иван Петрович (1849–1936) — русск. физиолог, осно­во­положник эксперимент. изучения высш. нервной деятельности животных и человека.

Панин Александр Владимирович (р. 1936) — русск. фило­соф, спец. по теории познания и философии науки.

Панфилов Владимир Зиновьевич (1928–1988) — русск. совет. языковед, исследовал проблемы взаимоотношения языка и мышления.

Парменид (ок. 540 – 462 до н. э.) — древнегреч. философ, счи­тается антиподом Гераклита и родоначальником метафизики.

Парсонс Толкотт (1902–1979) — американ. социолог, один из создателей системно-функциональной социологии.

Паскаль Блез (1623–1662) — франц. религиозный философ, писатель, математик и физик, один из создателей теории вероят­ности.

Песталоцци Иоганн Генрих (1746–1827) — швейцарск. пе­дагог-демократ.

Печчеи Аурелио (1908–1984) — итал. обществ. деятель, пер­вый президент международного Римского клуба.

Пирогов Николай Иванович (1810–1881) — известный русск. хирург.

Пиррон (ок. 365 – 275 до н. э.) — древнегреч. философ, основатель античного скептицизма.

Пирс Чарльз Сандерс (1839–1914) — американ. философ, математик, логик, семиотик, астроном, химик, основоположник прагматизма.

Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) — русск. публи­цист и литерат. критик, просветитель-материалист.

Пифагор Самосский (VI–V вв. до н. э.) — древнегреч. фило­соф и математик, создал философию числа и утверждал, что число владеет миром.

Планк Макс Эрнст (1858–1947) — нем. физик-теоретик, раз­рабатывал термодинамическую теорию теплового излучения.

Платон Афинский (427–347 до н. э.) — древнегреч. фило­соф, ученик Сократа, основатель объективного идеализма.

Плеснер Гельмут (1892–1985) — нем. философ, один из основоположников философской антропологии.

Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) — русск. фи­лософ, деятель рабочего революц. движения, теоретик и про­па­гандист марксизма.

Полонский Яков Петрович (1819–1898) — русск. поэт.

ПопперКарл Раймунд (1902–1994) — англ. философ и социо­лог, представитель критического рационализма.

Порус Владимир Натанович (р. 1943) — русск. философ, спец. теории познания, философии и методологии науки.

Пригожин Илья Романович (р. 1917) — бельг. ученый и фи­лософ русск. происхождения, один из создателей синер­ге­тики.

Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954) — русский писатель.

Протагор (ок. 490 – ок. 420 до н. э.) — древнегреч. философ, представитель школы софистов, сторонник релятивизма.

Пуанкаре Анри (1854–1912) — франц. математик, физик и философ, независимо от Эйнштейна разработал основы спец. теории относительности.

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) — русск. поэт и писатель, основатель русск. классич. литературы.

Радищев Александр Николаевич (1749–1802) — русск. писа­тель и философ-материалист.

РадхакришнанСарвапалли (1888–1975) — инд. философ и госуд. деятель, основу его философской системы составляет фи­ло­софия веданты.

Райл Гилберт (1900–1976) — англ. философ-аналитик.

Ракитов Анатолий Ильич (р. 1928) — русск. рос. философ, спец. по логике, методологии и философии науки, социальной философии.

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) — русск. совет. писатель-деревенщик.

Рассел Бертран (1872–1970) — англ. философ, математик, логик, обществ. деятель, представитель неопозитивизма.

Рацель Фридрих (1844–1904) — нем. натуралист, географ, социолог, один из создателей антропогеографии и политич. географии.

Резерфорд Эрнест (1871–1937) — англ. физик, основопо­лож­ник учения о радиоактивности и строении атома.

Резников Лазарь Осипович (1905–1970) — русск. совет. философ, спец. по теории познания и семиотике.

Ренан Жозеф Эрнест (1823–1892) — франц. философ-эклектик, исто­рик религии и писатель.

Ренувье Шарль (1815–1903) — франц. философ, глава так называемого «неокритицизма» и сторонник персонализма.

Ривароль Антуан (1753–1801) — франц. писатель-публи­цист.

Риккерт Генрих (1863–1936) — нем. философ, главный представитель баденской школы неокантианства.

Ричардс Айвор Армстронг (1883–1979) — англ. языковед и семиотик.

