Принципы и законы материалистической диалектики

Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но диалектика — это философское учение о раз­витии, поэтому ее центральным понятием является понятие «раз­ви­тие». Связь диалектики с развитием является ее крите­рием. Законы же диалектики освещают отдельные стороны развития.

Развитие — это разновидность движения и существенно отличается от последнего (как изменения вообще). Развитие — это направленное поступательное движение от низшего к выс­шему, от простого к сложному, более совершенному. В отличие от цикличных замкнутых круговоротов развитие характери­зуется необратимостью. Развитие связано с качест­венным пре­образованием вещей и явлений. В процессе раз­вития проис­ходит переделка структуры и свойств предметов. Развитие свя­зано с конкретными материальными или духов­ными системами как относительно самостоятельными обра­зо­ваниями, целостнос­тями. В этой связи можно сказать, что развитие — это движение системы, связанное с усложнением ее организации.

Источник развития освещает закон единства и взаимо­действия («борьбы») противоположностей. Согласно этому закону всем вещам и явлениям, находящимся в процессе раз­вития, свойственны внутренние противоречия; в изменяю­щих­ся вещах всегда есть стороны и тен­ден­ции, взаимодейст­вие между которыми выступает внут­ренним источником развития.

Яркую образную форму для идеи единства противо­по­лож­ностей нашел Николай Доризо в стихотворении «Тост»:

Все, что противоположно,

Друг без друга невозможно:

Если б не было печали,

Счастье мы б не замечали,

И, друзья мои, поверьте,

Что бы там ни говорили,

Если не было бы смерти,

Так бы жизнь мы не любили.

Эта идея получила своё отражение и в народной муд­рости, пословицах и поговорках: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Нет худа без добра» и т. п. Именно диа­лектика помогает (говоря словами Уильяма Блейка):

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти бесконечность

И небо в чашечке цветка.

С единством противоположностей мы встречаемся на каждом шагу: день и ночь, северный и южный полюс магни­та, плюс и минус в математике и т. д. Однако не все противо­полож­ности имеют отношение к диалектике. К ней имеют отношение лишь те противоположности, которые имеют отно­шение к развитию. Диалектические противопо­лож­нос­ти — это такие черты, стороны, тенденции, которые одно­вре­менно пред­по­лагают и исключают друг друга, находясь в пределах одной и той же целостности. Отношение между противополож­ностями называется противоречием. Основ­ны­ми чертами диалектических противоречий явля­ют­ся: (1) объективность и всеобщность; (2) существова­ние и раз­витие в пределах одной и той же целостности; (3) содер­жание в себе двойного отношения: единства и «борь­бы» про­тиво­положностей; (4) диалектические противоречия не­при­ми­ри­мы, они должны пре­одолеваться и разрешаться.

Примерами диалектических противоположностей и про­ти­во­речий между ними могут быть притяжение и оттал­ки­вание в физических системах, жизнь и смерть в био­логии в пределах земной материи, производительные силы — произ­водственные отношения в экономических системах, объек­тив­ное и субъек­тив­ное в познании. Противоречия не оста­ются неизменными, а непрерывно меняются. В развитии про­тиворечий можно вы­делить следующие основные состоя­ния: (1) гармонию; (2) дисгармонию; (3) конфликт.

Механизм развития раскрывает закон взаимообуслов­лен­ности количественных и качественных изменений. Суть закона в том, что количественные изменения системы (вещи) на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности количест­вен­ных изменений. Основные понятия указанного закона — это «качество», «свойство», «количество», «мера», «скачок». Качество— это объективная, внутренняя, существенная определенность вещи, характеризующая ее целостность в струк­турно-функциональном отношении. Качество — это при­рода вещи, и она раскрывается через ее свойства. Свойство — это одна из сторон данного предмета (системы) или явления, их частичная характеристика. Свойства прояв­ляются во взаимоотношениях данного предмета с другими предметами. Количество — это множество (совокупность) элементов, свойств, отношений вещи и степень их развития. Для измерения количества используется понятие числа, объема, величины и т. п.

