Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Понимание бытия в диалектико-материалистической философии - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Для Марксистско-Ленинской Философии Характерно Снятие Тради...
Для марксистско-ленинской философии характерно снятие традиционной онтологии как обособленной части философии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрицает необходимости всеобщих определений бытия на основе общественно-исторической деятельности, т. е. не отрицается необходимость конкретно-всеобщих определений бытия. Онтологическая проблематика в диалектико-материалистической философии выступает как проблема формирования общей (философской) картины мира на основе данных естествознания и философии. Эта проблематика, в частности конкретизация абстрактно-всеобщего понятия бытия, находит выражение в данной философии прежде всего в учении о материи.
Общепризнанным понятием материи в современной философии является определение, данное В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131). В этом определении утверждается существование реальности, которая не зависит от человека и его сознания и поэтому называется объективной. Но материя и сознание (субъективная реальность) рассматриваются не как абстрактная пара, а как конкретное единство противоположностей, как их монистическое соотношение. Не случайно материя может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного.
С точки зрения диалектико-материалистической философии мир выступает как совокупная реальность, как единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа. Причем согласно этой философии мир признается автономным и самодостаточным. Объективная реальность несотворима, неуничтожима, вечна, бесконечнаи обладает свойством отражения (т. е. чувственно доступна сознанию). Для обозначения такого мира и было введено понятие «материя». Объективная реальность выступает как субстанция, т. е. как основа всех реально существующих вещей, как материальных, так и духовных, как источник их функционирования и изменения. Согласно материалистическому монизму (единству материи и сознания), определяющему материальное единство мира, в мире нет ничего, кроме движущейся материи и продуктов ее развития. Все, что существует, существует либо как материальный объект (предмет, вещь, явление), либо как отношение между такими объектами (например, производственные отношения), либо как свойство (например, сознание как свойство высокоорганизованной материи).
Однако материальное единство мира не означает его однородности, бедности по содержанию. Мир в целом (при его всеобщем материальном единстве) включает в себя множество (как актуальных, так и потенциальных) вещей и явлений, структур и систем в многообразии их форм. Диалектико-материалистическая философия, в противовес метафизическому материализму, не сводит бытие к предметно-вещественному миру, а подчеркивает многоуровневый характер бытия: материальное бытие, духовно-идеальное бытие, социальное бытие, индивидуальное (личностное) бытие.
К общефилософскому понятию материи соответствующая философия пришла не сразу. Понятие материи, подобно многим другим научным понятиям, имеет длительную историю, в течение которой оно развивалось от единичности к всеобщности. На первом этапе истории философской мысли вопрос о материи был связан с наглядно-чувственными представлениями о ней. Основа бесконечного множества единичных вещей непременно представлялась как что-то телесное, чувственно-конкретное, о чем уже упоминалось ранее. Это была стадия единичности в развитии понятия материи.
Однако уже в той же древнегреческой философии зародились такие представления о материи, которые фактически выводили это понятие из первоначальных узких рамок единичности и поднимали его до уровня особенности. Так, у Эмпедокла возникло учение о четырех «корнях»: земле, воде, воздухе и огне. В результате различных комбинаций этих четырех «корней» (или стихий) образуются все тела природы.
Другое направление развития понятия материи вело тогда же к атомистике, учению о материи как разновидности особенного. Древнегреческие философы Левкипп и Демокрит выдвинули гениальную догадку о том, что все вещественное состоит из атомов — мельчайших частичек, бескачественных и неделимых.
Материалисты XVII–XVIII вв. всеобщую основу множества единичных вещей видели в общих неизменных и первичных свойствах всех материальных явлений, таких как тяжесть, непроницаемость, покой и т. п. Атомы, молекулы как «кирпичики» мироздания являются в их понимании носителями этих свойств. При таком воззрении материя есть все то и только то, что обладает свойствами P1, P2, P3 … Pn, где n может быть велико, но обязательно конечно.
Таким образом, понятие материи в философии XVII–XVIII вв. в сущности не поднималось выше уровня особенности. Кроме того, отмеченные выше «неотъемлемые» свойства материи — это фактически свойства лишь одного конкретного вида объективной реальности — вещества. Все это вело к представлению о качественной однородности материи и механистической картине мира. Законы ньютоновской механики рассматривались в качестве универсальных законов природы.
