Структура культуры. Типология культур

Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный мыслью и практической деятельностью мир, отличный от «натуры» (природы), то есть «вторая приро­да»; (3) культура есть сфера свободной самореализации личнос­ти, то есть сфера творчества. Основными компонентами (со­ставляющими) культуры являются субъект культуры, челове­чес­кая деятельность, культурная предметность (явления и предметы, в которых воплощается опыт общества), формы и способы общения между людьми.

Для понимания сущности и природы культуры необхо­димо уточнить вопрос о ее субъекте. Вопрос о субъекте культуры весьма важен, так как он касается определения основного источ­ника творчества (культуры). На первый взгляд, кажется, все просто. Носителем и деятелем культуры является человек, от­дель­ная личность. Видимо, на этом осно­вании некоторые авторы и считают последнюю субъектом культуры. Однако нельзя забывать, что человек есть социаль­ное существо, и на этом основании данное мнение требует уточнения.

Очевидно, что, овладевая в обществе обычаями, нормами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет куль­туру. Но степень его приобщения к культуре и влияния на нее во многом определяется уровнем развития общества. Кроме того, следует учесть, что отдельная личность и об­щество генети­чески и функционально в плане культуры нахо­дятся в диалек­тической инверсии (перестановке) субъектно-объектных отно­ше­ний. Иначе говоря, в процессе жизнедея­тель­ности происхо­дит изменение направления влияния этих противоположностей друг на друга (в частности, социализа­ция ребенка и творчество взрослого человека). К тому же и собственно общество в целом выступает одновременно как объект и субъект культуры (в част­ности, формирование нрав­ст­венной культуры общества). Следо­вательно, в конеч­ном счете основным субъектом и источником формирования культуры является общество. Конеч­но, общее (социальное) существует в отдельном и через отдельное (отдель­ные лич­ности), но это не меняет существа дела. В связи с нашей позицией представляется совершенно справедливым замеча­ние известного культуролога Ю.М. Лот­мана: «Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участ­вовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное» (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. С. 5).

Под влиянием потребностей способности и умения чело­века создают необходимый и достаточный механизм для по­рож­дения разнообразной деятельности. Вне сферы деятель­ности культуры не существует. Но, по нашему мнению, сле­дует разли­чать деятельность вообще (общую человеческую деятельность) и собственно культурную деятельность. К последней мы относим социально нормированный способ человеческой дея­тель­ности вообще и деятельность по производству культурных ценностей: материальных и духов­ных, в том числе норм поведения, культурных образцов, идеа­лов и т. п. Культурная деятельность выступает как атри­бут субъекта культуры, как элемент культуры и как объект культуры наряду с природой, обществом и человеческой деятельностью вообще. Как объект культуры культурная дея­тельность предстает в ситуациях, связанных с совершенст­вованием самой культуры. Например, в процессе формиро­вания культуры общения, профессиональной культуры и так далее. По своему характеру культурная деятельность являет­ся творческой и созидательной.

В результате культурной деятельности создается куль­тур­ная предметность. Это все то, в чем воплощаются зна­ния, умения, нормы, ценности общества. Культурная пред­мет­ность имеет знаковую природу. В порожденных культу­рой вещах (произведениях искусства, обрядах и т. д.) как бы «закодиро­вана» мысль человека, они обладают определен­ным смыслом. Культурная деятельность делает возможной передачу последую­щим поколениям социального опыта, способов и программ деятельности.

Культура в широком смысле является особым видом сопря­женной коллективной деятельности и для осущест­вле­ния социо­культурных связей нуждается в определенных сред­ст­вах комму­никации. При этом культура имеет собст­вен­ный язык, в котором культурная информация передается посредством куль­турных кодов (смыслов). Главным средст­вом общения и переда­чи культурных смыслов является естест­венный разговорный язык, но наряду с ним к средствам культурной коммуникации относятся вторичные знаковые системы. К последним при­над­лежат языки науки, политики, пропаганды, религии и т. п. Сюда же входят невербальные средства культурной коммуни­кации — мимика, жесты, одеж­да, ювелирные украшения, татуировка и т. п. В конечном счете в роли вторичных знаковых систем практически высту­пают все подсистемы культуры: пред­меты быта, искусства, нормы поведения и т. д. При наличии относительно самостоя­тельных структурных элементов культу­ру отличает целост­ность, которая обеспечивается ее системнос­тью. При этом важнейшим интеграционным механизмом куль­ту­ры является традиция как социальная «память» общества. Культура име­ет собственную логику развития. Однако на ее функцио­ниро­вание и развитие влияет не только традиция (преемст­вен­ность), но и экономика, политический и обществен­ный строй, национальные особенности народа, выдающиеся личности.

Как сложное многогранное явление общественной жизни культуру можно классифицировать (типологизировать) по разным основаниям. По субъекту (носителю) культуры прежде всего выделяют национальную и мировую культуру. Нацио­наль­ная культура — это совокупность проявления культурной жизни, достижений и творчества отдельной на­ции или народ­ности. Мировая культура — это совокуп­ность лучших дости­жений всех национальных культур. В соответствии с конкрет­ными субъектами выделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная и т. п.), культуру семьи, отдель­ного человека.

По внутренним истокам и характеру культура делится на массовую, народную и классическую, по историческому содержанию — на традиционную и авангардную.

По преимущественному характеру культурной деятель­нос­ти культуру подразделяют на материальную (культуру труда и материального производства, физическую культуру и др.) и духовную (художественную, религиозную, право­вую, педагоги­ческую и др.). Однако это разделение являетсяусловным.