Структура и функции сознания

В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы, элементы (компоненты), функции и свойства. Так, по характеру (степени) осмысленности субъек­том его отношения к действительности психическую деятель­ность под­раз­деляют на два уже упомянутых основных уровня: собственно сознательное (точнее было бы сказать «осознанное», то есть отчетливо осмысленное) и бессозна­тельное (неосознанное, неосмысленное). Бессознательные психические процессы непо­сред­ст­венно не участвуют в со­знательном отношении человека и реальности, но они опо­сре­дованно активно влияют на протекание и осуществление осознанных психических процес­сов и поведение личности вообще. Бессознательное — это неявные, скрытые, но глубинные детерминанты сознания человека. Например, инс­тинк­ты, скрытые влечения, сновидения и т. п. В XIX–XX вв. проблемой бессознательного занимались А. Шопенгауэр, Э. Гарт­ман, Ф. Ницше и З. Фрейд (о концепции последнего смотри тему «Природа и существование человека»). Харак­терной чертой трактовок сознания названными философами является преувеличение роли бессознательного в душевной жизни чело­века. В настоящее время значительное число философов и пси­хо­логов полагают, что сознание в целом при различных формах взаимодействия его с бессознательным способно конт­ро­лиро­вать последнее, а также занимать веду­щую роль при формиро­ва­нии человеком общей линии пове­дения (см., напр.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М., 2005).

Отечественный философ А.В. Иванов в работе «Созна­ние и мышление» (М., 1994) выделяет на функционально-деятельност­ной основе следующие четыре сферы сознания. Первую сферу составляют телесно-перцептивные способ­ности (ощущения, восприятия, представления) и получаемая на их основе первичная информация о мире. Основной целью и регулятором этой сферы является полезность и целесооб­раз­ность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных и соци­альных явлений. Ко второй сфере относятся логико-понятий­ные компоненты и операции сознания. Основной целью и регу­ля­тором данной сферы является истина. Третью сферу состав­ляет эмоциональная область сознания. Это сфера субъективно-психологических переживаний по поводу событий, с которыми сталкивается человек. Основной целью и регуля­тором этой сфе­ры высту­пает стремление к получению удоволь­ст­вия. К чет­вер­той сфере относятся ценностно-мотивационные (ценностно-смысловые) компоненты созна­ния. Основной целью и регуля­тором данной сферы являются ценности как формы согласова­ния предметной реальности с духовными целями и смыслами. Сам автор описанной структуры сознания спра­ведливо отме­чает, что такое расчленение в значительной мере условно по отношению к реально существующему сознанию.

Рассматривая сознание в праксеологическом аспекте, то есть как реально функционирующую систему, можно всю психическую сферу (деятельность) подразделить на более узкие области (структуры), чем это представлено выше. Тра­диционно считается, что психическая деятельность склады­вается из совокупности чувственных, мыслительных, эмоцио­нальных, волевых и мнемических (относящихся к памяти) структур. И все эти структуры, выполняя свои специфи­ческие функции, связаны в единое целое. Все они находятся в системном единстве. Более того, всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним миром. Чувственная струк­тура и ее процессы поставляют сознанию первичную инфор­мацию. Мыслитель­ные процессы опосредуют, обобщают эту информацию и продуцируют новое знание. Эмоции, пережива­ния, без кото­рых не бывает поиска истины, обеспечивают акт оценки, аксиологической интерпретации получаемой информа­ции (знания). Память как способность сохранять и воспроизво­дить предыдущий опыт упорядочивает информацию и хранит ее до востребования. Волевыепроцессы психики обеспечи­вают регуляцию человеческой жизнедеятельности и прео­до­ление препятствий на пути достижения целей.

Структура сознания находит выражение в его функциях. Последние определяются ролью сознания в жизнедея­тель­ности человека и общества. Выделение конкретных функций такой сложной целостности, как сознание, естественно, явля­ет­ся в какой-то мере условным. Чаще всего указывают на такие функ­ции, как познавательная, целеполагающая, рефлективная, ком­му­никативно-регулятивная и творческая (преобразова­тель­ная). С помощью познавательной функции происходит формирование идеальных образов реальности, осуществляется производство знания. С помощью целепола­гаю­щей функции человек вырабатывает цели своей деятель­ности, осу­щест­вляет мысленное предвосхищение ре­зультатов деятельности. С помощью рефлективной функции человек осуществляет анализ собственных мыслей и пере­живаний. Именно в результате рефлексии возникают сомне­ния в пра­вильности собственного знания и поведения. Ком­му­ни­ка­тивно-регулятивная функция касается регуляции отноше­ний между людьми и социальными группами. В ходе реали­зации этой функции складываются определенные нормы общения и поведения.

Известно, что сознание не только отражает мир, но и творит (преобразует) его. Это находит свое выражение в творческой(креативной) функции. Это конструктивно-твор­чес­кая работа сознания по формированию «второй природы» — мира материальной и духовной культуры.

В заключение необходимо хотя бы кратко ответить еще на один вопрос: «Чем же является сознание для человека: благом или тяжестью, наказанием?» Еще Аристотель отме­чал, что мышление (значит и сознание) является страда­ни­ем. Многие философы современности справедливо отмечают, что сознание не только благо, но одновременно и крест, кото­рый всю жизнь несет человек. Фирдоуси писал:

От разума — печаль и наслажденье,

От разума — величье и паденье.

И еще. Отечественный философ Э.В. Ильенков отмечал, что большинство мыслителей всерьез полагают, что без сознания человек был бы счастливее, так как не знал бы душевных стра­да­ний. Однако не все мыслители разделяют указанное мнение о роли страдания в жизни человека. В частности, положительную роль страдания в духовном опыте человека отмечали М. Экхарт, Ф. Достоевский, Ф. Ницше. И что бы там ни писали и ни говорили о сознании как страдании, большинство людей могут воскликнуть вместе А.С. Пушкиным:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…