Духовная сфера общественной жизни

Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы. Более того, это самая возвышенная сфера жизне­дея­тельности человека и общества, так как именно в ней рождается и развивается то, что отличает человека от остальных живых существ,— духовность. Людвиг Фейербах справедливо утверж­дал: «Не плоть, а дух делает человека человеком». В содержа­нии духовной жизни общества про­является его подлинно чело­веческая сущ­ность. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием и создавать благоприятную общест­вен­ную атмосферу, хоро­ший морально-психологический климат. И наобо­рот, духов­ная жизнь может быть бедной и даже бездухов­ной. Сущест­венная роль в этом процессе принад­лежит интелли­генции, и в частности, учителю. Отсюда выте­кает важность данной темы для работников образования и культуры. Духов­ная сфера изучается в рамках фило­софских дисциплин — этики, эсте­тики, философии религии и культурологии или же гумани­тар­ных дис­цип­лин, таких как правоведение, науковедение, литературо­ведение и других. Большой вклад в изучение духовной жизни общества внесли Сократ, Платон, Гегель, Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Тол­стой, З. Фрейд, А. Камю и другие мыслители.

Духовная жизнь общества — это деятельность по произ­водству, потреблению и передаче духовных ценностей. Она является относительно самостоятельной подсистемой общест­ва. Но она испытывает на себе активное влияние других сфер общества, особенно экономической, и поэтому всегда выступает в конкретно-исторической форме. Духов­ная сфера общества в основном совпадает с духовной куль­турой общества как частью общей культуры, включающей духовную деятельность и ее продукты. Иногда данную сферу отождествляют с обществен­ным сознанием. Однако духовная сфера общества более широкое явление, чем общественное сознание. Это видно уже при рассмотрении структуры данной сферы.

Основными элементами духовной сферы является сле­дующее: (1) духовные потребности; (2) субъекты духов­ной деятельности; (3) общественное сознание; (4) духовная дея­тельность; (5) производство духовных ценностей; (6) ду­хов­ные ценности; (7) потребление духовных ценностей; (8) сред­ст­ва духовной деятельности; (9) духовные отношения.

Важнейшим элементом духовной жизни выступает ду­хов­ная деятельность. Субъектами духовной деятельности явля­ются социальные группы и организации, отдельные люди и общество в целом. Побудительными мотивами к духовной деятельности высту­пают духовные потребности. В результате духовной деятель­ности происходит либо удовле­тво­рение людьми своих духовных потребностей, на основе готовых духовных ценностей (потреб­ление), либо их переда­ча, либо возникают положительные продукты духовного производства — духов­ные ценности. Средствами духовной деятельности и духов­ной коммуникации является язык и другие средства связи. Важную роль в передаче и распро­странении духовных цен­ностей играют учреж­дения науки и культуры, образования и воспитания. В процессе духов­ной деятельности реали­зуются духовные отно­ше­ния как связи, которые склады­ва­ются между людьми в ходе их совместной духовной жизни.

Центральным звеном и содержательной стороной духов­ной жизни общества является общественное сознание как отражение общественного бытия в его многообразных фор­мах. Основными формами общественного сознания и про­яв­ления духовной жизни общества принято считать полити­ку, право, мораль, искусство, религию, науку, образова­ние и воспита­ние. В соответствии с этим духовными ценностями являются политические, философские, этические учения, научные знания, религиозные идеи, произведения искусства и т. п. Элементы духовной сферы, взятые в сово­купности и вместе со своими специфическими функциями, обеспечивают функционирование этой сложнейшей подсис­темы общества.

Следует отметить, что сознание всего общества (созна­ние в широком смысле) имеет весьма сложное внутреннее строение. Кроме указанных форм, оно подразделяется на различные уровни, сферы, виды и т. п. На основании разли­чия субъектов сознания оно разделяется на индивидуальное и собственно социальное. По глубине отражения обществен­ных явлений сознание подразделяется на обыденное и теоретическое. По степени распространенности сознание делится на специализи­рованное и массовое. К тому же в общественном сознании выделяют общественную идеоло­гию (систему взглядов отдель­ных социальных групп) и общест­венную психологию (обыден­ное сознание, пропи­танное эмоциональным видением мира). К понятию «общест­венная психология» очень близко понятие «менталитет» как духовно-психологический облик того или иного общества. Каждый народ и нация имеют собственную социальную психологию, свою национальную «душу».

