Разработка аксиологической проблематики в истории философии

Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем немецким философом Эдуардом Гартманом в 1908 году), аксиологическая проблематика всегда привле­кала филосо­фов. Уже Сократ формулирет основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?» Для Платона основным воп­росом аксиологии был вопрос: «Что есть справедли­вость?» В античности же складываются основные позиции и подходы к пониманию природы ценностей. В частности, для софистов все ценности индивидуальны и относительны. Платон же и Аристотель про­во­дят дифференциацию ценностей на абсо­лютные и относитель­ные. Однако в античности еще не было четкого понимания специфики аксиологического отноше­ния человека к миру. Экзи­с­тен­циальные и ценностные харак­теристики мира не были отделены друг от друга достаточно строго.

В Средние века ценности связываются с Божественной сущ­ностью, приобретают Божественный характер. Эпоха Воз­рож­дения переносит акцент в ценностной проблематике с Божественной сущности на самого человека, на первый план вы­двигаются ценности гуманизма. В философии Ново­го времени гносеология затмевает интерес к аксиологичес­кой и онто­логической проблематике. Вообще говоря, можно констати­ровать, что в истории философии вплоть до сере­дины XIX века не было четкого разграничения онтологи­ческой и аксиологи­ческой проблематики. Однако уже И. Кант начал аксиологи­чес­кий поворот в философии. Сфере природы (необ­ходимости) он противопоставил сферу нравст­венности (свобо­ды), развел бытие и долженствование (реальность и идеал). Кант ввел в научный оборот понятие ценности. Последняя сама по себе не имеет бытия, у нее есть только значимость. Ценности — это значимости тех или иных фактов для личности.

К середине XIX века (время постклассического периода в философии) ситуация в аксиологической проблематике ради­каль­но изменилась. В этот период происходило осозна­ние огра­ниченности классического рационализма и неодно­род­нос­ти на­уч­ного знания, происходило расширение спосо­бов философст­вования. И как один из ответов на запросы данной ситуации конституируется (устанавливается) аксио­логия как самостоя­тельная область философии.

Начало аксиологии как самостоятельной дисциплины тради­ционно связывается с именем философа и физиолога Рудоль­фа Германа Лотце. Он ввел в научный оборот поня­тие значи­мости как специфической характеристики мысли­тель­ного содержания. Он четко различал бытие вещи и зна­чимость. Он различал три сферы мира: действитель­ность, истинность, ценность — и охарактеризовал место человека в этих сферах. С выделением аксиологии в самостоятельную область философ­ского знания активизируется внимание к изучению основного вопроса аксиологии — природы цен­ности (а также способа ее существования и источника ее возникновения). Вопрос о при­ро­де ценности в связи с основ­ным вопросом философии пре­вращается в следующую проб­ле­му: «Существует ли ценность реально или она существует только благодаря нашему созна­нию, то есть субъективно?» В истории философии сложилось три основных подхода к данной проблеме.

Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи, К.И. Льюис и др.) рассматривает ценности как эмпирически наблюдаемые объективные факты реальности. Аксиологический источник ценностей связывается с биологическими и психологи­чес­кими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность челове­ка, является ценностью. Однако фактическое сведение цен­нос­ти к эмпири­чески наблюдаемому факту ведет к смещению ее с предметной реальностью. К тому же данный подход недооценивает соци­аль­ную природу ценностей.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндель­банд, Г. Риккерт) рассматривает ценность как идеальное бытие, бытие идеала и нормы. Оно соотносится не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормативным» сознанием. Такие нормы не зависят от человека, но образуют основу конкретных ценностей и культур. Данный подход ведет либо к «спири­туа­лизации» через постулирование сверх­человеческого сознания, либо к «субъективизации» (плюрализации), ибо идеальное бытие все-таки опирается на реальность.

Немецкий философ Макс Шелер развивал так называе­мый персоналистический онтологизм. Он утверждал объек­тивно-идеалистический характер ценностей, и последние, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Шелер ввел в аксиологию проблематику типологии ценнос­тей. Выс­ший тип ценностей — это вечные, абсолютные ценности, «вне­временная аксиологическая серия в Боге». Эти последние лишь отражаются, созерцаются и в какой-то мере постигаются челове­ческим духом на индивидуальном уровне. Познание ценностей выражается в акте предпочтения, осно­ванном на чувстве любви или ненависти. Естественно, что любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви.

Социологическую концепцию ценностей развивал немец­кий социолог Макс Вебер. Именно он ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность — это норма, способом бытия которой является значимость для субъекта. Такое понимание ценности он применил к интерпретации соци­ального действия и социального знания, связав его с понятием «субъективно подразумеваемый смысл».

Различные варианты аксиологических концепций пред­ложе­ны такими известными русскими мыслителями, как В.С. Со­ловьев, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Н. Лос­ский и другие. Это религиозно-ориентированные вер­сии аксио­логии, опирающиеся на такие понятия, как «бого­творчество», «софийность», «соборность» и т. д.

Особое место проблема ценности занимает вмарксист­ской философии. Отвер­гая представления о внеисторичес­кой и внесоциальной природе ценностей, марксизм рассмат­ривает их в социально-историчес­кой, экономической и клас­совой обусловленности. При этом приоритет отдается классовым ценностям перед общечелове­ческими. В этом основная ограниченность данной теории, вытекающая в ко­нечном счете из преувеличения социального в человеке и недооценки индивидуально-биологического. Совре­мен­ная кон­цепция нового политического мышления, развитая М.С. Гор­бачевым, справедливо подчеркивает приоритет обще­чело­ве­ческих ценностей перед групповыми.