Специфика философского осмысления культуры

Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие проблемы и отрицательные явления в области нашей хозяйственной деятельности, труде, быте по­рож­дены недоста­тком культуры и воспитания. Без совер­шенст­вования мира культуры невозможны реформы, постро­е­ние гуманного, демократического общества.

Слово «культура» первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Впервые слово «культура» в более широком, переносном смысле использовал римский оратор и философ Цицерон. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. В его работах встре­чается выражение «культура духа есть фило­софия». Аналогич­ный смысл представлен в пословице
Древ­ней Руси «Земледелец пашет землю, а философ — душу». В дальнейшем слово «куль­тура» стало все больше упо­треб­ляться в значении просвещен­ности и образованности.

Содержание понятия культуры формировалось в оппо­зиции к понятию «натура» (природа). Первое отчетливое осо­знание культуры началось с досократиков (VII–IV вв. до н. э.). Это нашло выражение в различении того, что «от природы», от того, что существует «благодаря установлению или зако­ну». Этим была намечена специфика культуры как особого типа реаль­ности. Однако четкое содержание понятие «куль­тура» получило только в XVIII веке, в эпоху Просвещения, благодаря Д. Вико в Италии, Ж.-Ж. Руссо и Вольтеру — во Франции, И. Гердеру — в Германии. В это время со словом «культура» связывалась та область действительности, нали­чие которой обусловлено не природной необходимостью, а деятельностью человека как самостоятельного и свободного существа. Следовательно, с культурой связывался образ жизни, наиболее достойной чело­века. К тому же, начиная с Руссо, философское осмысление культуры выступает также и как критика культуры (В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер, У. Ростоу и др.). В настоящее время широкое распростра­нение получило понимание культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности.

Несмотря на то, что слово «культура» в настоящее время широко употребляется, а понятие считается интуитивно яс­ным, общепринятого понятия культуры не существует. Аме­ри­канские ученые А. Кребер и К. Клакхон уже в 1964 году собрали 257 определений культуры. Очевидно, что к настоя­щему времени их число знаменательно возросло. Многочис­ленность определений культуры объясняется сложностью, многогранностью самого феномена культуры, специфи­чес­кими интересами различных наук, а также разнообразием мировоззренческо-методологи­чес­ких позиций, с которых она рассматривается. По нашему мне­нию, в настоящее время культуру можно определить так: это совокупность внебио­логических средств и механизмов челове­чес­кой деятель­нос­ти, а также порождаемых ее ценностей, необ­хо­димых для адаптации к природной среде, регуляции общест­вен­ной жизни и самореализации личности. С данным понятием тесно связано понятие «культурность». Ее можно характери­зовать как идеальное следование культурному образцу, как создание новых культурных образцов и как способность за­креплять результаты культурного творчества в материальной и знако­вой форме. Культура является формой взаимосвязи раз­лич­ных элементов социума. Она является механизмом преемст­венности различных этапов развития общества и индивида. Вне культурной сферы невозможны межличностное общение, становление и развитие личности. Таким образом, культура и общество — понятия однопорядковые. Культура в широком смысле есть определенный аспект жизни общества. А по отношению к отдельному человеку культура выступает спе­цифическим человеческим способом удовлетворения его по­треб­ностей и мерой его развития как социального существа.

Культурой занимается целый комплекс наук, в том числе и философских: история, психология, социология, культурная антро­пология, этнография, социальная философия, филосо­фия культуры, культурология. Следовательно, в самом общем виде можно выделить два основных подхода к анализу и опреде­ле­нию культуры: специально-научный и философ­ский. Филосо­фия культуры призвана опосредовать эмпи­рический материал культуры философской рефлексией. Перед ней стоит задача осознания сущности и значения культуры. Философия культуры стремится обнаружить некое единство культурного процесса, инварианты различных генетических и функциональных моде­лей культуры. Она в конечном счете стремится выявить общие закономерности культуры и ее роль в обществе. Термин «философия куль­туры» ввел в научный оборот в начале XIX века немецкий романтик А. Мюллер. Потребность фило­софского осмысле­ния культуры определяется рядом причин и обстоятельств. Укажем два из них. Во-первых, культура воз­действует на все стороны общественной жизни. Она во многом определяет ди­намику и направленность общественных процес­сов. Если мы хотим понять суть общественной жизни и ее зако­номерности, мы не можем избежать обращения к анализу культуры. Во-вторых, данная потребность определяется внут­рен­ней связью культуры с духовным миром личности. Поэтому философ­ское понимание человека невозможно без философ­ского осмыс­ления культуры. Философия культуры является базой для понимания и анализа таких философских течений, как феноменология, герменевтика, философия языка, фило­соф­ская антропология.

Таким образом, культура — это социальное явление, свя­зан­ное с жизнедеятельностью человека. Более определенно, куль­тура — это специфическая форма социального бытия, воз­никновение, существование и изменение которой связано с чело­веком и определено его деятельностью. Вне культуры невозможно не только бытие человека, но и он сам как особая сущность. Однако культура не сама деятельность, а ее харак­теристика, тот способ, которым она осуществляется. В конеч­ном счете культура, прорывая природные границы че­ловечес­кого существования, придает осмысленность соци­аль­ному бы­тию человека и его историческому развитию. Культура — это все, созданное трудом и мыслью человека, это «вторая природа».