Основные типы мировоззрения

Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях
яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его на передний план. И в этом проявляется одна из харак­терных черт философии.

В настоящее время при рассмотрении вопроса о сущ­ности и зна­чимости философии (особенно отечественной) мы довольно часто сталкиваемся с недоверием к философии,
с сомнением в ее полез­ности для человека и общества. В частности, считается, что фило­софия элитарна, оторвана от жизни, схоластична, что она не дает осмысления и решения новых проблем, встающих перед человеком и обществом. Более того, если существует всего один основной во­прос философии, который не удается решить за столько веков, то какую пользуона может принести сегодня?

Заявляют также, что современная философия носит идеоло­гизи­рованный характер, даже выступает служанкой политики. И это якобы свидетельствует о субъективности и ненаучности философ­ского знания. Иногда считают, что целью философии является полу­чение как можно более полного и точного знания, дающего немед­ленные ответы на конкретные вопросы. В этом случае от филосо­фии ожидают рецептов, обеспечиваю­щих успех практики специа­листа любого профиля.

Отмеченные стереотипы негативных суждений о филосо­фии от­части верны, особенно по отношению к советской философии. Но это обусловлено рядом конкретно-истори­ческих причин. Однако в отношении философии в целом эти суждения являются типичными заблуждениями. Для того, чтобы пра­вильно судить об эффектив­ности философии, ее статусе и судь­бе, надо прежде всего правиль­но понять ее природу, ее цели и возможности, ее место и роль во всей системе духовно-прак­тического производства. Фактически в представленных мне­ни­ях о философии бытуют поверхност­ные и ложные представ­ления о ее природе. Именно отсюда следует отож­дествление философии с частнонаучным зна­нием, отождествление ее с политическим сознанием, отож­дествление самой философии с конкретными носите­лями философского знания и тому подобное.

Для российского общества негативное отношение к фи­ло­софии, вообще говоря, не в диковинку. Печально извес­тен афоризм одного из министров николаевской эпохи князя Ши­рин­­ского-­Ших­матова: «Польза филосо­фии не доказана, а вред возможен». Ему не нравилось, что философия «всегда пред­став­ляет случаи» к «поползновению».

Трудность уяснения того, что представляет собой фило­со­фия, в значительной мере связана с тем, что (строго под­ходя) философии как таковой просто нет. Реально сущест­вовало и существует мно­жество различных учений, школ, течений, на­правлений. Они в чем-то солидарны друг с дру­гом, а в чем-то противоречат друг другу, борются, опро­вер­гают друг друга. Иначе говоря, имеет место философский плюра­лизм(поли­морфизм). К тому же с развитием исто­рико-­философского процесса меняется предмет философ­ского размышления и способ разрешения философ­ских проб­лем. Из этих особеннос­тей суще­ствования и развития фило­софии подчас опять-таки делаются нега­тивные выводы о невозможности самотождест­венности философии (невозмож­ности определения ее как тако­вой), о неспособности фи­ло­со­фии отыскать объективную исти­ну (гносеологический плю­ра­лизм), о ненужности и даже исчез­новении философии. Так, немец­кий философ второй половины XIX века Виль­гельм Виндельбанд, ис­ходя из исторической измен­чивости предмета философии, ограни­чения ее сферы, высказал мысль, что «философия подобна королю Лиру» и, как и он, оказалась не у дел. Известный российский большевик и будущий руко­водитель Пролеткульта А.А. Богда­нов в работе 1911 года «Фи­ло­софия живого опыта» заявлял, что философия «доживает последние дни» и что она будет заменена но­вой всеобщей наукой — тектологией.

Философский плюрализм, историческая изменчивость пред­ета философии, аналогия ее с искусством не умаляют обще­значимости, научности, преемственности и прогресса в ее раз­витии. Указанные черты философии, по нашему мне­нию, свидетельствуют лишь о ее сложности, многогран­ности, много­уровневости, полифункциональ­ности и диа­лек­тич­ности. В теоретико-методическом плане вполне пра­во­мерно говорить о философии вообще и заниматься мета­фило­со­фией. Так что же представляет собой философия как таковая (ее предмет, структура, функции) и какова ее судьба?