Робинс Жан Батист Рене (1735–1820) — франц. философ, со­че­тающий материалистические взгляды с элементами рели­гиозной философии.

РождественскийРоберт Иванович (1932–1994) — русск. совет. поэт.

Розанов Василий Васильевич (1856–1919) — русск. писа­тель, публицист, религ. философ.

Розин Вадим Маркович (р. 1937) — русск. философ, спец. в обл. методологии, культурологии, философии техники и фило­софии образования.

Ростоу Уолт Уитмен (1916–2003) — американ. социолог, экономист и историк, автор теории «стадий роста».

Руссо Жан-Жак (1712–1778) — франц. философ и писатель, социолог и эстетик, теоретик педагогики.

Руткевич Михаил Николаевич (р. 1917) — русск. совет. философ, спец. по онтологии и теории познания.

Рыбаков Анатолий Наумович (р. 1911) — русск. совет. писатель.

Рюккерт Фридрих (1788–1866) — нем. поэт и переводчик.

СалливанГенри Стэк (1892–1949) — американ. психиатр и психолог, один из лидеров неофрейдизма.

Самарин Юрий Федорович (1819–1876) — русск. историк и богослов, социальный мыслитель, славянофил.

Сартр Жан-Поль (1905–1980) — франц. философ и писа­тель, представитель светского экзистенциализма.

Свифт Джонатан (1667–1745) — англ. писатель-сатирик.

Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) — римск. фило­соф, поэт и государств. деятель, представитель стоицизма.

Сент-Экзюпери Антуан (1900–1944) — франц. писатель и летчик.

Сепир Эдвард (1884–1939) — американ. языковед, один из создателей гипотезы лингвистической относительности.

Сеченов Иван Михайлович (1829–1905) — русск. естество­испытатель, исследователь физиологии центральной нервной системы.

Содди Фридерик (1877–1956) — англ. радиохимик.

Соколянский Иван Афанасьевич (1889–1960) — совет. де­фек­толог, создал систему обучения слепоглухонемых детей.

Сократ (ок. 470–399 до н. э.) — древнегреч. философ, в от­ли­чие от своих предшественников-натуралистов в центр своей философии поставил человека.

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853–1900) — русск. фило­соф-идеалист, богослов, публицист и поэт.

Соловьёв Эрих Юрьевич (р. 1934) — русск. совет. философ, спец. в обл. истории западноевроп. философии.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) — американ. социолог русск. происхождения, создатель теории «социальной стратификации».

Соссюр Фердинанд Монжин (1857–1913) — швейц. языко­вед, исследовал язык как систему знаков.

Спенсер Герберт (1820–1903) — англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма.

Спиноза Бенедикт (1632–1677) — нидерланд. философ, в своем мировоззрении сочетал элементы материализма и пан­теиз­ма (признание торжества Бога и природы).

Спиркин Александр Георгиевич (р. 1919) — русск. совет. философ и психолог, спец. по проблемам сознания и теории познания.

Сталин Иосиф Виссарионович (1879–1953) — совет. парт. и госуд. деятель, глава СССР с 1924 по 1953 г., марксист.

Стёпин Вячеслав Семёнович (р. 1934) — русск. совет. фило­соф, спец. в обл. теории познания, истории и философии науки.

СтросонПитер (р. 1919) — англ. философ-аналитик.

Тагор Рабиндранат (1861–1941) — инд. писатель и обществ. деятель.

Тарский Альфред (1902–1983) — польско-американ. мате­ма­тик и логик, разработал семантическую концепцию истины.

Теаген Регийский (VI в. до н. э.) — древнегреч. философ, сторонник натуралистич. теории религии.

Тейяр де Шарден Пьер (1881–1955) — франц. философ, па­леонтолог и теолог, сторонник эволюционной теории проис­хож­дения человека.

Теофраст(372–287 до н. э.) — древнегреч. натурфилософ, уче­ник Аристотеля, глава перипатетической школы.

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 – после 220) — христиан. теолог из Карфагена, представитель патристики.

Тиллих Пауль (1886–1965) — нем.-американ. философ и бо­го­слов, один из создателей теологии культуры.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) — англ. историк, социо­лог, философ, дипломат и обществ. деятель, автор концепции «цикличности» исторического развития.

Толанд Джон (1670–1722) — англ. философ-материалист, создатель учения о единстве материи и движения.

