Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода друг в друга. Требования диалектического метода научного познания находят выражение в основных его принципах.
1. Принцип объективности рассмотрения изучаемых объектов. Он состоит в том, что мы должны стремиться брать познаваемый объект таким, каким он является на самом деле, без всяких субъективных привнесений. Соблюдение данного принципа особенно важно (и трудно) при изучении явлений микро- и макромира. В конечном счете только общественная практика дает нам возможность отделить субъективное от объективного.
2. Принцип всестороннего рассмотрения изучаемых объектов. Суть его состоит в том, что при изучении объекта познания необходимо стремиться к выявлению и изучению как можно большего количества его свойств, связей и отношений (хотя их число бесконечно). Данный принцип позволяет избежать односторонности при изучении объекта познания. Этот принцип реализуется в форме комплексного подхода к изучаемому объекту. Такой подход как раз и позволяет учесть множественность сторон рассматриваемых объектов и осуществить первоначальный синтез этой множественности.
3. Принцип рассмотрения изучаемого объекта во взаимосвязях с другими объектами. Суть его состоит в том, что если рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами и явлениями, если игнорировать характер взаимосвязи его элементов, то невозможно понять его целостности, сущности, функций и т. д. Данный принцип реализуется прежде всего в системном подходе к объекту познания. При этом должно учитываться качественное своеобразие изучаемой системы как по отношению к другим системам, так и по отношению к своим элементам.
4. Принцип детерминизма. Он означает признание всеобщей закономерно причинной обусловленности всех явлений, отражаемой в законах науки. Детерминизм как философское учение противостоит индетерминизму, который отрицает всеобщий характер причинности или даже причинность как таковую. Данный принцип ориентирует ученого на недопустимость индетерминизма в науке. При этом детерминизм в его диалектико-материалистическом понимании не сводит проявления причинности только к динамическим закономерностям (однозначные связи между причиной и следствием), но признает и статистические закономерности (вероятностный характер связи между причиной и следствием).
5. Принцип рассмотрения изучаемых объектов в их развитии. Данный принцип — важнейший объяснительный принцип диалектического метода. Только изучив прошлое исследуемого объекта, историю его возникновения и формирования, можно понять его настоящее состояние, а также предсказать его будущее. Для достижения этих целей необходимо рассматривать сами логические формы мысли диалектически как подвижные и текучие.
6. Принцип единства исторического и логического. Данный принцип касается двух способов (методов) исследования. Он является конкретизацией предыдущего принципа. Исторический метод воспроизводит всю историю изучаемого объекта, взятую во всех ее подробностях и формах проявления. Логический метод теоретически воспроизводит объект в его существенных, закономерных связях и отношениях. Взаимодействие логических и исторических методов при построении теории носит сложный, многоступенчатый челночный характер.
7. Принцип единства теоретического и практического. Данный принцип означает, что практика не только ориентирует познание и выступает критерием истины, но является критерием определенности познания и знания. При всестороннем рассмотрении изучаемого объекта мы сталкиваемся с проблемой ограничения реально бесконечного количества связей его с другими объектами. И это ограничение происходит на основе практики (т. е. того, что нужно человеку от объекта). Так достигается реальная конкретность и определенность знания. В противном случае познание (и знание) остается в сфере чисто теоретического мышления (сознания) и абсолютной относительности знания.