Прежде всего следует отметить, что философия как диа­лекти­ческий феномен является единством таких противопо­лож­ностей, как общее и отдельное, общечеловеческое («веч­ное») и конкретно-историческое, социальное и индиви­дуаль­ное (личностное), объек­тивное и субъективное, научно-теоре­ти­ческое и духовно-практи­ческое. Однако это не отрицает единст­ва историко-философского процесса и единой сущ­ности фило­софии. Но в то же время эти про­тиво­полож­ности со­ставляют гносеологические корни и один из основных источ­ников поли­морфизма философии. Абсолютизация же каких-либо из этих противоположностей ведет к субъекти­визмув ис­толковании природы философии.

Приведем несколько примеров различного понимания и толкования философии из ее истории. Для Пифагора Самос­ского, который первым назвал себя «философом», она есть любовь к мудрости, наука о сущем как таковом, наука о бо­же­ст­венных и человеческих вещах. Сократ выразил задачу философствова­ния девизом «Познай са­мого себя» и факти­чески стал первым подлинным фило­софом, ибо акцентировал внимание на рефлексивном (отражательно-оценивающем) отно­­шении к миру и самому себе. Платон, который первым употре­бил тер­мин «философия», характе­ризовал философию как умение ставить вопросы и давать ответы, как размыш­ление о смерти и бессмертии. Для Арис­тотеля, который пер­вым попы­тался вы­делить философию в особую область зна­ния, она есть метафизика, учение о первопричинах и нача­лах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук».

Известный русский философ Н.А. Бердяев характеризует фило­софию как духовный акт, как размышление о бытии на основе опыта человеческого существования во всей его пол­ноте. Представители неопозитивизма (А. Айер, Р. Карнап и др.) считали философию «служанкой наук» и полагали, что она воз­можна только как ин­теллектуальная деятельность по логи­чес­кому анализу языка. Веду­щий амери­кан­ский философ Уиллард Куайн отмечает, что филосо­фия отличается от конкретных наук только широтой своих понятий, но границы правильного прило­жения термина «философия» подоб­ны границам использования географи­ческих терминов «северо-запад» и «юго-восток».

При всех различиях указанных выше характеристик фило­софии каждая из них так или иначе касается че­ловека, его деятельности, отношения «чело­век — мир». А это по­след­нее отношение составляет ядро мировоззре­ния. Фило­со­фия есть мировоззренческая форма со­знания. Одна­ко не вся­кое мировоз­зрение является философ­ским. В самом об­щем виде можно ска­зать, что философия есть определенный (специфический) тип миро­воззрения и определенный стиль мышления.

Мировоззрение вообще — это совокупность взглядов, принципов, оценок, норм, определяющих самое общее пони­ма­ние мира и места в нем человека. Следует различать соци­аль­ный и индивидуальный (личностный) планы миро­воззре­ния. В структуру мировоззрения личности входят ее зна­ния, оценки и ценности, идеалы и установки, убеждения, сом­не­ния и эмоции, выступающие в качестве ориентиров и регу­ля­торов поведения индивида. Следовательно, мировоз­зрение импера­тивно, оно проектирует и стимулирует опре­деленный стиль поведения, определяет жизненную позицию личности.

По уровню познания (т. е. по источнику, характеру аргу­ментации и глубине проникновения в действительность) миро­воз­зрение подраз­деляется на обыденное (жизненно-повсед­нев­ное) и теоретическое (рациональное). Философия есть теорети­ческое мировоззрение. Это логически организо­ванное (и обо­сно­ванное), специально выра­батываемое и спе­ци­ально культи­ви­руемое мировоззрение. Кроме того, неко­то­рые прогрессивные философские направления пред­став­ля­ют собой научное миро­воззрение. Для научного мировоззре­ния дости­же­ния, выводы науки представляют основополагающую цен­ность. Такое миро­воз­зрение выводится из данных науки, согла­суется с данными науки.

