Основные исторические формы диалектики

Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическая диа­лек­тика. Ее можно определить как философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии. Такая диалектика есть философская концепция, метод и методо­логия научного познания и творчества вообще. Материалис­тическая диалектика составляет существенное содержание научного мировоззрения. Ее собственное содержание раскры­вается, осмысливается с помощью системы принципов, зако­нов и кате­горий. В материалистической диалектике разли­чают объек­тивную диалектику, т. е. связи и общие законо­мерности вещей и явлений мира, и субъективную диалектику, т. е. диалектику мышления и познания. Диалекти­ческая тра­ди­ция является весьма древней и важной в философии.

Диалектический взгляд на мир и диалектический метод складывались в течение длительного развития философии. Элементы диалектики можно обнаружить в учениях фило­со­фов Древней Индии, Китая, Греции, Рима. Обычно выде­ляют такие основные исторические формы диалектики: стихийную диалек­тику древних философов, идеалисти­чес­кую диалекти­ку немец­кой классической философии, марк­сист­скую мате­риа­лис­ти­ческую диалектику и диалектику современности. Стихийная диалектика древних филосо­фов в наиболее ясной и полной форме выражена в древне-греческой фило­софии. Считается, что термин «диалектика» впервые употре­бил Сократ для обозна­чения искусства диалога, направлен­ного на достижение истины путем столкновения различных мнений. Однако диалектические идеи достаточно определен­но проявились уже в философии Гераклита из Эфеса. На основе житейского опыта и эмпирии он постулировал все­общность изменения. Известные выра­жения: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» — приписываются именно ему. Мир есть сплошной поток воз­ник­новения и распада. Образ огня у него есть выражение (сим­вол) диалектики и неукротимости мира. Герак­лит про­возгласил тождество и взаимопревра­ще­ние противо­полож­ностей. «Вечное и преходящее», «солома и золото», «жизнь и смерть», по его мнению, тождественны и взаимо­превра­щае­мы. Источником изменения, по Гераклиту, является борьба («война») противоположностей. Таким образом, Герак­литу удалось выйти за пределы натур­фило­софских построений и сделать попытку определить единую абстрактно-всеобщую картину мира.

Зенониз Элеи факти­чески поставил проблему выраже­ния движения в логике понятий. Однако путем ряда фор­маль­но-логических аргу­ментов, выраженных в знаменитых «апо­риях» (парадоксах), он провозгласил движение не действи­тельным, а только кажущимся. По существу Зенон в заос­тренной, парадоксальной форме указал на противоречия в движении. И недаром Аристотель назвал Зенона «изобрета­телем диалек­тики».

Платон, подобно Сократу, развивал диалектику в диало­говой, но письменной форме. Диалектикой он считал логи­ческий метод, с помощью которого на основе не только анализа, но и синтеза понятий происходит познание истинно сущего (т. е. идей), происходит движение мысли от низших понятий к высшим. Это происходит путем сведения проти­воречивых частей в целое и общее. Однако, оце­нивая Плато­на как диалектика, нельзя забывать о том, что сущ­ностью вещей он провозглашал объективно существующие идеи. Последние, по его мнению, вечны, неизменны, неподвижны, а это уже метафизический идеализм.

Аристотелемзаканчивается становление античной (сти­хий­ной) диалектики. Его заслуга в области диалектики в том, что он поставил проблему изменения как проблему развития самого мира. Аристотель констатировал противо­речие преж­де всего в самих вещах и явлениях. В плане мышления Арис­тотель рассматривал диалектику как метод, позволяющий рассуждать о противоречиях, но базирую­щийся на правдопо­добных положе­ниях и ведущий к вероятностным заключе­ниям. Кроме того, он дал развер­нутую критику софистики как порочного, метафизи­ческого метода мышления. Однако в целом Аристотель не смог решить проблему диалектического противоречия как проблему мышления.

После античного периода развитие диалектики, конечно, не прекращалось. Но вплоть до конца XVIII века господст­вующим методом в философии была метафизика. Для по­след­ней характерен односторонний подход к вещам внешнего мира и процессам мышления. В Средние века под диалек­тикой обычно понимали логику вообще, а в схоластике «диалектикой» назы­вали даже формальную логику. В Новое время определенный вклад в развитие диалектики внесли такие философы, как Н. Кузанский, Дж. Бруно, Я. Бёме, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и другие.