Дадим краткую характеристику основных форм общест­вен­ного сознания и их проявления в духовной сфере об­щества. Данные формы базируются на учете специфики их объектов и способов отражения в них социальной реаль­нос­ти. Эти формы являются различными способами духовного освоения чело­веком социального мира.

Политическое сознание — это духовная сторона поли­тической жизни общества и ее отражение. С помощью поли­тического сознания социальные слои общества выража­ют свои интересы в отношении власти и формулируют их в виде политических теорий, программ и идеалов устройства общества. Данная форма сознания практически ориенти­ро­вана и выступает регулятором поведения людей в мире политики.

Следует подчеркнуть, что для политического сознания и политической деятельности особое значение имеет язык и его использование как средства выражения мысли и средства коммуникации, особенно в процессе политической агитации и особенно во время выборов во властные органы. Примером этому могут служить выборные кампании послед­них лет в России. Немецкий философ Георг Клаус о тесной связи поли­тики с языком пишет следующее: «Всякий класс, и особенно всякая партия, которая материально, организа­цион­но и идео­логически отстаивает определенные классовые инте­ре­сы, по-своему занимается прагматикой, стремясь регу­лировать вопро­сы языка в интересах своей политики. Опре­деленные слова, являющиеся новым языковым облачением новых идей и мыс­лей, должны стать общенародным язы­ковым достоянием, тогда они сами обретут политически и идеологически организующую функцию» (Клаус Георг. Сила слова. – М., 1967. С. 46).

С политическим познанием неразрывно связано право­вое сознание. Последнее есть система норм поведения, уста­навливаемых и охраняемых госу­дарством. Правовое созна­ние — это совокупность идей, обы­ден­ных взглядов и психо­логических форм, в которых выра­жается понимание места и роли права в обществе. Без этого сознания невозможно созда­ние в обществе законо­да­тельства. В то же время на основе правового сознания граждане имеют возможность давать оценку существующим законам, на страже которых стоит государство. В право­сознании находят обоснова­ние такие понятия, как «госу­дар­ст­во», «закон», «справедли­вость», «права личности» и т. д. Существует множество науч­ных направлений, формирую­щих представления о праве: теория естественного права, историческая школа права, диалектико-материалистическая теория права и т. д. Всякое право лич­нос­ти предполагает и определенные обязанности,а госу­дарст­венное право задает норму свободы.

Помимо права отношения между индивидами и соци­альными группами в обществе регулируются также моралью. Моральное сознание — это совокупность взглядов, норм, оце­нок поведения отдельных людей, социальных групп общест­ва в целом, регулируемых на основе общественного мнения. Моральное сознание и моральные отношения изуча­ют­ся этикой. Основными ее категориями являются «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «счастье» и др. На основе морального сознания складывается собственно мораль как воплощение норм и принципов нравственного поведения. Следует отме­тить, что требования морали носят двойст­вен­ный характер: обще­человеческий, основанный на повсе­дневном опыте многих поколений людей, и конкретно-исто­рический, зависящий от состояния общества в определенное время и места человека в нем. Каждая историческая эпоха отличается своей системой нравственных ценностей. И общечеловеческий компонент модифицируется в соответст­вии со временем и местом социального бытия. В частности, в классовом обществе мораль наряду с общечеловеческими нормами приобретает классовую специфику.

Нравственное поведение личности определяется ее собст­венным отношением к своему долгу как внутренней потреб­ности поступать в соответствии с определенными моральными ценностями. Внутренним ориенти­ром нравст­вен­ного сознания выступает совесть — субъек­тивное пере­жи­ва­ние соответствия или несоответствия своего поведения нравст­венным ценностям. Иммануил Кант считал, что со­весть — это внутреннее сознание долга. А по мнению рус­ско­го философа Н.В. Шелгунова, «твердое сознание долга есть венец харак­тера». В сфере морали человеку предостав­ляется возможность проявить себя как свободную твор­ческую личность.

