Единство, многообразие и противоречивость культуры

Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы единой человеческой деятельности.

На современном этапе общественного развития культура существует в разнообразной национальной форме. Нацио­наль­ное в культуре — это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, религии и обрядах. Но как воплощение и выражение родовой сущности человека культура предстает как общечеловеческое, всеоб­щее начало. Любая подлинная культура — это социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечело­веческих ценнос­тей, направленных на выявление и развитие сущностных сил человека. К этим ценностям относятся: тру­до­любие, справед­ливость, добро, милосердие, любовь, исти­на, красота и т. п.

Единство национального и общечеловеческого прояв­ляется и в единстве национального и интернационального. Культура по своей сути есть общее достояние всех стран и народов. Подлинно культурные ценности одного народа становятся достоянием всего человечества. Они становятся доступными другим народам. Развитие и достижения отдель­ных националь­ных культур являются условием их взаимного обогащения. Интернациональное— это те ценности, кото­рые объединяют народы, способствуют их сотрудничеству. В историческом аспекте общее и отдельное в культуре мира представлено как ее устойчивые и изменчивые (преходящие) элементы. К первым относятся общечеловеческие формы общественной жизни (об­щест­венное производство, общение, игра и т. д.). Ко вторым относятся те элементы, которые существуют лишь в конкретный период истории общества и выражаются в исторических типах культуры (в частности, в языке, психологических стереотипах, ритуалах и т. п.).

Следует отметить, что в классовом обществе культура носит на себе отпечаток классовости. Социально-классовое присутствует в форме идеологии. С помощью последней каждый класс направляет развитие культуры в своих инте­ресах в соответствии со своими социальными идеалами. В опреде­ленных социально-политических условиях (тоталитар­ных режи­мах, при отрицании преемственности в развитии культуры) идеологическое воздействие может оказывать на культуру деформирующее влияние. Например, известная организация «Про­лет­культ», борясь за независимость «чисто» пролетарской куль­ту­ры от культуры прошлого, отрицала преемственность в раз­витии культуры. Один из идеологов этой организации поэт В.Т. Кириллов писал:

Мы во власти мятежного, страстного хмеля.

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Платформа «Пролеткульта» была подвергнута критике В.И. Лениным. В речи на 3-м съезде РКСМ он сказал: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обога­тишь свою память знанием всех тех богатств, которые вырабо­тало человечество». Конечно, данное высказывание нельзя по­ни­мать буквально, но оно относится к любому образованному, культурному человеку. При правильном его истолковании как раз изучение философии может помочь осуществить этот призыв на деле, так как философия в обобщенном, концентри­рованном виде включает в себя знания, опыт и культуру всего человечества.

Как всякое сложное влияние, культура противоречива. Можно отметить несколько культурных оппозиций. Во-первых, оппозиция нормативно-стабилизационного и твор­чес­кого. Куль­ту­ра предполагает стереотипность (норма­тив­ность) действий, что обеспечивает устойчивость общества. В то же время твор­ческий характер культуры ведет к разру­шению старых образцов и созиданию новых. Во-вторых, оппозиция в сфере трансляции культуры. Передача инфор­мации в культуре может осущест­вляться непосредственно и опосредованно, косвенно, символически (механизм моды). В-третьих, оппозиция в сфере отношения человека к природе: «искусственность — естествен­ность». Культура формирует человека, создает искусственную среду, но одновременно она отрывает его от природы. Человек теряет былую естествен­ность. В-четвертых, оппозиция в сфере культурной рефлек­сии (отражения): «личность и общество». Часто культурное значение одного и того же события с точки зрения личности и общества (особенно государства) оцени­вается по-разному.

В настоящее время в развитии мировой культуры нали­чествуют две основные тенденции —центробежная и цент­ро­стремительная. Первая — это стремление к самобыт­ности и неповторимости. Оно проявляется прежде всего в языке, лите­ратуре, религии. Данная тенденция связана со ста­новлением и развитием суверенитета отдельных государств. В частности, это характерно для стран СНГ. Вторая — это активное взаимо­действие и взаимопроникновение отдельных национальных культур, становление единого культурного пространства. Дан­ная тенденция связана с возникновением новой, постиндуст­риальной модели мировой цивилизации, с интенсификацией и ускорением общественного развития, с необходимостью реше­ния глобальных проблем современ­ности. Вторая тенденция является ведущей и более сильной, так как она определяется потребностями всего сообщества как целостной системы.