Философия и наука. Специфика философского знания

Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выполняет ряд познавательных функций, аналогичных функциям любой науки. Конечно, определение научного статуса философии — не простой вопрос. Спе­цифика фило­софского познания и знания, характер философских проблем и методов, специфика языка философии и ее связи с част­ными науками делают это опре­деление проблематичным. По нашему мнению, современная прогрессивная философия удовлетворяет почти всем критериям научности, хотя и имеет свою специфику по сравне­нию с конкретными науками. Она обладает самостоятельным пред­метом и методом иссле­до­вания, систематичностью и проверяе­мостью. В научно-теоретическом плане она выполняет по отно­ше­нию к объекту исследования обобщающе-объясни­тельную и эвристи­ческую функции, а по отношению к частным наукам и практике — методологическую функцию.

Объектом познания обычно называют область действи­тельности, на которую направлено познание, а предметом — проблемы и задачи, которые решаются определенными средст­­вами и методами при ана­лизе этой действительности. Ученый и философ подходят к окру­жающему миру по-раз­ному: ученый рассматривает его как объект (фрагмент объек­тивной реальнос­ти), философ — как культурный фе­номен (целостную систему «человек – мир»).Субъект-объектная при­рода объекта филосо­фии и рефлексивность философского мышле­ния (направлен­ность сознания на самого себя) составляют специфи­ческую черту философии.

Ни одна из форм знания не имеет столь универсальной, всеохва­тывающей и комплексной объектной области, как фило­софия. А специфическими чертами философского зна­ния (помимо мировоз­зренческого и полемического харак­тера) явля­ются всеобщность (универсальность) и интегратив­ность (синте­тичность), абстрактность и эмпирическая ослаб­ленность, ре­ф­лек­сивность (самоосознанность), аксиологич­ность (ценност­ный характер) и идеологичность.

Философия выступает синтезирующей формой позна­ния. По мет­кому замечанию Г.В. Плеханова, философия есть синтез осознанно­го бытия. Она осуществляет теоретическое обобщение практи­ческой деятельности и данных наук о мире и человеке. Она раскры­вает наиболее общие закономерности функциони­рования и разви­тия природы, общества и мыш­ления. Как интегральная теория фи­лософия выступает основ­ой научной картины мира.

Потребность человека в понимании мира как связного и единого, объективная тенденция в науке к интеграции (син­тезу) знания полу­чают в философии наиболее полное вопло­ще­ние. Данная тенден­ция противостоит другой тенденции — диф­фе­ренциациинаучного знания. Последняя, как и первая, объек­тивна по своему характеру, но таит в себе опасность ограни­чен­ного, узкоспециального взгляда на мир. А для любого специа­лис­та, да и вообще образованного чело­века, необходимо осо­зна­ние того, чем характеризуется научное знание в целом, на том уровне, которого оно уже достигло. Это осо­знание и дает фило­софия как интегральная теория. Именно благо­даря филосо­фии все прошлые знания живут в каждом акте исследо­вания настоящего.

При построении научной картины мира философия опира­ется не только на эмпирическое (опытное) знание, но и на логически, тео­ретически возможное, выбирая наиболее разум­ные (рациональные) допущения. Для философского зна­ния ха­рак­терно в наибольшей степени единство рацио­нального (дис­кур­сивного) и интуитивного (т. е. непосредст­венного интел­лек­туаль­ного схватывания сущности и целост­ности вещей). Специфика философского обобщения допуска­ет рассмотрение мира за пределами человеческого опыта (за пре­делами фактов), философская рациональность охватывает и свер­хопытное.

Философия формулирует общие положения о природе и возмож­ных способах познания еще непознанных явлений. В связи с этим можно говорить о большей гипотетичности философского знания по сравнению с конкретно-научным. Но философии присуща и эври­стическаяфункция. Эта функ­ция философии прояв­ляется в том, что на основе вскрытия общих закономерностей мира она может прогно­зировать (предсказывать) общие тенденции разви­тия и воз­можные состояния мира и самого человека в будущем.