Являясь мощной духовной силой, нравственность по­мо­гает человеку ориентироваться в поисках смысла жизни и пути к счастью.

В духовном мире человека и общества важное место занимает художественное сознание в его различных прояв­ле­ниях. Эстетическое, или художественное, сознание есть осо­зна­ние и освоение мира с помощью изобразительно-выра­зительных средств. Эстети­ческое сознание наиболее полно выражается в искусстве. Последнее есть деятельность по производству художест­вен­ных ценностей и результаты этого производства: литература, музыка, кино, театр и т. п. Эсте­тическое сознание оплодо­творяет эту деятельность и при­да­ет ей социальную значи­мость. Эстетичес­кое сознание реа­ли­зуется не только в искусстве, но и в мифо­логии и религии. Элементы эстетического присущи сфере научного и фило­софского знания. Как отмечал А.М. Горький, человек по природе своей художник, и он всюду стремится вносить красоту. То же подчеркивал еще К. Маркс, когда харак­теризовал искусство как творение человека и мира по законам красоты.

Эстетическое сознание и художественную деятельность изучает философская дисциплина, которая называется эсте­тикой. Она зародилась в эпоху рабовладельческого общест­ва. Однако она оформилась в самостоятельную отрасль зна­ния только в XVIII веке, когда немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен ввел в научный оборот соответствующий термин и достаточно широко определил это понятие. Однако концепции эстетики последнего присуща историческая огра­ниченность, заключающаяся в игнорировании выразитель­ного аспекта и воспитательного значения искусства.

Эстетическая мысль XIX–XX вв. развивалась с опорой на различные философские течения: идеализма (Г. Гегель, В. Со­ло­вьев), позитивизма (Г. Спенсер, Дж. Дьюи), интуити­визма (Б. Кро­че, А. Бергсон), антропологического материа­лиз­ма (Л. Фей­ер­бах, Н. Чернышевский), феноменологии (Н. Гарт­ман, Р. Ингарден), экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хай­деггер) и т. д. Другой тенденцией эстетических уче­ний этого времени было стрем­ление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией, социологией, психоана­ли­зом, семиотикой и т. д.

При диалектико-материалистическом подходе к эсте­ти­ке, основы которого заложили К. Маркс и Ф. Энгельс, предме­том эстетики выступает художественное освоение человеком мира. Оно состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетического в объективной реальнос­ти, эстетического сознания (субъективно-эстетического) и искусства как своеоб­раз­ного единства субъективного и объек­тивного в эстетическом отношении к миру. Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве.

Основными эстетическими категориями являются кра­сота, гармония, возвышенное, безобразное, комическое и т. п. Основной компонент сферы искусства — художест­венный образ. С помощью художественных образов созда­ются про­из­ве­дения искусства, выражается существенное, типическое, харак­терное в изображаемых явлениях и пред­метах. Точнее говоря, художественный образ раскрывает общее в еди­нич­ном. Художественный тип, по выражению В.Г. Белинского, — это «знакомый незнакомец». Художест­венный образ высту­пает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к ней, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника.

В искусстве могут проявляться и совмещаться различ­ные функции. Основными из них являются следующие: эсте­ти­ческая (удовлетворение потребностей в прекрасном), позна­ва­тельная, коммуникативная, воспитательная и прагма­тичес­кая (мобилизующе-преобразующая). Полноценное раз­витие челове­чества вообще, и подрастающего поколения в част­ности, пред­по­лагает наличие подлинно эстетического отношения к миру, эстетической культуры, эстетического воспитания.

Одной из основных задач и целей эстетического вос­питания является воспитание художественного вкуса как способности восприятия и оценки эстетических достоинств объекта. Худо­жест­венный вкус опирается на чувства, а не на рассуждение. Именно как чувство характеризовали вкус Воль­тер и Кант. По мнению Вольтера, вкус — это чувство, опознающее красоты и недостатки во всех искусст­вах. Как известно, чувственное (как восприятие и эмоции) индиви­дуально. Видимо, отсюда мнение, что в вопросах вкуса не может быть доказательств, и принцип «о вкусах не спорят» («на вкус, на цвет товарищей нет»). И, соответст­венно, воз­никает сомнение в возможности воспитания вкуса. Однако указанное выше мнение ошибочно.

Художественный вкус есть единство чувственного и рацио­нального, индивидуального и социального. Хороший вкус есть проявление единства общечеловеческого, норма­тив­ного и личностного вкуса. Во-первых, всякое вос­прия­тие (чувствен­ное) теоретически «нагружено». Не случайно Ж.-Ж. Руссо назы­вал вкус «чувственным восприятием разу­ма». Во-вторых, социа­лизация, образование и великие произ­ведения искусства образо­вывают и формируют вкус. Следо­вательно, вкус поддается воспитанию. Но обоснование эсте­тических оценок, проявляю­щихся во вкусе (т. е. аргумен­та­ция), является не теоретической, а контекстуальной.

Художественная культура как деятельность не огра­ничивается сферой искусства. Она есть способность находить прекрасное и возвышенное во всяком труде, умение трудить­ся также по законам красоты, творить прекрасное во вся­кой деятельности. Творческий труд в любой области содер­жит эстетическое начало. В свободном и любимом труде челове­чес­кая сущность проявляется во всей цельности и многогранности. Русский поэт Яков Полонский в стихо­творении «Поэту-граж­данину» писал:

Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет без чувства красоты,

К познанию нет пути нам без пути к свободе,

Труда — без творческой мечты.

В духовной сфере общественной жизни определенное и не последнее место принадлежит религии. Последняя есть особая форма общественного сознания и тип духовно-прак­тической деятельности, основывающийся на вере в сущест­вование сверхъестественных сил. Религию изучает сово­куп­ность наук, называемых «религиоведением». Базо­вым разделом религиове­дения, изучаемым и в самой фило­софии, является философия религии. Она занимается рас­смот­ре­нием общих проблем рели­гиозных воззрений. Связь фило­софии с религией определяется тем, что они являются (как мы уже указывали в теме о предмете философии) разно­видностями мировоззрения. Разными путя­ми они реализу­ют одну и ту же человеческую потребность — определения места человека в мире. Однако религия претен­дует на более широкое понимание мира, захватывая отношение человека к трансцендентному (потустороннему).

Сверхъестественное — это то, что мыслится первичным по отношению к природной и социальной реальности, нахо­дя­щимся над ней и воздействующим на нее вопреки при­родным законам. Вера в сверхъестественное, прежде всего в сущест­во­вание Бога, составляет главный признак религии, ее сущ­ность. Верующие считают свои представ­ления о сверхъестест­венном результатом Божественного откровения, зафиксиро­ванного в Священном писании и Священном предании.

В структурном плане религия представляет собой слож­ный комплекс различных составляющих. В зрелых религиях выделяются: религиозное сознание — обыденное и концеп­туальное (теология); религиозные отношения и связи — куль­товые и внекультовые; религиозный опыт — чувственные восприятия «присутствия Бога», «чудес» и про­чего; религиоз­ная деятельность — культовая и внекуль­товая; религиозные органи­за­ции — церковь и другие институты. Содержание религии как сферы духовной жизни задается религиозным сознанием. Интегрирующим компонентом это­го сознания выступает вера. Три основные мировые рели­гии — хрис­тианство, ислам и буддизм — имеют одни и те же корни: социальные, гносео­логические и психологические.

