Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных систем: природы и общества. Соответственно экология— это наука о сложных взаимоотношениях живых организмов со средой своего обитания. По своим целям экологическое сознание, образование и воспитание направлены на выработку глобальной стратегии предотвращения возможной экологической катастрофы. Данная возможность сохраняется и, прежде всего, выражается в преобладании стихийности в управлении природными и общественными процессами, а также в отношениях их друг к другу и
недостаточной осознанности ответственности мирового сообщества за состояние окружающей природной среды.
В недавнем прошлом подход к рассмотрению и решению глобальных проблем, в том числе и экологических, определялся с позиций социологизма и технократизма. Такой подход рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, экономики и техники, сам же человек оставался в тени как пассивная жертва происходящих процессов. В настоящее время определенно обозначился философско-антропологический подход к данным проблемам. Теперь стало ясно, что решение этих проблем в конечном счете зависит от вопросов духовного порядка. В частности, стало ясно, что человек не может быть пассивным посредником в отношениях общества к природе и агрессором в ее использовании. Философско-антропологический подход ведет к новым представлениям о природе и месте человека в ней, что оказывает влияние на развитие современной культуры. Именно мировоззрение, совокупность ценностных и нравственных установок определяют поступки и способы самореализации человека. Если человечество сможет перестроить свои мировоззренческие и ценностные установки и приведет их в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития, обеспечивающего баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей природной среды, оно сможет преодолеть современный экологический кризис.
Основными направлениями стратегии коэволюционного поведения общества и человека в настоящее время, по мнению украинского философа И.И. Кального, являются следующие:
– переход от паразитизма и потребительства к толерантности и симбиозу;
– осуществление обществом и человеком принципа гармонии — такой связи мироощущения, миропонимания и мировоззрения, которая обеспечивает осознание человеком себя в качестве частицы природы, генетически связанной с ней, а стало быть, и неотрывной от нее;
– осуществление принципа личной ответственности каждого человека за жизнь на Земле;
– осознание не только своей зависимости от природы, но и зависимости природы от общества и каждого человека.
Это не просто абстрактные нравственные заповеди или правила, а первостепенной важности условия разрешения проблемы выживания и человека, и самой природы» (Кальной И.И. Философия: учебник. – СПб., 2001. С. 322).
Существенную роль в становлении новой парадигмы отношения общества к природе играет образование, так как именно в этой области осуществляются пути формирования человека с новыми качествами, с новым отношением к природе, противостоящим стихии и разрушению. На этом акцентировали внимание ученые и философы Римского клуба еще в 70-х годах прошлого века. В отечественной науке аналогичные проблемы обсуждались на «круглом столе», организованном журналами «Вопросы философии» и «Экология и жизнь», и они опубликованы под названием «Экология и образование» (см. Вопросы философии. – 2001. – № 10). И хотя формирование экологического мировоззрения через образование представляется наиболее эффективным, наше время требует изменений в характере самого образования, в его стратегии.
Прежде всего, необходимо становление системы опережающего образования на основе опережающего отражения. Данная система должна отражать не только сложившиеся нормы и стереотипы развития мира, но и инновационные процессы его развития и формировать новую парадигматику современной экологической культуры.
Во-вторых, необходим переход от когнитивно-сциентистской парадигмы образования к ценностно-культурологической. Последняя через социализацию более тесно, чем прежде, может объединить обучение и воспитание. Отсюда вытекает усиление роли новой экологической этики в формировании нового мировоззрения и решении экологических проблем. Новая этика, по мнению академика Н.Н. Моисеева, представляет собой конкретизацию этики ответственности применительно к природе. Она по существу выражает идею нового гуманизма, так как, относясь ответственно к природе, человек (и человечество) сохраняет и совершенствует себя как биологический и социальный фактор в современном мире.
В-третьих, необходимо изменение роли экологии как науки в системе образования. Из рядовой науки она превращается в некоторый метапредмет, подобно философии, или, по крайней мере, в мировоззренческий предмет.
В-четвертых, необходимо усиление связи образования с социальной практикой, ибо система образования выполняет социальный заказ и решает задачу создания человека, способного к эффективному приложению своих знаний в интересах современного общества. Экологические знания в новой парадигме образования должны усваиваться в единстве с поведенческими умениями к практической деятельности по улучшению окружающей природной среды.
Большую роль в деле экологического воспитания и формирования экологической культуры играют не только семья и школа, но и искусство, особенно художественная литература. Произведения многих современных русских писателей, таких как Л.М. Леонов, Ф.А. Абрамов, С.П. Залыгин, воспитывают подлинно человеческое отношение к природе, предупреждают о недопустимости ее разрушения, если человек хочет дальше жить и творить в этом мире.
Таким образом, экологическое сознание, выделяя комплекс проблем, связанных с взаимодействием природы и общества, делает их достоянием общественного сознания. Благодаря этому экологические проблемы через научное сообщество разрабатываются в определенные системы знаний. А усвоение последних отдельными индивидами в процессе образования и воспитания ведет к соответствующему отношению к природе, к возникновению общественных природоохранительных движений типа «зеленых», к созданию во многих странах государственных органов по охране окружающей среды. Так философия через различные формы общественного сознания, в частности, и не в последнюю очередь через экологическую этику, оказывает свое влияние на практическое отношение человека к природе.