Исходные понятия гносеологии

Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тель­ность субъекта (общества), ориентированная на получе­ние достовер­ных знаний о мире (об объекте). Субъект есть целостный многогранный индивид (общество), познающий реальность. Объект есть реальность (или ее фрагмент), на который направ­лена познавательная деятельность субъекта. Социальная при­рода субъекта познания определяется тем, что таковым он может быть лишь постольку, поскольку данный индивид в определенной мере овладел созданным человечеством миром культуры — формами языка, логичес­кими категориями, орудия­ми предметно-практической дея­тель­ности и многими други­ми элементами культуры. Субъект-объектное отношение составля­ет исходную струк­туру познания. В самом общем виде говоря, знание возникает в процессе взаимодействия субъекта с объектом на основе отражения как познавательного процесса и общест­венно-исторической практики.

Знание в широком смысле есть определенные представ­ления, сведения, информация о мире, реальности (объектив­ной или субъективной). Это субъективный образ реальности. Знания, адекватные реальности, полученные в результате познания, называются истинными. И вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных харак­теристик объек­та, то есть проблема истины, является основ­ной проблемой и непосредственной целью познания. Конечной же целью познания является практика.

Объективное в гносеологическом аспекте — это неза­ви­симость содержания познания и знания от человека и челове­чества. Субъективноев познании в широком смысле то, что зависит от сознания субъекта. Субъективное в содержании знания — это то, что детерминировано (определено) исклю­чи­тельно сознанием субъекта, то есть не детерминировано объек­том. Истинное знание объективно по содержанию, но субъек­тивно по форме. Объективное содержание знания возникает как следствие активной деятельности субъекта. В процессе позна­ния что-то «идет» от объекта, что-то — от субъекта. В связи с этим возникает главный вопрос познания, связанный с истиной: в какой мере знание обусловлено осо­бен­ностями познаваемого объекта и в какой — деятель­нос­тью познающего субъекта? Последний, как упомянуто, акти­вен в своей познавательной деятельности. И, к сожалению, трудно (если вообще возможно) расчленить результат позна­ния на «следы» объекта в субъекте и «следы» активности самого субъекта.

Классификация знания может производиться по разным основаниям. Наиболее распространенными видами знания являются обыденное, научное и художественно-образное. По уровню познания, по источнику, глубине проникновения в дей­ст­вительность и сфере функционирования знание под­раз­де­ляет­ся на обыденное и научное. Обыденное знание опирается на здравый смысл и повседневный опыт человека. Оно не прони­кает глубоко в действительность, но помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире при решении своих житейских проблем.

Научное знание отличается систематичностью и опи­ра­ет­ся на определенные познавательные процедуры. Особен­ностями этого вида знания являются эмпирическая или логическая обоснованность и проверяемость. Научные знания в свою оче­редь разделяются на эмпирическое (опытное) и теоретическое (абстрактно-логическое).

По характеру и средствам воспроизведения реальности знание можно подразделить на рациональное и художест­венно-образное. К первому можно отнести научное знание. Ко второму относится отражение реальности в системе конкретно-чувственных образов.

Конечно, существуют и многие другие виды знания. В частности, мифологическое и религиозное, философское и частно-научное, естественно-научное и гуманитарное и т. п. О некоторых из них мы уже писали в других разделах.

Для формирования знания необходимо понимание. По­след­нее есть операция мышления, заключающаяся в постиже­нии смысла и значения чего-либо на основе определенных принципов и норм. В познании понимание касается, прежде всего, постижения значений языковых явлений, в которых выражается знание. Понимание предполагает усвоение неко­то­рого нового содержания и включение его в систему преж­них, устоявшихся представлений. Понимание в познании тесно связано с явлениями синонимии, перевода и интерпре­тации в широком смысле. Понимание в познании предпола­гает актив­ность субъекта и опирается на нее в процессе по­знавательной деятельности. Феномен понимания проявляется в определениях понятий, в интерпретациях теорий, в проце­дурах обоснования знания и т. п.