Вообще метафизические представления о материи как единой, неизменной субстанции в домарксовском материализме в целом получили название концепции «первоматерии». При этом материалистическая философия, конечно, рассматривала материю как нечто существующее вне сознания и противоположное ему. Однако молчаливо подразумевалось, что ответ на вопрос о материи как философской категории должен быть чем-то отличным от решения основного вопроса философии, должен быть именно выяснением того, что такое материя как таковая, вне ее отношения к сознанию. Следовательно, определение материи носило не философский, а естественно-научный характер.
Философское понятие материи как объекта познания выдвинул в XIX веке Л. Фейербах. Однако в его понятии материи момент всеобщности не получил еще конкретно-исторического обоснования и носил довольно абстрактный характер. Философское понятие материи в полном объеме, охватывающее собой все частные проявления материи (т. е. построенное на основе всеобщности), мы находим в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако явного определения этого понятия ими не давалось.
Несмотря на существование подлинно философского понимания материи, с середины XIX века концепция «первоматерии» прочно удерживалась в материалистической философии и естествознании вплоть до конца XIX века. Она не противоречила естественно-научным представлениям о природе, так как естествознание до этого времени (рубежа) имело дело только с одним видом материи — веществом и одной областью объективной реальности — макромиром.
Однако метафизическое понимание материи заключало в себе серьезную опасность методологического кризиса, который и разразился в конце XIX века в связи с так называемой новейшей революцией в естествознании. Обнаружилось, что атомы, эти считавшиеся неделимыми «кирпичики» мира, способны к превращению и изменению, что масса тел, считавшаяся неизменной, способна заметно возрастать с увеличением скорости движения элементарных частиц и т. п. Здесь естествознание столкнулось с новым видом материи — полем.
Неприменимость механических законов для объяснения вновь открытых явлений (в основном явлений микро- и мегамира) и возрастание абстрактности естественно-научного знания, математизацию физики некоторые представители естествознания и философии истолковали как нарушение принципа сохранения материи и отсутствие в нашем знании объективного содержания, как свидетельство того, что материя «исчезает».
Таким образом, новые данные естествознания и борьба материализма с идеализмом требовали философского осмысления новейших открытий в форме дальнейшего развития категории материи. Это и было сделано диалектическим материализмом и нашло свое воплощение в классическом ленинском определении материи как философской категории.
Основной акцент, вносимый В.И. Лениным в философское понимание материи, состоит в утверждении, что «единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» (Полн. собр. соч. Т18. С. 275).
В.И. Ленин своим понятием материи развил положение диалектического материализма о связи определения материи с решением основного вопроса философии, окончательно выделил именно философское содержание категории «материя». Он подчеркнул недопустимость отождествления метафизического материализма (который с революцией в естествознании действительно потерпел крах) с материализмом вообще и смешения философского понятия материи с конкретными знаниями о строении и свойствах объективной реальности.
Философское понятие материи и конкретно-научные представления об объективной реальности не тождественны, они не сводятся друг к другу. Напротив, в понятии материи сознательно противопоставляются философское и конкретно-научное понимание мира. «Свойство» быть объективной реальностью — не природное, чувственно-конкретное свойство, а сознательное противопоставление (в гносеологическом плане) объективной реальности и субъективной реальности (сознания). Это философский принцип, сознательная философская позиция, но имеющая под собой объективно-реальное основание. И не случайно слово «свойство» Ленин заключает в кавычки.
Конечно, противопоставление материи и сознания относительно, но оно важно и необходимо в гносеологическом плане, как и необходимо разграничение философского и конкретно-научного понимания мира. Последнее связано с неисчерпаемостью материи и соответственно со сложностью, изменчивостью и также неисчерпаемостью ее познания.
Неисчерпаемость материи делает принципиально бессмысленной попытку определить ее как таковую, вне отношения к сознанию. Кроме того, с чисто логической точки зрения категории «материя» и «сознание» как предельно широкие философские понятия не могут определяться обычным формально-логическим путем через род и видовое отличие или генетически. Кстати говоря, определение понятия через свое другое, через отношение противоположностей есть диалектический момент философских определений вообще.
Безусловно, материя не существует сама по себе в чистом виде помимо множества конечных вещей. Всеобщее философское свойство материи — быть объективной реальностью — существует лишь в отдельном и через отдельное, доступное (в принципе) нашим органам чувств. Но это не ограничениематерии как бытия чувственной реальностью. Такое ограниченное понимание материи было характерно лишь для метафизического, а не диалектического материализма.
Понятие материи (и тем более учение о ней) не сводится только к определению данного понятия. Основными формами существования объективной реальности являются движение, пространство, время. Среди других атрибутов материи можно отметить структурность, системность, отражение.
Философское понятие движения есть обобщение конкретных форм и видов движения. Охватывая любой переход объектов из одного состояния в другое, охватывая все происходящие во вселенной процессы, философское понятие движения означаетлюбое изменение вообще.
Материя и движение неразрывны. Эта идея была высказана английским материалистом XVIII века Д. Толандом. Ф. Энгельс пошел дальше и указал на характер их взаимного отношения, определив движение как «способ существования материи». Это означает, что вне движения нельзя представить себе ни один материальный объект, все, что мы можем сказать о нем, в конце концов сводится к раскрытию присущих ему типов движения, характерных для него способов поведения. Существовать— значит обладать движением. Диалектический материализм рассматривает движение как выражение универсального взаимодействия в природе, а борьбу внутренних противоположностей — как источник движения и развития.
Диалектико-материалистическая философия рассматривает пространство и время как связи и отношения, присущие самим материальным объектам, и считает, что ничто не может существовать вне времени и пространства. Все в материальном мире простирается и длится. Пространство — это совокупность отношений, характеризующих взаимосвязь сосуществующих материальных объектов, а именно их относительное расположение и их относительную протяженность. Время— это совокупность отношений, характеризующих взаимосвязь сменяющих друг друга явлений и состояний, а именно их последовательность и их относительную длительность.
Таким образом, пространство характеризует сосуществование, наличное бытие материальных объектов, время же — смену материальных объектов, возникновение одних и исчезновение других. Иначе говоря, понятия пространства и времени характеризуют структуру устойчивости и изменчивости движущейся материи.
Российский философ Т.П. Матяш полагает, что диалектико-материалистическая философия ограничивает бытие объективной реальностью, а последнюю — существованием конкретно-чувственных вещей. Он пишет: «Эта философия не занималась проблемой бытия. Предметом ее внимания была природа… Чтобы отличить себя от классической онтологии, диалектический материализм очерчивает границы объективной реальности: только то, что находится в пределах «нашего поля зрения» (Ф. Энгельс), что является предметом нашего чувственного восприятия, т. е. «отображается нашими ощущениями» (В.И. Ленин), может называться объективной реальностью… Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи» (Основы философии в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. – М.; Ростов н/Д., 1997. С. 143–144). При этом данный автор ссылается также на известное более полное замечание Энгельса, что «бытие есть вообще открытый вопрос с той границы, где прекращается наше поле зрения» (Там же. С. 143).
Что можно сказать по поводу этого? Уже многое из представленного выше не позволяет согласиться с данной критикой. Относительно же позиции Ф. Энгельса и В.И. Ленина можно добавить следующее. Во-первых, при уяснении позиций данных классиков марксистской философии необходимо (как это уже упоминалось) учитывать многозначность слова «бытие», а во-вторых, и это главное, надо учитывать контекст их рассуждений. Последнее особенно важно в отношении Энгельса, так как он вел полемику с немецким мелкобуржуазным идеологом Евгением Дюрингом.
Как известно, Дюринг толковал бытие очень широко и абстрактно как «бытие вообще», как «мыслительный взор на целостность вещей и отвлечение от специфических форм» (During Е. Logik und Wissenschaftteorie. – Berlin, 1878. S. 175). Свою мировую схематику и формы бытия он выводил из мышления. Дюринг утверждал, что единство мира состоит в его бытии, ибо, по его мнению, бытие не соответствовало бы своему понятию, если бы оно не было едино.
Ф. Энгельс по существу не отрицает возможности понятия «бытие вообще», но он считает его малосодержательным и доказывает это. Все рассуждения Энгельса направлены против априоризма Дюринга, его понимания бытия и единства последнего. По поводу «бытия вообще» Энгельс пишет в «Анти-Дюринге»: «Когда мы говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, — а не в каком-либо ином единстве, — они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют не только не может придать им никаких иных, общих или необщих, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам обще бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 42).