Всякая вещь представляет собой противоречивое един­ст­во качественной и количественной определенности. Причем качество вещи зависит не только от количества со­ставляющих ее элементов и их природы, но и от структуры этой вещи, от ее целостности как системы (т. е. от опре­де­ленной формы организации элементов в нечто целое). Опре­деленная форма организации, объединение элементов в целое (систему) дает нечто большее, чем сумма этих элементов. Некоторая функция (f) целого больше, чем сумма функций его частей (x,y):

f (x,y) > f (x)+f (y).

Это подтверждается, например, явлением изомерии в химии. Изомеры — вещества, имеющие одинаковый элемен­тарный состав, но отличающиеся по своим физическим и химическим свойствам вследствие различного расположения атомов или их группировок в молекуле.

Связь качества с системой особенно заметна на примере шедевров в литературе и искусстве. Шедевр представляет собой уникальное системное образование, в котором высшая эстети­ческая ценность (качество) достигается идеальным соче­танием простых исходных элементов. Не случайно М.Ю. Лер­монтов в стихотворении «Молитва» (которое само по себе является шедевром) говорит:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

В единстве качества и количества качество представляет тенденцию устойчивости вещи, а количество — тенденцию изменчивости (подвижности). Количественные изменения не всегда ведут к качественному преобразованию вещи, они возможны в пределах одного и того же качества. Однако эта относительная самостоятельность количественных измене­ний имеет свои пределы, за которыми наступает изменение качества. Указанные границы — это узловые точки меры. В явлении меры как раз и находит выражение взаимообуслов­ленность количественных и качественных изменений вещи (системы). Мера— это определенный интервал возможных количест­венных изменений, в пределах которого сохраняется (сущест­вует) данное качество. Так, мера температурных изменений жидкого агрегатного состояния воды при нор­маль­ном атмосфер­ном давлении — от 0 до 100 градусов. Мера не всегда выра­жается числом, а иногда вообще не имеет четких границ, но значение меры в физических, хими­ческих, технологических про­цессах, а также в поведе­нии, в воспитании и образовании огромно. Не случайно Анатоль Франц писал: «Излишество вред­но во всем, даже в добро­детели». Народная мудрость также спра­вед­ливо утверждает: «Все хорошо в меру» и «Знай край, да не падай».

Переход одного качества к другому под влиянием коли­чественных изменений называется скачком. Последние мно­го­образны по своей форме. Конкретные пути и зави­симости качественных изменений от количественных выяв­ляются част­ными науками. В связи с этим подбор примеров на иллюстра­цию данного закона требует специальных знаний и профессио­нализма. Примером иллюстрации обусловленности качествен­ных изменений количественными при проявлении данного закона в развитии материи может служить переход от биологи­ческой формы движения материи к социальной. Эта обуслов­ленность хорошо описана Ф. Энгельсом как био­логические и социальные предпосылки становления человека и его сознания в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20). Началом качественного скачка (разумеется, длитель­ного) выступает формирование новой струк­туры (в данном случае общины в отличие от стада). Помимо биологических связей между индивидами возникают соци­аль­ные связи кото­рые прежде всего определяются необходимостью трудовой деятельности и язы­ка как средства коммуникации при ее осуществлении. Таким образом, мерой перехода от живот­ного мира к социальному выступает изменение «стиля поведения»: новый тип отношения к природе — трудовая деятельность, материаль­ное производство.

Общие тенденции развития раскрывает закон отрица­ния отрицания. В нем отражаются две противоположные тенденции развития, выступающие в единстве: поступа­тель­ность и цикличность. Точнее, закон отрицания отрицания отражает неодолимость нового и спиралевидный характер развития. По сравнению с другими законами диалектики данный закон охватывает процесс развития более широко.

Основным понятием данного закона является понятие диалектического отрицания. Отрицание в широком смысле есть смена старого новым, переход из одного качественного состояния в другое. Такое отрицание имеет место при любом изменении. Существует множество типов и видов отрицания. Мы остановимся на отрицаниях, вычленяемых по характеру действия. В этой связи существует два типа отрицания: деструктивное и конструктивное. Деструктивное отрицание разрушает систему (вещь), ведет к ее распаду, ликвидации. Оно прекращает развитие, если последнее существовало. При деструктивном отрицании решающую роль играют внешние по отношению к системе факторы. Например, размол пше­нич­ного зерна как биологической системы. Конструктивное отрицание является отрицанием старого и становлением нового качества. Оно является необходимым моментом раз­ви­тия и детер­мини­руется главным образом внутренними фак­торами, внутренними противоречиями. Например, отрицание целого здорового пше­нич­ного зерна стеблем в процессе роста при благоприятных условиях.

Закон отрицания отрицания связан с конструктивным отрицанием. Он несоотносим с деструктивными отрица­ниями, отрицаниями в круговоротах, в механическом дви­жении и функционировании. Для развития характерно лишь диалекти­ческое отрицание. Оно выступает как условие, момент и результат развития. Диалектическое отрицание — это законо­мерная внутренняя присущая данному объекту смена старого качества новым в процессе развития. Для диа­лектического отрицания характерны три основных момента: преодоление старого, преемственность в развитии и утверж­де­нии нового. Более конкретно говоря, основными чертами диалектичес­кого отрицания являются: (1) объективность (оно самоотрица­ние); (2) всеобщность (оно имеет место в природе, обществе и мышлении); (3) оно есть относительно отрицание, ибо оно противоречиво по своей природе; (4) оно есть всеобщая форма связи низшего с высшим (это и обеспе­чивает преемственность в развитии); (5) оно строго конкрет­но (все зависит от условий, места и времени).

Истолкование некоторыми людьми любого отрицания, включая и диалектическое, исключительно деструктивным, т. е. полностью исключающим преемственность в развитии, назы­вается метафизическим пониманием отрицания. Такая пози­ция ведет к нигилизму в теории и на практике.
В связи с этим вспомним поведение Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», позицию так называемого «Пролеткульта» в первые годы советской власти в нашей стране, культурную революцию в Китайской Народной Республике и т. п.

Всеобщность диалектического отрицания прежде всего обеспечивает в развитии тенденцию поступательности, дви­же­ния вперед, неодолимости нового. Однако закон носит название «закон отрицания отрицания». И это связано с другой тенден­цией — относительной цикличностью. Послед­няя возникает при относительной повторяемости в развитии черт старого на новой основе. Этот возврат якобы к старому часто происходит на стадии второго отрицания. Отсюда дан­ное название закона. Примером может служить отрицание стебля пшеничного зерна зерном нового урожая. Преемст­вен­ность в развитии пшеничного зерна обеспе­чивает наследст­вен­ная информация, закодированная в клетке. Она не утрачивается не только при переходе зерна в стебель, но и при втором отрицании она выступает в качестве матрицы, по которой исчезнувшее зерно вновь воспроизводится в колосе. Таким образом, наиболее общим признаком закона отрица­ния отрицания является повтор на высшей стадии харак­терных черт низшей, исходной ступени развития.

Чем определяется возврат к некоторому старому на новой стадии развития? В основе диалектического отрицания лежит разрешение внутренних противоречий. На протяжении всего существования какой-либо системы, находящейся в развитии, действует какое-то основное противоречие. Оно разрешается на отдельных этапах лишь частично, поэтому и возникает по­требность возврата к его дальнейшему разреше­нию. Например, в системе материального производства основ­ным внутренним противоречием является противоречие между производитель­ными силами и производственными отношениями. Поэтому в процессе развития производства периодически возникает необходимость в экономических реформах, которые направлены на разрешение указанного противоречия. Однако нельзя забывать, что некоторый воз­врат к старому происходит на новой основе. Второе отрица­ние обогащено предшествующим разви­тием и на этом уровне происходит синтез положительного, жиз­неспособного двух отрицаний. Потому сущность закона отрица­ния отрицания не только в указанном повторе, но и в синтезе.

Объединенные в единство две основные тенденции раз­вития, поступательность и относительная цикличность, опре­деляют спиралевидную форму развития. Точнее, эту форму графически можно представить в виде конусообразной спи­рали, расширяющейся кверху (рис. 2):

 

Рис. 2

Окончательную формулировку закона отрицания отри­цания можно представить так: в процессе развития опре­делен­ная ступень, являющаяся часто результатом двух диалекти­чес­ких отрицаний и их синтеза, воспроизводит на более высокой основе характерные черты исходной ступени, а само развитие имеет при этом спиралевидную форму.