Попытки понять сущность, происхождение и роль рели­гии в жизни человека и общества сопровождают всю исто­рию философской мысли. Конечно, роль религии в раз­личные периоды развития общества была различной и неоднозначной. И понимание и оценка этой роли также были различны. Однако долгое время в исследовании указанных проблем традиционно преобладал подход, связанный с пози­цией скептицизма и атеиз­ма (отрицания сверхъестест­вен­ного). Уже такие древне­гре­ческие философы, как Ксенофан и Эпикур, истолковывали религию как людское заблуждение, как мифологическое миро­воз­зре­ние. В этот же период по­является натуралисти­ческая теория религии (Теаген Регий­ский), антропологическая теория (Эвгемер) и полити­чес­кая (Критий).

На рубеже XIX–XX вв. ситуация с положением религии в обществе, ее исследованием и оценкой существенно изме­ни­лась, хотя многообразие мнений по поводу религии и противоречивая роль ее в обществе сохраняются и по­ныне. Последняя подтверждается всей историей существова­ния и развития общества. Известно, что нередко роль религии в обществе носила негативный характер. И часто это было связано с социальными корнями религии. В клас­совом об­ществе религия иногда использовалась правящими классами в своих корыстных интересах. Это происходило в тех случаях, когда церковь сращивалась с государством и подчи­няла его своему влиянию. Примером такой роли религии может служить деятель­ность инквизиции в Средние века. Тенденция сращения церкви с государством была характерна и для дореволюционной России. К сожалению, религия не только объединяет людей (в част­ности, людей одного веро­исповедания), но и разъединяет их и иногда порождает войны. Однако нельзя отрицать и позитив­ной роли религии в жизни человека и общества.

Изменение отношения к религии на рубеже XIX–XX вв. проявилось прежде всего в ослаблении атеистической традиции при обращении ученых к религии, что способст­вовало более широкому подходу к ее природе и функ­циям, а также более полному раскрытию ее положи­тель­ных сторон. Ведь религия кроме основной, мировоз­зренческой, функции имеет ряд других функций, причем некоторые из них могут плодотворно влиять на развитие и совершенствование об­щества и личности. К таким функциям, по нашему мнению, относятся культурная, компенсаторная и нравственная.

Что касается первой функции, то известно, что религия всегда была тесно связана с культурой, с самого начала исто­рии человечества. В лоне религии и церкви формиро­вались обра­зо­вание, искусство, научно-просветительская деятель­ность, философская, этическая и политическая мысль. Сама специаль­но-религиозная культура является частью общей духовной культуры человечества. И не случайно слова «культ» и «культура» близки этимологически.

Следует отметить, что существенный вклад в развитие отечественной духовной культуры внесли известные русские религиозные философы второй половины XIX – первой поло­вины XX века В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Фло­ренский, И.А. Ильин и другие.

В XX веке и для сторонников, и для противников рели­гии стало ясно, что религия глубоко укоренена в культуре. Недаром исторически сложилось уважительное отношение к религиозной культуре не только со стороны верующих, но и нерелигиозных людей.

Компенсаторная функция религиисвязана с психоло­ги­ческими ее корнями. Реализуя эту функцию, религия восполняет ограниченность, относительность и ущербность бытия человека, по мнению атеистов, лишь субъективно, в воображении. Даже в этом случае данная функция имеет положительное значение для человека. Она выступает своеобразной духовной опорой верующего, укрепляет его дух, придает ему уверенность в своих силах, окрыляет его. А это как раз помогает преодолеть возникающие в жизни кризисные ситуации.

В отношении нравственной функции религии можно сказать следующее. Мораль в исто­рии общества обычно облекалась в религиозную оболочку. Сущест­венная роль религии в нравственной регуляции общества сохранилось и доныне. Как и любая мораль вооб­ще, рели­гиозная мораль противоречива и носит двойствен­ный характер: общечело­веческий и конкретно-исторический. Последний про­яв­ляется прежде всего в вероисповеданческой специфике раз­личных религий. И хотя в истории общества известны случаи, когда именем Бога освещались аморальные и жестокие деяния (например, те же религиозные войны), это не исключает положительных элементов религиозной морали. Общее и положительное в ней — это то, что она, как правило, вклю­чает в себя гуманистическую направлен­ность и обще­челове­чес­кие ценности (например, понятия добра и зла).

