Основные проблемы и направления философии

Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме основ­ная проблема мировоззрения «человек — мир» предстает как пробле­ма отношения мышления к бытию, созна­ния к материи, и называется основным вопросом философии (ОВФ). Данный вопрос пронизывает всю фило­софию гене­ти­чески (исторически) и функционально, хотя в прошлом и в настоящее время некоторые философы пыта­ются его обойти. Но поскольку этот вопрос является логи­чес­ким закономер­ным продолжением и обобщением основной мировоззренческой проблемы, то изъять его из философии невозможно. Более того, в духовно-практическом плане ответ на этот вопрос пред­определяет характер мировоззрения и поведения личности. В связи со всем этим он дейст­вительно является основным вопросом философии, хотя и не единственным.

ОВФ в абстрактной форме фиксирует предельные осно­ва­ния бы­тия человека и противоречивость его взаимо­от­ноше­ния с окружаю­щим миром. Осознание этой противоре­чивости и необходимости как-то решать эту проблему есть начало фило­софии. Как только че­ловек начинает выделять себя из окружаю­щего мира, сразу же воз­никает проблема его отношений с ним. А философия возникает тог­да, когда доста­точно развитый человек начинает обосно­вывать истинность и значимость мировоззрения. Последнее же так или иначе связано с ОВФ. В ко­нечном счете ОВФ при­сутствует в том или ином модифицированном виде при решении почти всех философских проблем.

ОВФ не выдуман самими философами. Он вытекает не из аб­страктного соотнесения сознания и материи, а из ак­тивно-практического отношения человека к миру. В практи­ке, в един­стве духовной и предметно-чувственной дея­тель­ности, человек удваивает себя и мир своего бытия в сознании (в образах). Это составляет ре­альную основу возникновения вопроса о соотно­ше­нии сознания и материи, идеального и материального. И в то же время в практике раскрывается взаимосвязь между духом и природой. В практике в резуль­тате эффективности целеполагания (и преобразования мира) прояв­ляется мощь, посюсторонность нашего мышления, а материя и сознание выступают как две стороны человеческой жизнедеятель­ности.

Проблемность ОВФ в самом общем виде сводится к воп­росу: что чем определяется — сознание материей или нао­борот? И соответ­ственно: на что ориентироваться человеку в своей практической деятельности, какова та первооснова мира, опираясь на которую, он может успешно действовать в нем в целях удовлетворения своих по­требностей и инте­ресов? Необ­ходимость решения ОВФ определя­лась прежде всего развитием трудовой деятельности людей, их борьбой и интересами науч­ного познания. И поскольку от того или иного решения основ­ного вопроса философии зависит отно­шение человека к действительности, понимание историчес­ких событий, нравст­венных принципов, практическое пове­дение в общественной жизни, постольку ответ на него необходим каждому образо­ванному человеку.

Конечно, мировоззренческая и методологическая зна­чи­мость ОВФ не очевидна, она не лежит на поверхности. Потре­бовался длинный и трудный путь для развития философии, для ее осознания и науч­ного обоснования. Наи­более определенно она выявилась лишь в XVII–XVIII веках, в период активного раз­межевания философии с рели­гией и конкретными науками. Научное обоснование и четкую фор­мулировку ОВФ впервые дали основоположники марксизма. Вслед за классиками марк­сизма в литературе традиционно выделяют два основных аспекта (стороны) ОВФ — онто­логический и гносео­логический. Однако отношение человека к миру даже в самом общем виде более многообразно и к тому же все более услож­няется, поэтому ОВФ имеет значительно больше аспектов и форм проявления. Укажем на некоторые важнейшие аспекты ОВФ:

1) отношение духа и природы в генетическом плане (онтологический аспект);

2) отношение между нашими взглядами на вещи и самими ве­щами (гносеологический аспект);

3) отношение между общественным сознанием и общест­вен­ным бытием (социологический аспект);

4) отношение между духовной деятельностью и мате­риаль­ной деятельностью (праксеологический аспект);

5) отношение между знанием и действием (прагма­ти­ческий аспект);

6) отношение между идеалом и реальностью (аксиологи­ческий аспект);

7) отношение свободы и необходимости (социально-де­тер­министский аспект);

8) отношение человека и техники;

9) отношение души и тела (психофизический аспект);

10) отношение между человеком и космосом (космологи­чес­кий аспект) и т. д.

Первые два аспекта (стороны) ОВФ очень су­щественны именно в мировоззренческом отношении. Первая сто­рона ОВФ — это вопрос о том, что является первичным: материя или сознание. Вторая сторона — воп­рос о том, позна­ваем ли мир. В соответствии с определенным решением первой стороны ОВФ существует лишь два последо­вательных (и монисти­ческих) философских мировоззрения — материа­лизм и идеализм. Они составляют основные направ­ления в философии.

