Философия и образование

Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирового кризиса образования, охватив­шего и Россию, данная проблема приобретает особое значе­ние. К середине XX века стало очевидно, что будущее чело­вечества, его выживание, судьба цивилизации зависят прежде всего от самого человека, его мировоззрения, образования и культуры. В нашей стране эта проблема актуальна еще и в связи с недавним изменением социально-политического устройства. В этих усло­виях выявилась недостаточная эффек­тив­ность прежних подходов в решении проблем социа­лизации и образования подрастающих поколений и усилилась потреб­ность в философском осмыслении пре­дельных оснований теории образования. К тому же фило­софское осмысление со­временных проблем образования важно не только для раз­ра­ботки основ педагогики. Оно не менее значимо и для само­го учителя, для его профес­сиональной деятельности и осмыс­ления своей ведущей роли в образовательном процессе.

Однако чтобы система образования и воспитания отве­чала той роли, которая ей отведена современным этапом развития истории, требуется ее коренное обновление. Ей необходимо отказаться от установок на преимущественно просветительский подход, от абстрактных назиданий и отживших стереотипов. Кстати говоря, старый авторитарный стиль преподавания и воспитания был высмеян еще в эпиграмме С.Я. Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

Таким образом, современная социальная ситуация свиде­тельст­вует о том, что традиционная модель образования и воспитания, разработанная Я.А. Коменским, Дж. Локком, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербартом, Дж. Дьюи и другими извест­­ными философами и педагогами, устарела. Она уже не отвечает требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом и личностью. Система образования и воспитания нуждается в реформировании на основе новых философских и педагогических идей. В связи с этим в настоящее время воз­никают новые концепции образования, происходит поиск новых форм его организации. Не случайно сейчас форми­руется такая новая дисцип­лина, как философия образования.

Понятие «воспитание»в широком смысле как всеоб­щий способ культурно-исторического становления и развития человека предполагает и образование. В то же время «обра­зование» в широком смысле как функция социума и процесс воспроиз­водства самого человека наряду с обучением вклю­чает в себя и воспитаниев спе­циальном смысле слова как процесс формирования личностных качеств человека. В этом последнем смысле слово «образование» используется как термин в современной педагогической науке.

Буквально слово «образование» означает «формиро­ва­ние». Однако это номинальное определение не схватывает сути стоя­щего за ним сложного и многогранного явления, а указывает лишь на одну его сторону: на отношение «об­щест­во – чело­век», то есть на социальную детерминацию станов­ления и развития чело­века. Образование и воспитание тесно связаны также с поня­тием «социализация» как освоением индивидом норм и традиций общества. Понятие «социализа­ция» фиксирует и раскрывает отношение «человек – общест­во», а образова­ние и воспитание же отражают, прежде всего, отношение «человек – человек».

Значение образования и воспитания для человека и об­щества трудно переоценить. Проблемы образования и вос­пи­­та­ния тесно связаны с вопросами природы человека, его сущ­ности и существования. Как феномены культуры образо­вание и воспи­та­ние пронизывают все области человеческой деятельности. Любой вид деятельности, в сущности, имеет воспитательное значение. Именно в про­цессе образования и воспитания появ­ляются те качества человека, в результате которых преобра­зует­ся он сам. Обра­зо­вание и воспитание обеспечивают связь, пре­емст­венность поколений, произ­вод­ст­во и воспроизводство самого человека и общества.

Философия и педагогика, а следовательно, образование и воспитание исторически и функционально всегда были взаимо­связаны. Эта связь обнаруживается уже в том, что философия, подобно педагогике, выполняет наряду с други­ми основными функциями и воспитательную функцию. С помощью миро­воззрения философия формирует ценностно-ориентирующий взгляд на мир и будущее человека и об­щества. В результате в практике человека проявляется пре­об­разовательная сила фило­софии. Кроме того, образова­ние как общесоциальная проблема вообще входит в компе­тенцию философии. Философию всегда интересовало воспи­та­ние в широком смысле как уникальный процесс станов­ления чело­века, а педагогика всегда ориенти­ровалась на определенную философскую концепцию человека.

В методологическом плане тесная связь философии с педагогикой объясняется тем, что без философского подхода
к образованию и воспитанию можно освоить лишь эмпири­ческий уровень педагогической деятельности, то есть лишь то, что лежит на поверхности, а глубинный уровень ее остается в тени. Это, видимо, хорошо понимали выдающиеся философы и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля в философии и Коменского и Песталоцци в педагогике. Так, Иммануил Кант утверждал, что воспитание — изначальная, внутренне присущая философии функция. В «Пролегоменах» он заявляет, что фило­софия «предназначена не для учеников, а для будущих учите­лей» (Кант И. Соч.– М., 1965. Т. 4. С. 69). Джон Дьюи, в свою очередь, утверждал, что «фило­софия есть теория воспитания в ее всеобщей форме» (Dewey J. Dеmokrutie und Erziehung. 2. Aufl. – Braunschweig, Hamburg, 1949. S. 426).