Таким образом, понятие «бытие вообще» является абстрактно-общим(даже формально-общим). Философию же интересует конкретно-общее, но данное понятие этого не дает, не говоря уже о его нейтральности в отношении основного вопроса. Бытие мира есть предпосылка его единства. Однако для понимания и объяснения последнего одного абстрактного признания существования вещей (объектов) мира недостаточно. Для своего объединения в одно целое конкретные вещи и явления должны иметь более тесную, более содержательную связь, какую-то объективную единую основу. Объективно-реальное бытие, бытие как конкретно-всеобщее, доказывается не ссылкой на возможное предельное обобщение вещей и явлений мира мыслью, а нашими знаниямио мире. Видимо, исходя из этих логичных соображений, а также осознания зависимости онтологии от гносеологии, Энгельс и говорит о бытии как открытом вопросе за границами нашего поля зрения. Но это не означает ограничения бытия как такового рамками наличного знания.
Следовательно, Энгельс в противоположность Дюрингу подчеркивает неправомерность выведения форм бытия из мышления, так как они должны выводиться из самого мира. Но в процессе познания мира в целом, в процессе «мыслительного взора» на мир возникает определенная трудность: необозримость мира в целом, целиком, полностью. Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. На эту трудность и указывает Ф. Энгельс. В материалах к «Анти-Дюрингу» он пишет: «Систематика (т. е. построение абсолютно законченной системы. – Ред.) после Гегеля невозможна. Ясно, что мир представляет собой единую систему, т. е. связное целое, но познание этой системы предполагает познание всей природы и истории, чего люди никогда не достигают. Поэтому тот, кто строит системы, вынужден заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, т. е. иррационально фантазировать, заниматься идеологизированием» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, С. 630).
Таким образом, в рассуждениях Ф. Энгельса (с учетом контекста его мыслей) речь идет в конечном счете о недостаточности (даже отрицании) дюринговского понимания бытия для характеристики его единства. Теперь становится более понятной упомянутая цитата об «открытом вопросе» даже в ближайшем текстуальном окружении. Энгельс пишет: «Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Там же. С. 43).
Аналогичную позицию занимал и В.И. Ленин. Он также не отрицал понятия «бытие вообще» и не сводил бытие к конкретно-чувственным вещам. Ленин писал, что «и мысль и материя “действительны”, т. е. существуют, это верно» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 257). Однако он предупреждал против свободного оперирования указанным понятием, так как для диалектического материализма понятия «материя» и «сознание» — предельно широкие понятия. В этой связи понятие «бытие вообще» оказывается философски бессодержательным. С этих же позиций понятно, почему в диалектико-материалистической философии онтология («метафизика») фактически представлена как учение о материи.
В настоящее время некоторые отечественные философы утверждают также, что ленинское определение материи якобы содержит внутреннее противоречие, содержит два взаимоисключающих суждения: (1) материя независима от нашего сознания; (2) материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении (см., напр.: Философия: учебник для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1995. С. 33–34; Основы философии в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. – М.; Ростов н/Д., 1997. С. 144–145).
С данным утверждением нельзя согласиться. В первом суждении фактически речь идет о том, что объективная реальность существует независимо от сознания. Во втором суждении речь идет о гносеологической связи объективной реальности и сознания, о том, что объективная реальность обладает свойством отражения и на этой основе воспроизводится нашим сознанием (но существует все-таки независимо от него). Cледовательно, если исходить из адекватного понимания ленинского определения материи, то никакого противоречия в нем не обнаруживается.
Против диалектического материализма выдвигается также утверждение, что тезис о независимости материи от сознания невозможно научно доказать (см.: Основы философии в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. – М.; Ростов н/Д., 1997. С. 145). Определенная трудность в данном вопросе, безусловно, есть, и она давно обсуждается в философии. Доказать указанный тезис окончательно невозможно. И, конечно, невозможно поставить какой-либо решающий эксперимент в этом плане. Однако этот тезис подтверждается в науке и общественно-исторической практике в тенденции. По крайней мере, ситуация здесь не более сложная, чем ситуация с доказательством истинности идеализма и бытия (существования) Бога в наших земных условиях.
Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с.
ISBN 978-5-85716-821-9
В пособии излагаются в
Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях является одним из важнейших собственно философских вопросов. Сам историко-философский процесс постоянно выдвигает его н
Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но философия как теоретическая система рассматривает это отношение обобщенно и предельно абстрактно. В теоретической, понятийной форме
Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо
Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствующих разделах(предметных областях) философского знания.
Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к числу проблем, определяемых общесоциальными потребностями и развитием общества. В современных условиях глобальных проблем и мирово
Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания.
Поясните правильность этого образа.