Материализм (Демокрит, Лукреций, Т. Гоббс, К. Маркс, В.И. Ленин) признает первичным природную и социальную реальность, а вторич­ным (производным) сознание. За основу всей действительности материализм принимает объективную (т. е. не зависящую от созна­ния) реальность (материю). Сам человек материализмом рассмат­ривается как продукт раз­вития природы. Причем при решении пер­вой стороны ОВФ сознание не противопоставляется материи, а, напротив, под­черкивается, что оно есть свойство высокоорганизован­ной материи. Мир, космос в материализме предстает как упорядо­ченная система, базирующаяся на причинно-следственных связях. Эта система самоценна и самодостаточна, она никем не сотворена и сущест­вует вечно. Гносеологические корни материализма уходят в общественно-историческую прак­тику человека.

Сторонники идеализма (Платон, Дж. Беркли, Гегель, С. Рад­хакришнан) полагают, что основу реальности образуют не материаль­ные предметы, а сознание (идеи или души). Спо­собность к самораз­витию признается лишь за духовным нача­лом. Предметы реаль­ности при этом не отрицаются, но рас­смат­риваются как низший род бытия, как нечто вторичное (сотво­ренное). Сущность человека, по мнению идеалистов, мен­тальна, ее выражают мышление, чувство, система ценностей.

В отношении второй стороны ОВФ также существует два альтер­нативных ответа: положительный и отрицательный. По­следняя по­зиция называется агностицизмом. Представи­тели агно­стицизма в различных формах (от скептицизма до крайнего иррационализма) сомневаются в возмож­ности познания мира.

В различные исторические периоды материализм и идеа­лизм при­нимают различные формы. Наиболее развитыми формами этих на­правлений в истории философии является объективный диалектиче­ский идеализм Гегеля и диалек­тический материализм марксизма. Домарксовские материа­листы правильно указывали на первичность материи и вто­рич­ность сознания, но понимали отношение мышле­ния к бы­тию как чисто теоретическое (созерцательное), как пассив­ное отношение человека к миру. На самом же деле отношение мыш­ления к бытию есть сложный процесс активного прак­тического и теоретического взаимодействия человека с окру­жающим миром с целью изменения его в своих интересах. И на это указал лишь диа­лектический материализм, возникший в середине XIX века.

Идеализм нельзя толковать упро­щенно и нельзя к нему относиться пренебрежительно. Идеализм в прошлом, и в особенности современный, достаточно сложное явление. Если бы содержание всех идеалистических учений сводилось лишь к утверждению первичности сознания, иначе говоря, если бы они были ложными от начала до конца, то озна­комление с ними не могло бы нас ничему научить. Между тем, несмотря на идеалисти­ческие по­зиции, такие философы, как Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Н.А. Бер­дяев, В.С. Со­ловьев, П.А. Фло­рен­ский и другие, сыграли немалую роль в борьбе за создание более гуманного общества. Да и в про­изведениях современных идеалистов по тем или иным вопро­сам со­дер­жатся интересные идеи и решения. В. И. Ленин не случайно подчерки­вал, что умный идеализм нередко ока­зы­вается «ближе к умному ма­териализму, чем глупый материа­лизм». В историко-философском процессе материализм и идеализм, ведя между собой постоянно по­лемику, не только взаимоисключают друг друга, но и дополняют.

Возможность возникновения идеализма кроется прежде всего в самом процессе познания. Последний сложен, про­ти­во­речив и всегда содержит в себе возможность отрыва мысли от действитель­ности. Раздувание, преувеличение роли от­дель­ных сторон, моментов познания, абсолютизация их ведет к идеа­лизму, составляя его гносеологические корни. Социальными усло­виями возникновения идеализма являются отделение умствен­но­го труда от физического и появление классов (т. е. воз­ник­новение неоднородности общества). Абсолютизация духовной деятельности в этих условиях, односто­ронний и субъективный подход к истолкованию действительности ведет к идеализму.

Материализм и идеализм — два радикально противо­полож­ных на­правления в философии, и в принадлежности к одному из них про­является партийность ее. Партийность философии в классовом об­ществе обнаруживает связь основ­ных направлений с интересами тех или иных социальных сил. Таким образом, в классовом об­ществе философия выполняет и идеологическую функцию. Конеч­но, к вопросу социаль­ного аспекта партий­ности философии нельзя подходить вульгарно-социологически. Например, не следует пола­гать, будто каждый философ всегда преднамеренно приспосабли­вает свое учение к интересам того или иного класса. На самом деле любая философская теория, решая определенные вопросы и будучи аксиологической, в конечном счете объек­тивно может соответство­вать интересам какой-то части об­щества и противоречить интересам ее идейных противников. К сожалению, в недавнем прошлом в на­шей стране партий­ность философии связывали и с требованием партийно-государственной монополии на мировоззрение.

Как уже упоминалось, не все философские учения, шко­лы и на­правления признают изложенную выше проблематику основ­ной. Так, прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джеймс) в ка­честве основания фило­софского размышления берет только человеческий опыт. Экзистен­циализм (Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер) концентри­руют свое вни­мание на иррациональной природе отдельного челове­ка. Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап) основной философской проблемой считает совер­шенствование язы­ка. Все они пытаются прежде всего обойти первую сторону ОВФ (вопрос об объективности мира). Однако фактически и в конеч­ном счете указанная фило­софская проблематика этих направ­лений ка­сается и ОВФ.