Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реальности — экономику, политику, мораль, искусство, религию и т. д. Важность данной проблемы определяется тем, что без взаимодействия с природой общество существовать не может.
До недавнего времени человечество лишь «эксплуатировало» природу, считая ее ресурсы неисчерпаемыми. Но уже в конце XIX века вследствие развития техногенной цивилизации и установки на «покорение» природы появились первые грозные признаки ухудшения качестваприродной среды существования общества. Особенность настоящего времени состоит в том, что проблема взаимодействия общества и природы приняла кризисный и глобальный характер. И сегодня эта проблема из чисто теоретической превратилась в злободневную практическую задачу преодоления экологического кризиса.
Однако адекватное понимание значения природы для существования и развития общества не сформировалосьполностью до сих пор. И вопрос не так прост, как кажется с первого взгляда. Начнем с анализа понятий и терминов, связанных с употреблением слова «природа».Последнее слово и, соответственно, термин многозначныпо своему смыслу. Обычно этот смысл, если он не оговаривается специально, выявляется с помощью контекста. Однако исходное содержание понятий (интерпретаций терминов), связываемых со словом «природа», задается авторами текста (концепций, теорий). И здесь нет единства мнений. Так, говорят о «природе» как всеобъемлющей реальности, о «природе» как естественной окружающей среде, о «природе» «первой» и «второй», о «природе» сознания, человека, молнии и т. д. В этом многообразии употреблений слова (и термина) «природа» обычно выделяют три вида смыслов (понятий): широкий, узкий и конкретно-специальный. Но каково содержание этих понятий?
Многие авторы учебников по философии полагают, что термин «природа» в широком смысле обозначает всю Вселенную(Универсум), включая общество, в узком — естественную окружающую общество среду, в специальном — совокупность существенных отличительных черт какого-либо объекта (см. напр.: Философия. Часть II. Основные проблемы философии / под ред. В.И. Кириллова. – М., 1997). На наш взгляд, можно согласиться с двумя последними толкованиями термина «природа», но первое вызывает возражение.
Естественно и даже интуитивно ясно, что под природой принято понимать нечто несоциальное. Отношение понятий «природа» и «общество» антонимично. Природа и общество существенно различаются, имеют свою специфику, развиваются по своим законам, хотя и взаимосвязаны генетически и функционально. О несводимости социального в человеке к природному (даже в широком смысле) хорошо подметил М. Пришвин. В очерке «Глаза земли» он писал: «…В природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее».
Материальную организацию человека нельзя свести к биологической. К тому же природа противостоит культуре (чему-то освоенному человеком). В связи с этим выражение «вторая природа» не следует понимать буквально, оно метафорично, поэтому и берется в кавычках. На основании изложенного, по нашему мнению, неправомерновключать в широкий смысл термина «природа» само общество. С этим смыслом следует связывать основную часть Универсума(Вселенной) за исключением общества. Мы согласны с мнением В.А. Канке, который пишет: «Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу…» (Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. Изд. 4-е. – М., 2001. С. 241).
Поскольку общество прежде всего окружено естественной ближайшей к нему средой (земной природой), последнюю можно считать природой в узком смысле. Эта среда охватывает литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу. Литосфера — это верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (то, что покрывает ядро Земли). Атмосфера — это газопаровая оболочка Земли, гидросфера — водная оболочка Земли. Биосфера есть сфера существования живых организмов. Все эти сферы — это те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но могут быть использованы им.
Конечно, общество взаимодействует не со всей природой даже в узком смысле, а только с определенной ее частью, расширяющейся по мере социального прогресса. Та часть природы, которая вовлечена в процесс жизнедеятельности человека и общества, называется географической средой. Это та часть естественной природной среды, которая приспособлена к потребностям общества на данном историческом этапе его развития. Географическая среда составляет практически необходимое естественное условие существования и развития общества. В дальнейшем мы будем использовать термин «природа» преимущественно в его узком значении.
Таким образом, два основных значения термина «природа» и место общества в природе схематически можно изобразить так (рис. 8):
Рис. 8
В ходе трудовой деятельности человек (общество) создал весьма разветвленную искусственную среду обитания, так называемую «вторую природу». К ней относится все, что создано человеком, включая и саму систему общественных отношений. Более конкретно говоря, ко «второй природе» в широком смысле относятся антропосфера (область жизни людей как окультуренных биологических организмов), социосфера (область общественных отношений) и техносфера (область распространения технических явлений и процессов).
Таким образом, говоря словами поэта:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Функции природы по отношению к обществу многообразны. Это производственная, эстетическая, рекреационная (место отдыха), воспитательная и другие. Их же можно рассматривать в качестве аспектов взаимодействия общества и природы. Основной функцией природы по отношению к обществу является производственная функция. Природа выступает источником всех потребительских благ. В этом плане она является объектом хозяйственной деятельности человека. Географическая среда, прежде всего, влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие отраслей производства. В конечном счете она влияет на развитие общества в целом. В комплекс основных функций природы по отношению к обществу можно включить следующие: социальная, производственная, экологическая, эстетическая, воспитательная, морально-правовая и др.