Метафизика как альтернатива диалектики

Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к вещам и явлениям, игнорированием единст­ва противоположностей, преувеличением или недо­оцен­кой отдельных сторон, моментов процесса мышления и познания. Основными разновидностями метафизики являют­ся софистика, эклектика, релятивизм, схоластика и догматизм.

Софистикапредставляет собой преднамеренное исполь­зо­вание неправильных доводов, замаскированных внешней пра­вильностью. Пример софизма: «Сидящий встал, следова­тель­но, сидящий стоит». Софисты в своих рассуждениях субъек­тивис­тски использовали понятия и суждения, а также неопределен­ность слов и выражений естественного языка (в частности их многозначность). Гносеологическими корнями софистики является абсолютизация относительности знания.

Роль софистики древних в истории философии не сле­дует оценивать только негативно, так как помимо субъекти­визма она демонстрировала и другие возможности мышле­ния. В част­ности, софистика демонстрировала также активно-творческий характер мышления, возможность разума впадать в заблуж­дение, возможность неадекватных представлений о мире в сознании человека. Не случайно А.И. Герцен назвал софис­тику пиром мышления.

Эклектика— это механическое объединение различных по своей природе взглядов, идей, принципов и т. п. Эклекти-ка — это мышление по принципу русской пословицы: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Примером эклектики может служить творчество французского философа XIX века Виктора Кузена. Он считается основателем целой философ­ской школы — «эклектизма». Кузен и его последователи полагали, что все философские системы сводятся к четырем разновидностям: идеализму, сенсуализму, скептицизму и мис­тицизму, но наилуч­шая система — эклектизм как по­пыт­ка сохранить положитель­ные моменты (аспекты) каждой из этих форм. Однако, как справедливо отмечали сооте­чест­венники Кузена Ш. Ренувье и И. Тэн, разделение на позитив­ное и негативное в этих формах по теории Кузена не имело под собой четких критериев. Да и уже сама классификация философских систем является эклектической, так как не имеет общего основания.

Релятивизм — это методологический принцип, подчер­ки­вающий, преувеличивающий относительность, условность вся­кого знания и отрицающий возможность знания безуслов­ного, достоверного, объективного. Данный принцип прони­зывает всю историю философии, начиная с заявлений (тези­сов) Гераклита, Кратила и Протагора и заканчивая современ­ностью. Действи­тельно, многие современные гносеологи­чес­кие концепции, осо­бен­но западных философов, в конечном счете опираются на этот принцип (неопозитивизм, неопраг­ма­тизм, постмодернизм и др.). Гносеологическими корнями релятивизма является абсолюти­зация изменчивости мира, относительности и субъективности познания.

Схоластикакак метод — это бесплодные, формальные рассуждения, оторванные от жизни и практики. Гносеологи­чес­кими корнями схоластики является отрыв теории от практики, абсолютизация умозрительного мышления.

Догматизм — это тип мышления, при котором анализ и оценка проблем и положений производится без достаточного обоснования, без учета условий места и времени. Догматизм игнорирует необходимую в мышлении и познании гибкость по­ня­тий, развитие знания, потребности практики. Гносео­логи­чес­кими корнями догматизма является одностороннее отноше­ние к истине, игнорирование ее относительности и конкретности.

В заключение следует подчеркнуть, что диалектика как теория и метод далеко не всесильна. Она, как всякое фило­соф­ское знание, носит вероятностный харак­тер. Подлинно научное отношение к диалектике требует уточ­нения и конкретизации ее современных версий и понятий, требует системного подхода к ней.