Нужна ли категория истины современному мышлению?

Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых, неопре­деленным является центральное понятие истины «со­от­ветствие» («адекватность»). Отражение не является зер­каль­ным актом. И это самое главное. Нет жесткого однознач­ного соответствия между чувственными данными, эмпирией, опытом и рацио­наль­ными, теоретическими элементами и конструкциями (теория­ми). На это, в частности, указывает холизм (приоритет целого над частью) Куайна: невозмож­ность четкого разграничения ана­литического и синтетичес­кого, невозможность редукции теоре­тического к эмпиричес­кому. Во-вторых, отмечаемая трудность связана с относи­тель­ностью, следовательно, неопределенностью практики как критерия истины. Последний довольно успешно работает на уровне повседневного опыта. Однако при установ­лении истин­ности теорий этот критерий становится очень рас­плыв­чатым. В-третьих, очень трудно (если вообще возможно) вычленить абсолютное знание из состава относительного. Ведь всякое знание, прежде всего, относительно, так как добывается в определенных условиях. Абсолютизация этого обстоятельства ведет к релятивизму — одному из главных врагов рацио­наль­ности и возможности постижения истины.

Однако без понятия истины не может быть убедительной теории познания и познания как такового. И, конечно, не все философы негативно относятся к понятию истины и возмож­нос­ти ее постижения. Из современных отечественных фило­софов понятие истины защищают Е.А. Коротков, К.А. Зуев и другие. Так, К.А. Коротков пишет: «Соображения о принад­лежности категории истины исключительно мифологичес­ко­му сознанию достаточно остроумны. Однако, на мой взгляд, эти аргументы нельзя признать решающими, поскольку обсуждаемая категория слишком глубоко укоренена в науч­ной теории и практике» (Коротков Е.А. Эпистемологические образы научной истины // Общественные науки и современ­ность. – 1995. – № 6. – С. 123). К.А. Зуев в свою очередь замечает: «Истина, очевидно, относит­ся к тем фундамен­тальным понятиям, раздумывать над смыслом которых человеку суждено до тех пор, пока он таковым остается…» (Зуев К.А. Следует ли считать архаизмом понятие научной истины? // Общественные науки и современность. – 1995. – № 6. – С. 125).