Тесная связь философии с педагогикой обнаруживается также при рассмотрении природы дидактики. Последняя в широком смысле есть учение о принципах, методах и формах обучения и воспитания. Дидактика как часть педагогики соз­да­ется в целях более эффективного воздействия препода­ва­теля на учащихся. Как средство этого воздействия дидактика должна руководствоваться каким-то более общим методом. И таким методом в отечественной педагогике выступает материалисти­ческая диалектика. Именно диалектика как дидактика, будучи наиболее общим и глубоким методом, способна преодолеть ограниченность формального мышле­ния и обучения, а также рамки абстрактной и корпоративной (груп­повой) морали. Вообще, овладевая в ходе обучения диалекти­чес­ким методом познания и преобразования дейст­ви­тельности, человек может стать подлинно нравственной и самостоятель­ной личнос­тью, способной противостоять жизненным труднос­тям и невзгодам.

В России поиску философских оснований для педагоги­ческой теории и осмысления практики воспитания много вни­мания уделяли такие известные педагоги, как Н.И. Пи­рогов и К.Д. Ушинский. Последний фактически создал антропо­логи­ческую философию воспитания. Подчеркивая философ­ский ха­рак­тер проблемы воспитания, Ушинский писал: «Если педаго­гика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Ушин­ский К.Д. Человек как предмет воспит­ания. Опыт пе­да­гоги­чес­кой антропологии // Собр. соч. Т. 8. – М., 1950. С. 23). Конечно, приведенные выше суждения надо рассмат­ривать в контексте общефилософских позиций их авторов. Однако данные высказывания значимы уже сами по себе. Хотя непосредственным объектом образования является реальный педагогический процесс (мир образования), но глубинным объектом философии и педагогики является человек. Соответ­ст­венно в теории связующим звеном между философией и педагогикой выступает антропология как философское учение о человеке. Следовательно, связь фило­со­фии с педагогикой не явля­ется прямой и механической. Философия поставляет на воору­жение педагогики мировоз­зрение и общую методологию, кото­рая специфически пре­лом­ляется применительно к самой педаго­ги­ке, а педагогика дает философии более полное, более конкрет­ное, живое представление о природе человека, особенно ребенка.

В настоящее время в связи со сложной общесоциальной ситуацией в педагогической науке наблюдается своеобраз­ный «антропологический поворот». Он выражается прежде всего в гуманизации образования, в усилении воспита­тель­ного харак­тера последнего, в приоритете постижения обще­человеческих ценностей. В этом плане интересно и спра­ведливо высказывание В.Б. Куликова: «Гуманитарное воспи­тание, в широком смысле слова, направлено на рас­крытие сущностных сил человека, его внутреннего богатства. Только так возможно осуществление «внешнего» специа­лизиро­ван­ного обучения. Учитель при этом обязан стано­виться филосо­фом по своей сути, ибо его главней­шая функ­ция — открытие и совершенствование человеческого в чело­веке при помощи освоения и познания многообразия пред­метных связей ре­ального мира» (Куликов В.Б. Педагоги­ческая антропология: истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988. С. 172).

Под влиянием потребностей развития современного об­щест­ва и образования в конце 40-х годов XX века на Западе возникла так называемая «философия образования». Хотя статус этой дисциплины проблематичен, а предмет ее не спе­цифици­рован, в России она недавно преподавалась в вузах в курсе «История и философия образования». По нашему мне­нию, в настоящее время философия образования является ин­тегратив­ной отраслью знаний. Философия образования — это общие представления, интегрирующие отдельные виды педагогичес­кого знания на философской основе. Источни­ками философии образования служат исторический опыт различных образова­тель­ных систем, фундаментальные дости­же­ния философии и культуры, различные знания о человеке, знания о развитии ци­ви­лизации и другие гуманитарные зна­ния. В 90-х годах XX века исследованием проблем, связан­ных с философией обра­зо­вания, занимались многие оте­чест­венные философы и педагоги: Б.М. Бим-Бад, М.В. Богу­слав­ский, Б.С. Гер­шун­ский, П.С. Гуре­вич, В.М. Розин и другие.

Философия образования занимается решением фунда­мен­тальных мировоззренческих и методологических проблем обра­зо­вания. По мнению В.В. Краевского, философию обра­зо­вания можно рассматривать по отношению к педагоги­ческой науке как философский уровень методологии позна­ния, пони­мания и объяснения научно-педагогических знаний. Я.С. Тур­бовской полагает, что смысл философии образования состоит в научном обосновании и раскрытии специфики мира образо­ва­ния как целенаправленно познаваемой, творимой реальности.

Философия образования как наука, определяющая поли­тику в сфере образования, решает следующие задачи:

- изучает социально-культурную сущность образова­ния, выявляет место образования в обществе, раскрывает его источ­ники и движущие силы, анализирует соотношение обще­челове­ческого и личностного в образовательной дея­тельности;

- изучает потребности личности, общества и государст­ва в образовании;

- вырабатывает и задает педагогике общественный идеал образованного человека определённого общества и
в соответст­вии с этим определяет цели образовательной деятельности;

- дает педагогике целостное представление о всех состав­ляющих ее компонентах и целостном понимании педагоги­чес­кого процесса как процесса становления и развития человека;

- участвует в формировании новой парадигмы (нового образца) образования и перспектив его развития;

- разрабатывает практически ориентированную страте­гию образования;

- на основе философской рефлексии помогает педаго­гике в анализе и выработке базовых оснований различных концепций образования;

- на основе методологической и прогностической функ­ций создает возможность обсуждения путей и способов разре­шения кризиса образования в России и формирования новой школы.

Таким образом, философия и образование не только тесно взаимо­связаны, но и дополняют друг друга, так как с разных сторон решают одну и ту же задачу — форми­рование полноценной личности современного общества.