Социальная сфера общественной жизни

В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структурой, компонентами которой выступают опре­деленные социальные общности (группы, слои). Соци­аль­ная сфера пред­по­лагает определенный порядок в общест­ве, по­это­му каждому конкретно-историческому обществу соответ­ст­вует своя соци­аль­ная сфера и ее атмосфера.

Социальная сфера представляет собой систему истори­чески сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общностей людей. Порядок дан­ных связей и отношений можно назвать пространством общественной жизни, илисоциальным про­странством. Не только определенные общности, но и всякий человек зани­мает определенное место в социальном пространстве. В этой сфере осуществляется производство человека, его социали­зация, формирование социального типа личности как пред­ста­вителя конкретной социальной группы. Поэтому знания об этой сфере важны для любого образованного человека, и, в особенности, для педагога.

Социальные общности и группы классифицируются по разным основаниям, обычно выделяют три основных типа общностей: естественно-исторические (раса, поколение, пол); этно-исторические (род, народность, нация, этнос); соци­аль­но-исторические (сословия, касты, классы, страты).

Особой формой общности, несущей на себе черты трех основных типов общностей, является семья. Это — малый, но древнейший и важнейший социальный институт, исходная ячейка социальной сферы и всего общества. Она основана на брачных отношениях, кровном родстве и общем быте. Основной функцией семьи является рождение и воспитание детей, т. е. воспроизводство человеческого рода. Именно в семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в общение, формируется как полноценная личность.

В последние годы в российском обществе в связи с ухудшением качества жизни наметились некоторые негатив­ные перемены в отношении к семье. Отрицательное влияние на семейные отношения оказала и так называемая «сексу­аль­ная революция». Пренебрегая моральными норма­ми сексу­альной жизни, она тем самым подрывает нравст­венные основы семейных отношений. Однако, несмотря на снижение числа браков, высокий процент разводов, сниже­ние рождае­мости, семья во всем мире по-прежнему является основной формойсуществования людей. Американский педагог Фе­ликс Адлер справедливо отмечал: «Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Естественно-исторические группы выделяются в соци­аль­ной структуре по природным признакам. Так, раса — это большая группа людей с общими биологическими черта­ми, передающимися генетически (цвет кожи, разрез глаз и т. д.). На нашей планете существуют европейская («белая»), негроидная («черная»), монголоидная («желтая») и смешан­ная расы. Следует отметить, что попытки искусственно разделить расы на якобы «высшие» и «низшие» называются расизмом и не имеют никакого научного обоснования. Расо­вая дискриминация не должна допускаться в любой сфере общественной жизни, и особенно в школах таких многона­цио­нальных государств, как Россия. Поколение — это естест­венно-историческая общность, выделяемая во многом услов­но, в основном, на принципе «родители — дети». Естествен­но, что социальная общность пол также основана на биоло­гических различиях людей.

Первой формой этно-исторических общностей людей был род. Это кровнородственное объединение, обеспечивав­шее различные виды совместной деятельности людей перво­бытного общества. Объединение двух и более родов состав­ляло фратрию,которые позднее объединились вплемя. В рабовладельческом обществе в результате смешения племен и вытеснения кровнородственных связей хозяйственными и куль­турными контактами на основе общей территории и язы­ка воз­никла народность (древнеегипетская, древнеэллин­ская и др.). В Европе период завершения форми­рования народнос­тей совпал с периодом становления феода­лиз­ма (француз­ская, русская, польская и др. народности).

Только при капитализме дальнейшая интеграция эконо­ми­ческой жизни, формирование промышленности, образова­ние мирового рынка создали условия для возникновения наций. Последняя характеризуется общностью территории, экономи­ческой жизни, языка, психического склада, самосо­зна­ния и культуры. В развитии и взаимоотношениях наций имеют место две противоположные тенденции: стремление к самостоя­тель­ности и стремление к сближению. В настоя­щее время в конеч­ном счете преобладает вторая тенденция. В то же время наблюдается и обострение противоречия между данными тен­денциями. И при преобладании первой тенденции мы сталки­ваемся с национализмом, с противо­по­ставлением националь­ного общечеловеческому, патрио­тиз­му и интернационализму, что, безусловно, является негативной позицией.

