Основные формы научного познания

Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обогащение содержания знания и смена форм, в которых это знание су­ществует и развивается. Эмпи­ри­ческие факты, научная проблема, возникающая из потреб­нос­ти их объяснения, гипотеза и ее подтверждение (или опровер­же­ние) и, наконец, теория, объясняющая факты, фор­мулирующая законы, — таковы ос­новные этапы опре­делен­ного цикла позна­ния и, соответственно, формы науч­ного познания.

Объективным фактом обычно называют событие, явле­ние, процесс, которые произошли на самом деле. Научный факт есть фрагмент эмпирического опыта человека, выра­жен­ный в языке и включенный в научное познание. Иначе говоря, научный факт есть то, что непосредственно или опо­средованно подтверждено путем наблюдения и эксперимента.

Роль фактов в научном познании огромна. Не случайно при рассмот­рении научного факта мы сталкиваемся с проти­во­по­лож­ными философски­ми концепциями. Научное иссле­до­вание предполагает особую строгость в их отборе и опи­сании, требует объективности, всесторонности и кон­кретно-исторического под­хода к ним. Кроме того, знание факта не есть еще подлинно научное знание. Наука не может довольст­воваться ответом на вопросы: «Что это?» и «Как это происходит?». Она всегда стре­мится углубиться от явления к сущности, к закономерности, то есть она стремится ответить на вопрос: «Почему это проис­хо­дит так, а не иначе?». В связи с этим нельзя согласиться с позитивистской концеп­цией науки, ограничивающей задачи науки лишь сбором и опи­санием фактов. Такая позитивистская эмпирически окра­шенная позиция во многом характерна для книги У. Куайна «Слово и объект» (М., 2000). Например, Куайн констатирует факт неопре­де­ленности (индетерминированности) перевода только на осно­ве наблюдения речевого поведения носителя языка, то есть бихе­вио­ристских критериев. Более того, при анализе этой проб­лемы автор приходит к гносеологическому плюрализму, когда утверждает, что при осуществлении пере­вода лингвист может опираться на любые «аналитические гипотезы» (говоря словами Куайна), и нет смысла спраши­вать, какие из них правильны. В связи с этим представ­ляется в основном правильной оценка теоретических построений У. Куайна известным лингвистом Н. Хомским как построе­ний, не углубляю­щих наше понимание природы языка.

Стремление объяснить явление, вскрыть его причины по­рож­дает то, что именуется научной проблемой. Ее вкратце мож­но определить как знание о нашем незнании. Проблема возникает лишь тогда, когда мы осознаем неполноту и неза­вер­шенность некоторого знания и ставим цель ликвидировать обна­руженный пробел. Внешне проблема выражается в ка­честве вопроса, относящегося к тому или иному иссле­дуемому явле­нию. Анализ проблемы в научном исследовании раскрывает реальную логику творческого процесса, диалек­тику взаимо­дейст­вия субъекта и объекта. При этом раскры­вается эвристи­ческая роль принципа диалектического про­ти­воречия. В проб­леме отражается постоянно возникающее и разрешающееся противоречие между субъектом и объек­том, теоретической и прак­тической деятельностью человека, между различными свой­ст­вами ис­следуемого или конструи­руемого объекта и т. д. Осо­бенно наглядно проявляются научно-технические противо­ре­чия в самолетостроении. Ма­ши­ну необходимо сделать проч­ной и легкой. А эти последние борются между собой. И перед конст­рукторами стоит про­блема умело разрешить это противоречие.

Дальнейшим развитием проблемы является гипотеза. Вся­кое проник­новение в сущность явления, познание внут­ренних связей, причин, зако­на начинается с выдвижения гипотезы и осуществляется путем смены и уточнения гипо­тез. Гипотеза есть научно обоснованное предположение о существова­нии некоторого явления, предположение о внут­ренней структуре или воз­можных функциях явления и, наконец, о причине, законе возникновения и развития явления. Гипотеза есть форма веро­ят­ностного знания. Эвристическая ценность гипотезы состоит в том, что в ней через вероятност­ное объяснение (предположение) связы­вает­ся ранее известное с неизвестным, новым. Следует упомя­нуть, что в современной западной философии иногда проводится идея о невоз­мож­ности превращения гипотезы в достоверную научную теорию.

Доказанная, подтвержденная практикой гипотеза, стано­вит­ся теорией — наиболее развитой формой научного знания. Теория представляет со­бой систему идей, понятий, законов, принципов, обобщенно отражающих определенную область действительности, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Задача тео­рии — не только объяс­нять факты, но и предсказывать буду­щее, предви­деть воз­никновение новых явлений. Функция пред­видения придает теории характер активной, преобра­зующей силы, позволяю­щей человеку подчинять своим целям при­род­ные и социаль­ные явления.

Знакомясь с историей науки, с деятельностью выдаю­щихся ученых, мы видим, что это люди большой культуры, широких и разносторонних интересов. Творческое вообра­жение сближает научное творчество с ху­дожественным. Так, Н. Коперник опуб­ликовал свой перевод писем видно­го византийского историка и писателя VII в. н. э. Феофилакта Симокатта, в которых описы­валась сельская жизнь, обсуж­дались нравственные и любовные темы; Галилео Галилей свои главные научные труды — «Диа­лог» и «Беседы» — написал так, что они стали замечательными памятника­ми не только истории науки, но и истории литера­туры. Известно, что Поль Дирак выдвинул идею о существова­нии протона по соображениям чисто эстетическим. К. Циол­ковский не раз говорил, что основные идеи его концепции о космических путешествиях сформиро­вались под сильнейшим воздейст­вием научно-фантастической литературы.

Глубокая эрудиция, острота мышления в сочетании с фи­ло­соф­ской направленностью и блестящими литератур­ными спо­соб­ностями присущи и ученым ХIХ–ХХ веков. В этом убеж­дают работы Д.К. Максвелла, Л. Больцмана, Д.И. Мен­де­леева, И.И. Меч­ни­кова, И.М. Сеченова, А. Пуанкаре, М. План­ка, А. Эйн­штейна, В.И. Вернадского и других. Поистине творческий гений людей неисчерпаем!