Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления

Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представляет собой знание, заключающее в себе скры­тое или явное отношение к предметам и явлениям реаль­ности. В общественном или индивидуальном сознании оно выполняет контрольно-консультативную функцию, регули­рую­щую поведе­ние людей в обществе. Для гносеологии более значимо понятие «мнение» в узком смысле. Это субъективное соображение, предположение о чем-либо, при­ни­маемое без достаточного осно­вания, не проверенное на соответствие его реальности. Такое гносеологическое явле­ние возникает в условиях неопре­деленности познавательной ситуации. Оно тесно связано с психологией субъекта позна­ния. Поскольку такое мне­ние может оказаться истинным или ложным, его можно считать разновидностью знания. Но по сравнению с истинным зна­нием оно носит более вероят­ност­ный характер. Не случайно говорится: «Там, где закан­чи­вается знание, начинается мнение». Мнение выступает в процессе познания как неточное, ста­новящееся знание.

Понятие веры аналогично понятию мнения также упо­требляется в широком и узком смыслах. Понятие веры в широком смысле, по существу, имеет место во всех сферах жизнедеятельности людей как особое состояние психики, как свободное самоопределение человека по отношению к миру вещей и явлений. Проявляется это самоопределение, в основ­ном, в безобоснованном, но несомненном доверии и стрем­лении к некоей ценности (предмету веры). В качестве послед­него может выступать достижение какой-либо цели жизни, истин­ность идей и теорий, Бог, чудо и т. п. В психологи­ческом фено­мене веры неразрывно сочетаются когнитивный (познава­тель­ный), эмоциональный и волевой компоненты. Такого рода вера выступает одной из основ человеческого существования и важ­ным стимулом активности людей во всех областях деятель­нос­ти, в том числе и в познании. Не случайно В.И. Ленин отмечал: «Идея есть познание и стрем­ление (хотение) человека…» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29 С. 177). Однако следует помнить, что вера в широком смысле не только может привести к обоснованному знанию и истине, но и увести в сторону от знания и даже препятст­вовать его достижению, так как верить можно и в самые нелепые вещи.

В узкоспециальном, сакральном, смысле вера высту­пает как основа религиозного мировоззрения. Это интегра­тивная черта сознания, заключающаяся в уверенности в ре­аль­ном су­щест­вовании сверхъестественных существ, свойств и отноше­ний. В англоязычных странах для различения свет­ской и религиозной веры существует два слова. Религиозная вера обо­значается словом faith («фейтх»), а светская и гносеологическая вера (теоретическая вера в то, что есть) — словом belief(«билиф»).

Радикальной верой в узкогносеологическом смысле является некритическое, безусловное принятие некоторого по­ло­же­ния как истинного. Такая вера равносильна за­блуждению.

Процесс поиска истины всегда сопровождается заблуж­де­ниями. Заблуждение — это искаженное воспроизведение (отра­жение) действительности. Например, в философии и науке многие годы истинной считалась геоцентрическая систе­ма Птолемея, признававшая в качестве центра нашей планетной системы и даже мироздания Землю, а не Солнце. Аналогичные примеры есть и в других областях научного знания. Заблуж­дение может увести в сторону от истинного знания, но может стать и стимулом разработки истинных теорий. В частности, в русле такого заблуждения, как алхимия, происходило формиро­вание химии как науки о веществе.

Заблуждение необходимо отличать от лжи — сознатель­ного искажения истины — и ошибок индивида как непра­виль­ных действий, вызванных личными, случайными причи­нами. Заблуждение есть момент процесса познания, который возни­кает и существует как односторонность этого процесса. Оно обусловлено ограниченностью общественно-исторической прак­ти­ки и уровнем наличного знания либо абсолютизацией отдель­ных сторон познания или сторон исследуемого объекта.

Понять природу заблуждения и его роль в процессе позна­ния можно лишь при учете диалектического харак­тера этого сложного процесса. В соответствии с этим заблуж­дение, возни­каю­щее в научном познании, находится в диа­лек­тическом взаимо­отношении с истиной. А сам познава­тельный процесс пред­стает как движение относительных истин к абсолютной истине как своему гносеологическому идеалу. При этом отно­сительные истины включают в себя и объективно верные, и ошибочные элементы отражения дейст­ви­тельности. В то же время нет и не может быть абсолют­ного заблуждения, т. е. такого представления, которое не отражало бы верно некоторые элементы реальности. Вместе с развитием позна­ния и практики меняются наши представле­ния и оценки об истинности и заблуждении конкретного научного знания. То, что призна­ва­лось истинным в одно время (пусть и продолжительное), может оказаться заблуж­дением в свете новых фактов, и наоборот, то, что считалось заблуждением, может стать истиной. Так что афоризм фран­цузского писателя Жюля Ромена о том, что неред­ко заблуж­дение — это та же истина, которой, однако, не дали еще со­зреть, не лишен позитивного смысла. Прав и немецкий поэт XIX века Фридрих Рюккерт, когда писал: «Во всяком за­блуж­дении есть ядро истины, так же, как во всякой истине есть ядро заблуждения». Разумен и призыв Вольтера: «Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям».