Предметные области и функции философии

Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания. В структуру современной философии как теории входят следующие разделы (дисциплины): онто­логия (учение о бытии), философская антропология (общая теория человека), гносеология (учение о по­знании), диалек­тика (учение о всеобщих связях и развитии), мето­дология (общая теория принципов и методов научного познания), со­циальная философия (общая теория общества), аксиология (учение о ценно­стях), философ­ская этика (общая теория морали), философская эс­тетика (общая теория искусства), философская культурология (общее учение о культуре), история философии.

Задачей онтологии является рассмотрение наиболее общих про­блем существования человека и мира. Объектом философ­ской ан­тропологии является человек как общее, особенное и единичное. А задачей ее является рассмотрение диалектической связи матери­ального и духовного, универ­сального, группового и уникального в человеке. Гносеологияобосновывает возмож­ности познания и усло­вия получения истинного знания. Теория диалектики рассматривает наибо­лее общие формы связей и законы развития. Методология осуществляет типологию мето­дов познания и практической дея­тельности. Социальная философия и общая социология берут общество в его бытии для че­ловека.

Предметом аксиологии являются проблемы ценностного отно­шения к миру, реализуемые в актах оценки и определяю­щие мотива­цию поступков. Философская этикарассматри­вает принципы фор­мирования моральных норм и идеалов, касаю­щихся поведения че­ловека в отношении к другим людям. Философская эстетика касается сферы эстетического как специфического проявления ценностного отношения к миру и художественного его освоения. Иначе говоря, она выступает как общая теория прекрасного и общая теория ис­кусства. Философ­ская культурология рассматривает сам механизм, способ связи человека с миром и самим собою. Выход философии на теорию культуры обеспечивает ее це­лостность как мировоззре­ния и раскрывает механизм внегенетического наследования. Исто­рия философии пре­следует цель объяснить процесс возникновения и развития различных философских идей в конкретно-исто­ри­ческом контексте. Она носит социокультурный характер, обоб­щает до­стижения исторических и национальных форм фило­софии и являет­ся хорошей школой философского мышления.

Иногда философию структурируют в поле культуры по пред­метно-прикладномупринципу. В этом случае, в част­нос­ти, выделяют философию истории, философию политики, фи­ло­софию воспитания, философию религии, философию техники и т. п.

Если обобщить все, что уже было сказано о природе филосо­фии, то можно выделить в структуре про­грессивной и развитой философии следующие функции. Глав­ной, гене­ральной функцией философии является мировоззрен­ческая функция. Она подразделяется на основные функции филосо­фии: научно-теоретическую, аксиологическую, культур­но-воспитательную и праг­матическую (практически-действен­ную). Эти последние, в свою очередь, распадаются на функции третьего порядка.

Научно-теоретическая включает в себя: (1) онтологи­чес­кую, ка­сающуюся учения о бытии (т. е. о том, что есть в мире); (2) гносеоло­гическую, касающуюся познания; (3) ме­то­до­логи­ческую, касающуюся способов познания; (4) эврис­тическую, касающуюся прогнозирова­ния развития действи­тельности. Аксиологическая функция включает в себя: (1) критичес­кую, (2) идеологическую и (3) политическую. Куль­турно-воспита­тель­наяфункция распадается на: (1) об­ще­об­разо­ва­тельную, (2) морально-воспитательную и (3) эстетико-воспита­тель­ную. Прагматическая функция также распадается на (1) социально-регулятивную, (2) индивидуально-активную и (3) револю­цион­но-преобразующую.

Реализация функций философии для личности начи­нается с куль­турно-воспитательной функции. Философия прежде всего служит «производству» духовного мира самого человека. Философские зна­ния ценны прежде всего как орудие изменения духовного мира чело­века, как средство его совершенствования, расширения границ его видения. Еще в Древней Руси говорили: «Земледелец землю мягчит, а фило­соф — душу». Философия воспитывает интеллект, способ­ности к теоретическому мышле­нию. Нельзя быть культурным чело­веком, игнорируя филосо­фию. В этом плане философия, как пра­вильно подчер­кивает отечественный философ Генрих Волков, ана­логична искусству.

Культурно-воспитательная функция философии связана с дру­гими функциями и во многом определяет их, так как именно через культивируемое обществом научное мировоз­зре­ние, включая цели человеческой деятельности и культуру мышления людей, проявля­ются научно-теоретическая, аксио­логическая и прагматическая функ­ции философии.

Философия есть наиболее емкая историческая форма обще­ственного сознания, способ обобщенного отражения общественного бытия во всей его полноте — практики, позна­ния, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания. Наиболее глубокое уяснение общест­венно-исто­рической жизни людей в единстве, взаимо­дейст­вии, разви­тии всех ее составляющих воз­можно лишь в куль­турно-истори­ческом контексте.

Вообще философия и культура тесно взаимосвязаны. Сама фи­лософия есть культурно-исторический феномен, реализую­щийся в социальном и личностном планах. Филосо­фия предпо­ла­гает миро­воззренческое осмысление уже сло­жившихся форм культуры и куль­турных ценностей в раз­личных формах их во­площения. Это касает­ся философского рассмотрения таких проб­лем, как соотношение и связь куль­туры и науки, культуры и природы, характер культурно­го прогресса и судьба культуры и т. п.

Однако философия выступает не просто интегратором и самосо­знанием культуры, но и культуротворческой силой. Философская мысль создает различные теоретические конст­рук­ты самой культу­ры (например, разработка понятий «иде­ал», «цивилизация» и т. д.) и выступает как фактор соци­аль­но-исторической динамики.

Некоторые исторические формы культуры, в частности художе­ственная литература и искусство, выступают как способ существо­вания и реализации философии. Действи­тельно, с одной стороны, в истории мировой культуры достаточно много примеров, когда лите­ратура помогала философам в вырази­тельной форме изложить фи­лософские идеи (Лукреций, Воль­тер, Дидро, Сартр, Камю). С другой стороны, многие писатели и литераторы были по существу и философами (Белинский, Чернышевский, Герцен, Л. Толстой, До­стоевский, Тагор). И в настоящее время в произведениях таких пи­сателей, как В. Распутин, Ч. Айтматов, Д. Гранин, А. Рыбаков, пред­ставлены многие философские идеи совре­менности, в частности проб­лемы существования человека.

Степень развития самой философии является одним из ос­нов­ных показателей степени развития культуры всякого общест­ва. Что ка­сается философской культуры в личност­ном плане, здесь важно не только наличие философского образова­ния (и, следовательно, знания). Это лишь начальный этап философ­ской культуры личности. Главное, уметь применять эти знания к решению конкретных науч­ных и практических задач. А это, в свою очередь, искусство, завися­щее от индиви­дуальных особенностей и усилий самой личности.

Цель философии состоит не только в том, чтобы прави­льно по­знавать мир, но и разумно руководить всеми нашими действиями на практике. Поэтому необходимо обоснование идеалов и целей жизни. Вопрос о том, ради чего жить, ради каких идеалов делать все то, что мы делаем, непосредственно затрагивает каждого человека.

Так как новый опыт человека вновь и вновь ставит под со­мнение уже имеющиеся ответы, то, как отмечал Кант, нужно учиться соб­ственно не философии (готовым ответам фило­софов), а прежде всего философствованию, т. е. уме­нию ставить и обосновывать фило­софские вопросы. Иначе говоря, изучение философии должно спо­собствовать форми­рованию нашего собственного критического (шире — диа­лек­тичес­ко­го) мышления. В противном случае откры­вается путь к дог­ма­тизму и превращению самой философии в эрзац-религию. При изучении философии нужно не столько запоминать (заучи­вать), сколько размышлять, а затем на этой основе действо­вать.