Понятие «этнос» (от греч. ethnos — группа, племя, на­род) очень неопределенно, относительно и затруднено для определе­ния. Часто слово «этнос» используют как общее наименование таких видов социальных общностей, как пле­мя, народность и нация. В понятии «этническая общ­ность» подчеркивается связь с территорией и с природой вообще.

Объективным основанием социально-исторических (со­ци­ально-классовых) типов общностей выступает разделе­ние труда и специализация в общественном производстве. Это с необхо­димостью порождает социальную дифферен­циацию, возникно­вение специальных общностей и групп, имеющих собственные интересы, выполняющих только им свойствен­ные функции. Особая роль в возникновении соци­аль­ного неравенства при­над­лежит институту собствен­нос­ти, порож­дающему имущест­венное неравенство.

Исторически социально-классовые общности развива­лись от каст и сословий к классам. Касты предполагают закрепление людей за определенной сферой занятий и един­ст­во веро­испо­ведания. Сословия различаются юридичес­кими или основанны­ми на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В рабовладельческом обществе вместе с раз­делением труда, товарным производст­вом и частной собст­венностью возникают классы.

Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе обществен­ного производства, по их отношению к средствам производ­ст­ва, роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Следо­вательно, деле­ние общества на классы прежде всего опреде­ля­ется экономи­ческой структурой общества. Возникновение классов привело к обострению социальных противоречий (особенно между клас­сами), появилась классовая борьба. Последняя стала одним из источников развития общества. Это отразилось на всех сторонах жизни общества, на разви­тии общественного сознания, поли­ти­ке, праве, искусстве и морали. При этом необходимо понимать, что хотя проти­во­ре­чия между классами естественны, но общество долж­но нахо­дить эффективные средства и механизмы для их свое­вре­менного разрешения. В против­ном случае они ведут не просто к конфликтам, а к разрушению самих основ общественного строя. В современном классовом обществе существует такая спе­ци­фическая социальная общность, как интеллигенция. Это боль­шая группа людей, профессионально занимающихся слож­ными видами умственного труда. Ее основной функцией являет­ся производство знаний, развитие и распространение духовной культуры. Численность интеллигенции постоянно возрастает, а ее роль в обществе становится все более значи­тельной. Это свя­зано прежде всего с ростом духовных по­треб­ностей в современ­ном обществе. К сожалению, в совре­менном российском об­ществе наблюдается тенденция к паде­нию соци­ального статуса и уровня оплаты интеллекту­аль­ного труда в ряде профессий (инженеры, педагоги, ученые и др.). Однако общество, которое с пренебрежением относит­ся к своей интел­лигенции, не может успешно функциони­ровать и развиваться, так как интелли­ген­ция — катали­за­тор всей культурной жизни.

Для характеристики социальной сферы кроме классового исполь­зуются и другие подходы. В частности, в связи с особеннос­тями совре­менного постиндустриального общества заслужи­вает внимания концепция социальной страти­фика­ции Пити­рима Сорокина. Социальная стратификация — это дифферен­циация общества на слои («страты»). Страта — это слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию соци­ального неравенства. По мнению Сорокина, существует три формы социальной стратифи­ка­ции: произ­водственно-статусная (руко­водитель, подчиненный и др.), экономическая (неравенство по доходам), политическая (правители и управляемые).

Своеобразным развитием идей П. Сорокина является струк­турный функционализм американского социолога Талкотта Парсонса. В своем учении о социальной страти­фи­кации он предлагает вместо деления общества на социально-эконо­мические группы понятия социального расслоения, делящие общество на «группы престижа», «группы ува­жения» и т. д.

Подходы к рассмотрению социальной структуры об­щест­ва Сорокиным и Парсонсом по сравнению с социально-классовым подходом более конкретны, но менее глубоки, так как они в какой-то мере формальны. В данных концеп­циях акцент делается в основном на функциональном аспекте социальной системы, и недостаточно учитывается внутрен­няя природа составляющих ее элементов (функциональных групп). Однако, на наш взгляд, рассматриваемые концепции дополняют социально-классовый подход.