Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение

Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей о челове­ческой жизни. Собственно фило­софия «начи­нается» тогда, когда че­ловек стремится постичь сущность бытия и свое место в мире, с ка­кой бы стороны он ни заходил к этим коренным проблемам мировоз­зрения. Иначе говоря, философия возникает на основе потребности в целостном понимании мира как связного и единого целого, позво­ляющего человеку определиться в нем. Перед филосо­фией всегда стояли и стоят сейчас ряд проблем, которыми не занимаются спе­циальные науки. Это — природа и происхож­дение мира, сущность и существование человека, смысл и цель жизни, возможности позна­ния, суть и природа морали и т. п. Это так называемые «вечные» и «проклятые» вопросы. Ими зани­мались древние философы, ими зани­маются и современ­ные. И на эти вопросы нет радикальных ответов до сих пор. Одни, как, скажем, Н. Бердяев, видят смысл жизни уже в поисках этого смысла, другие же считают бессмыс­ленной саму поста­новку во­проса о смысле жизни. Действи­тельно, трудно дать ответ на этот «проклятый» вопрос. Каждая эпоха, да и каждый отдельный человек, отвечают на него по-своему.

Многие философские проблемы, будучи фундаменталь­ны­ми, не­исчерпаемы(их нельзя разрешить раз и навсегда) и по­стоянно вос­производятся новыми поколениями. Поэтому фило­софия, являясь гуманитарным феноменом, никогда не лишалась своего предмета и никогда не лишится его в будущем. Философия нужна человеку как вечная потреб­ность в поисках ответов на вопросы бытия и смысла своего сущест­вования. Пока существует человек, ищущий, сомне­вающийся, вопрошающий, будет существовать и фило­софия. Афа­насий Фет писал: «Все, что вечно, — человечно». Но, пока жив человек, верно и обратное: «Все, что чело­веч-но, — вечно».

Одна из особенностей философии состоит в том, что ни одна из частных наук не может сравниться с ней по много­образию подхо­дов, точек зрения, по разнообразию ответов на вопросы, которыми она задается (занимается). Видимо, в связи с этим один известный философ за­метил, что фило­со­фия в течение веков разрабатывается превос­ходными умами и несмотря на это в ней до сих пор нет ни одного по­ложения, которое не служило бы предметом споров. Более того, в связи с постоянным обращением философии к одним и тем же проблемам и отсутствием заметного прогресса в их решении (в сравнении с прогрессом в конкретных науках) иногда утверждается, что для философии прежде всего важны не ре­шения, аименно проблемы. Однако указанную особенность философии нельзя рас­сматривать как ее банк­ротство, а последний аргумент не является убедительным. Во-первых, если подходить к реше­нию «вечных» про­блем конкретно-исторически, то эти проб­лемы перестают быть аб­со­лют­но «вечными» и неразреши­мыми. Они оказываются от­крытыми и неза­вер­шенными лишь с точки зрения истори­ческого развития практики.

Во-вторых, в каждую новую эпоху философия вос­про­изводит свою проблематику на новом, высшем уровне позна­ния, и при этом, углубляя ее, пытается решить на основе нового исто­ри­ческого опыта. В-третьих, и это главное, «веч­ные» аргументы рациональны по своей природе и обладают объ­яснительной силой. Они характери­зуют содержание раз­лич­ных (в том числе гносеологических) идеалов и норм, в соответствии с ко­торыми решаются фило­софские проблемы познания, нравст­вен­ности, существования человека и т. п.

В процессе философской деятельности вырабатываются концепты и модели, которые все более адекватно отража­ют состояние общества и потреб­ностей челове­ка и способ­ствуют решению реальных жизненных проблем. Сошлёмся здесь на зна­менитые «апории» (парадоксы) Зенона Элейского. В этих апориях античный философ впервые выразил трудности в познании движения. Одна из них – самая известная – гласит, что быстроногий Ахилл никогда не до­гонит черепахи, ибо, пока бегун достигает того мес­та, где находилась черепаха в момент «старта», последняя успеет продвинуться на какое-то расстоя­ние вперед. Расстояние между ними будет сокра­щаться, но никогда не будет равно нулю, поскольку между двумя ближайшими точками на одной прямой всегда можно поставить третью.

Отправляясь от апорий Зенона, филосо­фия пришла к осо­знанию и выражению одной из важ­нейших своих идей — идее единства диалектики, логики и теории познания. С пози­ций современной развитой диалек­ти­ки, в свою очередь, становится понятной метафизичность рассуж­дений Зенона (отрыв одной про­тивоположности от другой) и открывается выход из логических тупи­ков его апорий. С другой стороны, апории явились прообразом тех проблем, с которыми столк­нулась математика множеств уже в наше время. Неоспори­мо влияние Зенона на Платона, Эвклида и Архимеда и на после­дующую математическую мысль (Лейбниц, Лобачевский).

Таким образом, постановка философских проблем стимулировала развитие конкретных наук. Что же касается связи философии с практикой, то она двояка. Как форма общественного сознания она воздействует на человеческие отношения опосредованно — через другие компоненты духовной сферы. В качестве же ядра или формы мировоз­зрения она влияет на поведение человека непосредственно. Хотя философия несет в себе «вечные» проблемы, они всегда преломляются через конкретное содержание данной эпохи и личности. Философия соединяет «вечные» проблемы с вполне кон­кретными злобо­дневными проблемами, целями, идеалами как об­щества в целом, так и отдельных индивидов. В конечном счете, все современные экзистенциальные (т. е. связанные с существованием человека) проблемы являются философскими.

Таким образом, обращение новых поколений философов к «вечным» проблемам и «вечным» аргументам, дискуссия и полемика с мыслителями прошлого — это не недостаток, а нормальное состояние фило­софии, соответ­ствующее ее подлинной природе. А проблема­тич­ность и открытость фи­ло­софского знания не снимает ее познавательной ценности. Конечно, философия не должна быть формой утверждения и оправдания всего существующего, а лишь критическим ана­ли­зом, осмыс­ле­нием проблем эпохи. И обсуждение проблем, выдвигаемых жизнью, должно решаться философскими средствами в соот­ветствии с природой филосо­фии. Как заме­тил французский писатель Антуан де Ривароль: «Философы более похожи на анатомов, чем на врачей: они вскрывают, но не из­лечивают».