Однако второй основной исторической формой диалек­тики справедливо считается идеалистическая диалектика не­мец­кой классической философии (И. Фихте, Ф. Шел­линг, И. Кант, Г. Гегель). По образному замечанию Ф. Эн­гель­са, «первую брешь в метафизическом способе мышле­ния» пробил И. Кант. В учении об антиномиях он полагает, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта при­водят к противоречиям. По мнению Канта, это происхо­дит потому, что высшие понятия разума (Бог, мир, душа и т. д.) не опираются на чувственный опыт и не обосновы­ваются деятельностью рассудка. В теоре­тических противоре­чиях, отмеченных Кантом, фактически отра­зились действи­тель­ные трудности и противоречия познания, а также недо­ста­точность чисто формальной логики для их разре­шения. Это послужило толчком для дальнейшей разработки диалек­ти­ки и диалек­тической логики. Вершиной классической идеа­листической диалектики явилась диалектика Г.В.Ф. Гегеля. На идеалис­тической основе он создал развернутую систему диалектики. Гегель обосновал основные законы и категории диа­лектики и разработал концептуальные модели развития. Он особо вы­де­лил роль противоречия как внут­реннего источника и движу­щей силы развития. Гегель сумел впервые в истории филосо­фии представить природный, соци­аль­ный и духовный мир в виде процесса, т. е. закономерной смены форм и состояний. Это основная заслуга Гегеля в исто­рии диалек­тики и филосо­фии вообще. Для этого ему пришлось освоить все знания, накопленные до него. И в диалектике понятий, заключенных в знании, Гегель гениально угадал диа­лек­тику вещей (Ле­нин). Универсальность развития и указание на внутренний источник развития — это, по сущест­ву, идея материалисти­ческая. Он развивал, по существу, объек­тивную диалектику.

На основе идеалистического тождества мышления и бы­тия Гегель фактически поставил проблему единства диалек­тики, логики и теории познания и необходимости содержа­тельной (т. е. диалектической) логики. Конечно, нельзя за­бывать, что, по Гегелю, развитие материального мира опре­деляется саморазви­тием абсолютной идеи, мирового разума. Духовное (мышление) для него выступает творцом всей действительности. Поэтому диалектика Гегеля содержит черты субъективизма и мистики.

Идеалистическая диалектика Гегеля послужила теорети­чес­ким источником материалистической диалектикив ее марк­систской модели. Однако по своей сущности и в целом послед­няя радикально отлична от гегелевской. К. Маркс и Ф. Энгельс не просто поставили гегелевскую диалектику «на ноги». Они в корне переработали ее, освободили от мистики, поставили ее на прочную научную почву. Только в марк­сизме диалектика становится научно-философским учением, а также научным методом. Марксистская материалистическая диалектика имела серьезные естественно-научные предпо­сылки. Она базирова­лась на достижениях естествознания XIX века и была в основ­ном теоретическим обобщением этих достижений. Напомним некоторые значительные открытия естествознания, имеющие диалектико-материалистическое значение. Это атомистика Джона Дальтона (1803 г.), теория Чарльза Лайеля об эволюции земной коры (1833 г.), клеточ­ная теория Шлейдена и Шванна (1838–1839 гг.), закон сохранения и превращения энергии Роберта Майера (1841–1845 гг.), теория происхождения видов Чарльза Дарвина (1859 г.) и другое.

Несмотря на достижения марксистской материалисти­ческой диалектики, следует указать и на ее недостатки. В классической марксистской литературе диалектика представ­лена эскизно и в парадигматической форме (т. е. в форме примера, образца). Так, в «Анти-Дюринге» Ф. Эн­гельс обра­щается к диалектике в целях полемики с Дюрингом. К. Маркс в «Капитале» дает образец использования диалектики и диалектической логики применительно к анализу проблем политической экономии. Книга Энгельса «Диалектика при­роды» являет собой неза­кон­ченную рукопись, включающую отдельные статьи, фраг­менты и заметки. По замыслу самого Энгельса целью данной работы было последовательное применение диалектического метода к анализу конкретных проблем естест­вознания. Аналогично положение дел и отно­сительно работ В.И. Ле­нина. В «Материализме и эмпирио­крити­цизме» он излагает диалектику процесса познания в полемике с махис­тами. В «Философских тетрадях» диалек­тика разрабатывалась и изложе­на Лениным в форме конспек­тов для себя. Сегодня показано, что некоторые примеры, приводимые классиками марксизма как иллюстра­ции законов диалектики, являются некорректными.

И все-таки, несмотря на известные недостатки марксист­ской материалистической диалектики, нельзя согласиться с бытующим ныне мнением, что материалистическая диалек­тика не имеет под собой научного основания. Так, западный философ Карл Поппер отрицает материалистическую диа­лекти­ку на основе формальной логики, хотя известно, что диалектика и диалектическая логика — это более свободный, более широкий и более вероятностный стиль мышления. К тому же Поппер игнорирует тот факт, что материалисти­ческая диалектика возникла на основе достижений науки середины XIX века и до сих пор сохраняет связь с наукой, в частности, с естество­зна­нием и синергетикой.