Современный подход к проблеме ценностей

Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса к аксиологии связано
с работами В.П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого, А.А. Иви­на, М.А. Ки­ссе­ля, Н.В. Мотрошиловой, И.С. Нарского, Э.Ю. Со­ло­вьёва и некоторых других. На работах этих авторов и базируется совре­менный диалектико-материа­лис­тический взгляд на проблему ценностей. В настоящее время многие авторы справедливо под­черкивают, что ценность — это не любая значимость явления, а его положительная значимость. И эта значимость своим исто­ком имеет чело­века, его коренные цели и идеалы [1].

Ценности формируются на основе общественной прак­тики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных общественных отношений. На базе челове­ческой практики, потребностей и социальных отношений воз­никают интересы людей, которые непосредственно обуслов­ливают значимость тех или иных явлений для человека. При этом на процесс формирования ценностей оказывают влия­ние все сколько-нибудь существенные факторы человечес­кого существования — биологические, социальные, психи­ческие и т. д.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой. Последняя есть процесс определения субъектом значимости явлений для его жизни и деятельности. Как средство осознания ценности оценка представляет собой субъективный аспект ценности. Однако существование цен­ностей не сводится к их переживанию субъектом. По своей детерминированности объектом, а также социальными факто­рами ценности оказы­ваются объективными. Но они не существуют как некие объективные предметы. По мнению отечественного философа И.С. Нарского, ценности сущест­вуют диспозиционно, т. е. как социальные отношения или как состояния и свойства, прояв­ляющиеся в отношении.