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) — русск. писатель и мыслитель, автор выдающихся произведений литературы.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) — русск. рели­гиозный философ, правовед, культуролог и обществ. деятель, последователь Вл. Соловьёва.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890–1938) — русск. языко­вед, культуролог, этносоциолог, один из основателей евразийст­ва.

Тугаринов Василий Петрович (1898–1978) — русск. совет. философ, спец. в обл. онтологии и аксиологии.

Тульмин Стивен Эделстон (р. 1922) — американ. философ, представитель постпозитивизма и философии науки.

ТургеневИван Сергеевич (1818–1883) — русск. писатель.

Тэн Ипполит Адольф (1828–1893) — франц. философ, исто­рик, психолог, эстетик, создатель культурно-исторической шко­лы в искусствоведении.

Тюрго Анн Робер Жак (1727–1781) — франц. философ, эко­но­мист, социолог и политический деятель, сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историч. законе.

УайльдОскар (1854–1900) — англ. писатель, драматург и поэт.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1888–1950) — грузинск. совет. философ и психолог, основатель теории установки.

Уилсон Эдуард Осборн (р. 1929) — американ. биолог, сто­рон­ник социобиологии.

УисдомДжон Олтон (р. 1904) — англ. философ, один из первых представителей анализа обыденного языка.

Уорф Бенджамин Ли (1897–1941) — американ. антрополог, один из создателей гипотезы лингвистической относительности.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824–1870) — русск. педагог-демократ.

Фалес Милетский (ок. 625 – ок. 547 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, математик и астроном, основатель фило­софской школы в Милете.

Фёдоров Николай Фёдорович (1828–1903) — русск. фило­соф-утопист, представитель русск. космизма.

Фейерабенд Пол Карл (1924–1994) — американ.-австрийск. философ и методолог науки, постпозитивист, автор так наз. концепции «эпистемологического анархизма».

Фейербах Людвиг Андреас (1804–1872) — нем. философ-материалист, представитель классической нем. философии.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820–1892) — русск. поэт.

Фирдоуси Абулькасим (940–1020) — перс.-таджикск. поэт.

Фихте Иоганн Готлиб (1762–1814) — нем. философ-идеа­лист и обществ. деятель, представитель классическ. нем. фило­софии.

Флоренский Павел Александрович (1882–1937) — русск. религиозный философ и ученый-энциклопедист.

Фогт Карл (1817–1895) — нем. естествоиспытатель и фило­соф, вульгарный материалист.

Фок Владимир Александрович (1898–1974) — русск. совет. физик, академик.

Франк Семён Людвигович (1877–1950) — русск. религиоз­ный философ и психолог, стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру.

ФранклВиктор Эмиль (1905–1997) — австр. психолог, пси­хо­терапевт и философ, спец. по вопросам психологии личности и психотерапии.

Франс Анатоль (1844–1924) — франц. писатель.

Фреге Готлоб (1848–1925) — нем. логик, математик и фило­соф, открыл новый этап в развитии математ. логики.

Фрейд Зигмунд (1856–1939) — австр. психолог, невропато­лог и психиатр, основатель теории психоанализа.

Фролов Иван Тимофеевич (р. 1929) — русск. философ, спец. по философским проблемам биологии и иссл. человека.

Фромм Эрих (1900–1980) — нем.-американ. психолог, со­цио­лог и философ, представитель неофрейдизма.

Фукидид(ок. 460–400 до н. э.) — древнегреч. историк, по методам в значительной степени предшественник совр. историч. науки.

Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837) — франц. социа­лист-утопист, разрабатывал теорию идеального общества.

Хайдеггер Мартин (1889–1976) — нем. философ-экзистен­циалист.

Хайям Омар (1048–1131) — перс.-таджикск. ученый, поэт и философ.

Хакен Герман (р. 1927) — нем. физик-теоретик, один из основателей синергетики.

Хёйзинга Йохан (1872–1945) — нидерланд. ученый, исто­рик, культуролог, рассматривал игру как всеобщий принцип становления человеческой культуры.

Хомский Авраам Ноам (р. 1928) — американ. лингвист, представитель философии языка.

Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — русск. поэт, пуб­лицист и религиозн. философ, представитель славяно­фильства.

Хорни Карен (1885–1952) — американ. психолог и психо­аналитик.

Цермело Эрнст (1871–1953) — нем. математик, занимался теорией множеств.

Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935) — русск. ученый и мыслитель, создатель философии космизма, один из основателей космонавтики.

ЦицеронМарк Туллий (106–43 до н.э.) — древнеримск. ора­тор, писатель, философ и государств. деятель.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) — русск. философ и публицист, обществ. деятель.

Чапаев Василий Иванович (1887–1919) — русск. герой Гражданской войны.

ЧербериЭдуард (1583–1648) — англ. философ и политич. деятель, основоположник деизма в форме так наз. «естественной религии».

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) — русск. философ, социолог, писатель и революц. демократ.

Чижевский Александр Леонидович (1897–1964) — русск. совет. биофизик, историк, поэт, один из основателей космич. биологии.

Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) — русск. философ и публицист, теоретик государства и права, представитель либе­ральной мысли.

Чудинов Энгельс Матвеевич (1930–1980) — русск. фило­соф, спец. по филос. вопросам физики и методологии науки.

Шарко Жан Мартен (1825–1893) — франц. врач, один из основоположников невропатологии.

Шатобриан Франсуа Рене (1768–1848) — франц. писатель.

Шафи Мирза (1796–1852) — азербайджанск. поэт.

Шванн Теодор (1810–1882) — нем. физиолог и гистолог, один из создателей клеточной теории.

Швейцер Альберт (1875–1965) — нем.-франц. философ-гу­ма­нист и обществ. деятель.

Швырёв Владимир Сергеевич (р. 1934) — русск. философ, спец. по теории познания и методологии науки.

Шелгунов Николай Васильевич (1824–1891) — русск. пуб­лицист, литературный критик, революц. деятель.

Шелер Макс (1874–1928) — нем. философ и социолог, один из основателей философской антропологии.

Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775–1854) — нем. философ, представитель классической философии.

Шерозия Аполлон Епифанович (р. 1927) — груз. совет. философ, спец. по филос. проблемам естествознания, теории познания, психологии и истории философии.

Шестов Лев (1866–1938) — русск. литератор и философ-экзистенциалист.

Шлейден Маттиас Якоб (1804–1881) — нем. ботаник и обществ. деятель, один из создателей клеточной теории.

Шлейермахер Фридрих Даниэль Эрнст (1768–1834) — нем. филолог, теолог и философ, творец универсальной герменев­тики.

Шлик Мориц (1882–1936) — австр. физик и философ, орга­низатор и руководитель «Венского кружка», один из лидеров логического позитивизма.

ШопенгауэрАртур (1788–1860) — нем. философ-идеалист, по его мнению, сущностью мира является воля как непозна­вае­мая «вещь в себе».

Шпенглер Освальд (1880–1936) — нем. философ, историк и культуролог, один из основоположников совр. философии культуры.

Эвгемер (IV в. до н. э.) – древнегреч. философ, был близок к учению киренаиков (сторонников гедонизма).

Эвклид (ок. III в. до н. э.) — древнегреч. математик, наибо­лее оригинальные результаты его деятельности относятся к теории чисел.

Эддингтон Артур Стэнли (1882–1944) — англ. астрофизик, сторонник идеалистического взгляда на мир.

Эйнштейн Альберт (1879–1955) — нем.-америк. физик-тео­ретик, создатель теории относительности.

Экхарт Иоганн (1260–1327) — нем. богослов, писатель, пред­ставитель мистицизма.

Эмпедокл(ок. 490 – ок. 430 до н. э.) — древнегреч. фило­соф, представитель натурфилософии.

Энгельс Фридрих (1820–1895) — нем. ученый, философ, революц. деятель, один из основоположников марксизма.

Эпикур (341–270 до н. э.) — древнегреч. философ-материа­лист, развивал атомистич. учение Левкинна и Демокрита, в обл. «практической философии» — жизнеутверждающую этику.

Эразм Роттердамский (1469–1536) — нидерл. философ-гу­ма­нист, ученый, теолог, писатель эпохи Возрождения.

Юм Давид (1711–1776) — англ. философ, историк, эко­но­мист и публицист, представитель агностицизма.

Юнг Карл Густав (1875–1961) — швейц. философ, психолог и психиатр, неофрейдист.

Ясперс Карл (1883–1969) — нем. философ-экзистенциалист и психиатр, основной предмет исследования — философское осмысление действительности («бытия»).

 

 


Приложение 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги