Значение проблемы сознания в философии

Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Философское учение о сознании является методо­логической основой решения многих важнейших теорети­чес­ких вопросов и практических задач. И это вытекает из природы сознания и его роли в жизни человека и общества.

Сознание есть сущностная характеристика человека и его деятельности. Сознание — особая форма регуляции взаи­мо­действия человека с миром. Деятельность людей опосре­дуется сознанием. Прогресс общества, успех (или неудача) личности так или иначе связаны с их духовным состоянием. Сейчас, в сложнейших условиях современности, человеку и человечеству нужно подлинно культурное, действенное сознание. Думается, что только такое сознание способно определить подлинный смысл человеческого бытия и под­лин­ные человеческие ценнос­ти, решить глобальные проб­лемы современности. Актуальные, современные проблемы обучения, образования и воспитания также органически связаны с пониманием природы и механизма функциони­рования сознания. Определяющая роль сознания в структуре личности нашла выражение в пословице: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

Прежде чем рассматривать проблему сознания по су­щест­ву, необходимо сделать несколько замечаний об отно­ше­нии некоторых философов и ученых к возможности по­зна­ния происхождения и природы сознания. В этой связи характерна позиция немецкого ученого второй половины XIX – начала XX века Эрнста Геккеля. В 1899 году он издал книгу «Мировые загадки». В ней автор рассматривает семь важнейших философ­ских проблем, в том числе проблему появления сознания и проблему языка и мышления. Парадок­сально, но, по мнению этого естествоиспытателя-материа­листа (выдающегося биолога своего времени), несмотря на то, что над мировыми загадками с древнейших времен билось и бьется человечество, они не могут быть решены никогда. В какой-то мере агностическую позицию занимают такие фило­софские течения, как неопозитивизм, экзистенциализм, постмодернизм и другие. Безусловно, проблема сознания чрезвычайно сложна и до сих пор не решена. Однако в проти­воположность иррационализму диалектико-материалис­ти­чес­кая философия признает принципиальную возможность познания происхождения и природы сознания.

Сознание, как сложное многогранное явление, изучается различными науками: психологией, логикой, языкознанием, психиатрией, семиотикой, информатикой, кибернетикой, ней­ро­физио­логией и т. д. Однако каждая из частных наук исследует сознание под своим углом зрения. В этом смысле их подход к сознанию оказывается ограниченным и одно­сто­рон­ним, поэтому все специальные науки данного плана нуждаются в философском понимании сознания как более общем подходе к нему и общей методологической предпо­сылке для решения своих специальных целей и задач.

В самой философии проблема сознания является самой трудной проблемой. Трудность решения проблемы сознания вообще прежде всего определяется спецификой его онтоло­ги­ческой природы. Проявления сознания непосредст­венно не воспринимаются, сознание не имеет чувственных пара­мет­ров. Оно проявляется через язык и человеческую дея­тель­ность. Сознание есть субъективная реальность, оно по своей природе «идеально» (в противоположность материаль­ному). Спе­ци­фика философского подхода к сознанию заключается в том, что это мировоззренческий подход. Философия стре­мится ответить на вопрос: «Что такое сознание как таковое? Какова его сущность и происхождение?». При этом сама философия, конечно, опирается на достижения частных наук. Таким обра­зом, важность проблемы сознания определяется насущными потребностями науки и практики. Однако следует еще раз отметить, что несмотря на огромные усилия философии и частных наук, проблема сознания далека от своего решения. Так, остаются открытыми следующие во­просы: содержание чужого сознания (проблема понимания и перевода в широком смысле), связь сознания и языка, воз­можность экстрасенсорного восприятия (в частности, проб­лема телепатии) и другое.