2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Правильная философия начинается
Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схол
Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в вопросах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чувственного мира построили онтологию как учение об «истинном» трансцендентн
Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия философы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с
Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…».
Дайте философское толкование этого суждения.
2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — исторический»
Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ
Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и противоречия. Они конкретизируются в основных законах диалектики. Но
Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода
Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к
Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов).
В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения?
2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз
Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо
Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)
Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей структуре и функциям
Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте связано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалистической точки зрения, есть высшая форма отражения действительности. Отражение как атри
Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структурируют (членят) по разным основаниям и выделяют различные уровни, сферы,
Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — проникать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев).
Аргументируйте истинность данного тезиса.
2. «Мысль изреченная есть ложь»
Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принадлежит к числу древних и «вечных» проблем. Это классическая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //
Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проблема сложна и не решена в современной науке. В конституировании (установ
Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»?
2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн
Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн
Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии являются «познание», «субъект», «объект», «отражение», «знание», «истина», «практика». Познание — творческая деятел
Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детерминации знания, а также трудностями разграничения объективного и субъективного в познании в истории философии и философии науки возникли
Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диалектико-материалистической концепции познания. Фундаментальным принципом современной диалектико-материалистической теории п
Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в работах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,
Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рассмотрено как осо
Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важнее, чем знания».
Раскройте рациональные основания для такого мнения.
2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп
Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем философии и центральная проблема теории познания. В чем, собственно, состоит проблема истины? Она касается ответа на
Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общественно-историческая практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имее
Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской концепции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,
Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредственное отношение к процессу познания и постижению истины. Термины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широком смысле представ
Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной».
Объясните, на какое свойство истины указывает это замеч
Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного сознательного и бессознательного использования исторически сложившихся средств познания. В наше время, когда наука становится непосредственной про
Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства познания недостаточны для познания. А в некоторых областях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и
Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных методов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и завершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога
Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине» (А. Бутлеров).
Докажите истинность этого суждения.
2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипот
Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества развивались и совершенствовались вместе с реальной историей человечества. Так, уже философы древности пытались осмыслить и ре
О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопределены объективными факторами и в какой степени они яв
Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн).
Отражает ли это суждение сущность общественных отношений? Ответ аргументируйте.
2. Ал
Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально
Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали размышлять о природе и совершенствовать свои способности воздействовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития
Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к терминам «природа», «естественная среда», «окружающая среда», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля
Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относител
Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, природа — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде».
Что этим хотел сказать автор?
2. «Природу легч
Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его структуры. С диалектико-мате
Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специфическую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро
Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социального неравенства. В
Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является сознательной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.
Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов).
Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию.
2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был
Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского анализа проблем культуры определяется самим ходом общественного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр
Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наиболее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искусственный, созданный
Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неисчерпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем многообразные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е
Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманистическая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманистична и позитивна.
Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан).
Верно ли это суждение в принципе?
2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о
Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского знания сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н
Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и вслед за марксистской философией не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса
Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их классификация может быть представлена следующим образом. По содержанию различают ценности, соответствующие представлениям о подсист
Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему».
В чем состоит реальная (практическая) значимость (полезн
Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории — теологию истории, философию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн
Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт
Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв
Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности
Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса особенно ярко проявился в XX веке в период научно-технической революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и
Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного мировоззрения является эвристическая функция, касающаяся прогнозирования развития действительности. А теория прогнозирования я
Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (Е. Лец).
Аргументируйте истинность этого суждения.
2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал:
Когда поймешь ты након
Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич
Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст).
Выскажите свое мнение по этому поводу.
2. «Человеку нельзя да
Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить соотношение биологического и социального в нем. К биологическому в человеке относится его
Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятельность, а основными видами деятельности, по нашему мнению, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто
Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это заместитель отсутствующих у человека инстинктов».
Дайте философскую интерпретацию этого утверждения.
2. Определите философскую кат
Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактеризовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это понятие предполагает определенный отве
Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистич
Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо
Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич).
Как вы понимаете это выражение?
2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индивидуально, а понимается только поколениями в гео
Античная философия
Предметом истории философииявляется возникновение и развитие философской мысличеловечества с древнейших времен до современности. Это история противоборства с
Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн
Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колум
Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобразные черты национа
Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Рубинштейн)?
2. Платон и Аристотель полагали, что начало философствования в уд
Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют постклассический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопоставить эту философию с
Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по
Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, официальная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средневекового философа-
Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка».
Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание?
2. Назовит
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма.
Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем
Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика;
г) синергетика; д) синтактика.
2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит
Новости и инфо для студентов