Несмотря на позитивные моменты роли религии в жизни человека и общества, признаваемые многими современными учеными и философами, мы до сих пор встречаемся (особен­но в учебной литературе) с упрощенным истолкованием ее как исключительно иллюзорного отражения мира, как явле­ния заблуждающегося сознания или сознательного обмана прос­того народа, к тому же без указания психологических пред­посылок ее. На наш взгляд, легковесное отношение к религии со стороны части авторов учебных пособий по философии связано с отсутствием рационального доказа­тельства существова­ния Бога. Данное доказательство является подлинно философ­ским вопросом, так как оно касается «предельных» вопросов человеческого бытия. В обсуждении решений названной проб­лемы принимали учас­тие такие выдающиеся философы, как Платон, Аристотель, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквин­ский, Г. Лейбниц, Х. Вольф, И. Кант.

Основными видами доказательств существования Бога являются следующие: 1) онтологическое: Бог мыслит­ся совер­шен­нейшим существом и потому необходимо обла­дает и свойст­вом существования; 2) космологическое: все сущест­вующее имеет причину, следовательно, должна быть и перво­причина — Бог; 3) телеологическое (телеология — уче­ние о всеобщей целесообразности): наличие в мире всеобщей целе­сообразности может быть объяснено только целенаправ­ленной деятельностью всемогущего существа — Бога.

Каждое из указанных доказательств бытия Бога было и остается объектом критики как философов, так и теологов. И хотя попытки доказать истинность существования Бога на ра­цио­нальной основе продолжаются (см. напр.: Гурина М. Фило­софия. – М., 1998. С. 501–523), проблема остается открытой.

В связи с несостоятельностью рационального доказа­тель­ст­ва бытия Бога некоторые, особенно атеистически настроен­ные, люди обычно делают кате­горическое заключение, что Бога не существует. Однако это поспешный и некорректный вывод, так как последний не является логическим следст­вием. К тому же из указанной ситуации кроме данного атеис­тического заключения возможны, по крайней мере, еще два тезиса-утверждения: фидеистический(от лат. fidеs — вера)и скептический. Фидеистический тезис утверждает: поскольку Бог — объект веры, то и рациональные доказательства к нему неприме­нимы. Известный французский религи­оз­ный фило­соф XVII века Блез Паскаль заявлял, что Бога познают серд­цем, а не разумом. Согласно скептическому те­зи­су рацио­нально невозможно ни доказать, ни опровергнуть существо­вание Бога.

Все три отмеченных тезиса заслуживают внимания фило­софов, но они не в равной мере адекватны реальной ситуа­ции с доказательством бытия Бога. По нашему мне­нию, наибо­лее адекватным этой ситуации является скепти­ческий тезис, поскольку он верно отражает (схватывает) неопреде­лен­ность познавательной ситуации по данной проблеме. И в практичес­ком плане он не исключает принятия позиции как атеизма, так и фидеизма. Иначе говоря, он представляет человеку возмож­ность определиться в своем отношении к религии на основе свободы совести. Анализи­руемый тезис — это разумный скептицизм. И то, что фиксируемая им неопределенность в доказательстве бытия Бога оставляет место для религиозной веры, есть глубинный гносеологи­ческий корень религии.

На практике, в реальной жизни, несмотря на жесточай­шую критику религии такими выдающимися умами, как Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, религия, как говорится, живет и процветает. Более того, всеобщая рас­простра­нен­ность религии в мире остается достаточно убеди­тельным аргумен­том в пользу веры в Бога для большинства людей. О подобной убежденности человека в благодатную силу веры (с указанием, в сущности, на психологические корни религии) Федор Тютчев писал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса;

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет.

К духовной сфере общественной жизни относится и образование как особый вид духовного производства. Но об образовании мы уже говорили в других разделах, поэтому в заключение данной темы лишь подчеркнем, что образо­ва­ние, духовное развитие и совершенствование человека про­дол­жаются всю жизнь. В связи с этим весьма актуальны известные строки Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!