В социально-историческом плане выделяют три типа мировоз­зрения: миф, религию и философию. Исторически первой формой мировоззрения, как и наиболее ранней – дописьменной – фор­мой культуры, был миф. Это нерасчле­нен­ная, универсальная форма сознания. Он включает в себя зачатки научных знаний, религиозных верований и собст­вен­но философских проблем. В форме сказаний люди пы­тались найти ответ на вопросыо своей судьбе и своем про­ис­хож­дении, об устройстве мирозда­ния в целом. Развитие миро­воззрения шло от мифа к логосу (рациональному знанию).

Религия — это тип мировоззрения, основу которого составляет ве­ра в существование сверхъестественных сил и признание главен­ствующей роли их в мироздании и жизни людей. В отличие от фи­лософии, которая теоретична, абстракт­на, религия эмоциональна и ритуальна. Даже в теологии (вероучении) как элементе религии ра­зуму отво­дится служебная роль истолкователя «слова Божия». Сле­до­вательно, в основе своей религиозное мировоззрение являет­ся ненаучным. Но религию как многоплановое социально-историческое явление нельзя оценивать однозначно.

Есть много общего между религией и философией как в гносео­логическом (теоретико-познавательном), так и в куль­турно-мировоз­зренческом отношении. Земными, посюсто­рон­ними средствами нельзя ни доказать, ни опровергнуть сущест­вование Бога. Но нельзя окончательно (абсолютно) доказать и правильность (истинность) принципа материа­лизма, ведущего к атеизму. В конечном счете те­зис о сущест­вовании Бога и принцип материализма имеют одинако­вый гносеологи­ческий статус. Иначе говоря, сохраняются (и всегда будут) гносеологи­ческие корни для идеализма, религи­оз­ной веры и сомнения в правоте принципа материализма.

Материалистическая философия и религия не исключают абсо­лютным образом друг друга. И не случайно, видимо,
среди из­вестных философов даже одного и того же направ­ления есть и ве­рующие, и атеисты. Об этом, в частности, свиде­тельствует история русской философии и современный экзис­тенциализм. В этой свя­зи представляются не лишен­ны­ми оснований следую­щие замечания таких извест­ных англи­чан, как философа Фрэнсиса Бэкона и писателя Джозефа Аддисона. Первый заметил: «Поверх­ность в философии скло­няет человеческий ум к атеизму, глу­бина — к религии». Вто­рой как бы добавил: «Когда смотришь на усыпанное звездами небо... философия взывает к религии, а религия добавляет пре­лести фило­софии». Цель религии и конечная цель фи­ло­софии в духовно-практическом плане — поднять чело­ве­ка над сферой обыденности, увлечь его высо­кими идеалами и вооружить благородной стратегией челове­ческой жизни.

Однако указанные элементы общности религии и фило­софии не снимают принципиального различия идеализма и материализма при рассмотрении и решении философских проблем. А обществен­но-историческая практика человека как критерий истины, хотя бы в тенденции, подтверждает мате­риализм. Вот почему принцип мате­риализма как основа мировоззрения представляется более убеди­тельным и фунда­мен­тальным, чем идеализм и религиозная вера.

Таким образом, можно утверждать, что современная раз­витая и прогрессивная философия — это научно-теоре­ти­ческое мировоззре­ние с широким (диалектическим) стилем мышления.

Тесная связь философии с культурой, личностный, субъек­­тивный фактор философии роднит ее с искусством, отличаю­щимся широ­ким разнообразием стилей, манер, языков. Но все-таки философия не тождественна искусству. В отличие от искусства философия не просто выражает субъективный мир человека, а претендует на осо­знание места человека в мире. Даже в художественной форме философия не перестает быть теоретизированием, спором о понятиях. Это вы­водит филосо­фию далеко за границы собственно эстетической сфе­ры.